Взаимосвязь психологии, педагогики и социальной работы.

Функционализм предполагает выявление структур, элементов, фрагментов социального взаимодействия, подлежащих изучению, их функций. СР рассматривается как функция, выполняющая обязательства перед обществом, обеспечивает его стабильность, а также перед отдельным человеком, «слабыми группами населения».

Марксистская модель опирается на положение об определяющей роли экономики, способа производства в социальной дифференциации общества. Цель преобразования общества – построение общества – построение общества без эксплуатации, где будет достигнута социальная однородность, возможность свободного всестороннего развития каждого человека. Для СР эта теория полезна своей ориентированностью на бедных, эксплуатируемые слои населения.

Узловым понятием теории экологических системстала категория «модель жизни». «Модель жизни» рассматривает людей как системно-организованных субъектов жизнедеятельности, которые постоянно приспосабливаются к многообразию условий быта. Социальные проблемы (бедность, дискриминация, загрязнение природы) усложняют условия бытия, сокращают возможность взаимной адаптации. Социальный работник воздействует не только на клиента, но и на среду обитания. Акцент на типизацию проблем. Эта теория сравнительно новая. Главная цель СР в аспекте применения этой теории – это усиление адаптивных способностей человека, влияние на его среду обитания и окружение таким образом, чтобы сделать компромиссы между ними и средой обитания более адаптивными.

В основе социально-радикальной модели – борьба за права человека. Данная модель проявляется как модель защиты и развития самосознания представителей различных социальных групп. Технология защиты и «наделения полномочиями» направлена на развитие социальных способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых, причем упор делается на учет влияния властных структур, классовой принадлежности.

Формируетсяновая отрасль социология социальной работы.Для практики социальной работы имеют значение такие отрасли социологии как управление персоналом (имеет отношение к деятельности учреждений социальной работы), социология семьи (помогает осуществлять экспертизу семейного положения клиента, социального положения разных семей), социология труда (дает возможность понять специфику влияния на решение проблем клиента его профессионально-трудовой среды, характерных черт работников различного профиля, профессиональных заболеваниях, исследование проблем занятости, безработицы, социальная защита работника), социология духовной жизни (предоставляет данные об особенностях поведения, положения, социальных ориентаций), социология культуры (роль учреждений культуры как фактора оказания помощи, социальная работа на базе учреждений культуры, учет культуры клиента, учет социальных групп по их культурно-образовательному облику).

Второе базовое направление влияния социологии на СР связано с её воздействием на подготовку, переподготовку и повышение квалификации социальных работников.

Одно из направлений влияния социологии на СР связано с анализом самой СР. Социологическое осмысление основных направлений развития СР – важная предпосылка совершентствования СР.