На развитие концепций теории социальной работы

Социологические парадигмы и их влияние

Взаимосвязь социологии и социальной работы.

Микроценности социальной работы

Ценностные ориентации в социальной работе могут выступать на межличностном уровне, если они способствуют эффективному терапевтическому контакту.

Основными ценностными установками выступают:

Эмпатия сопереживание. При сочувствии к состоянию клиента социальный работник, однако, не отождествляет свои переживания с переживаниями клиента.

Принятие доброжелательное, позитивное отношение к клиенту без предъявления к нему каких-либо условий, несмотря на возможные временные негативные эмоции.

Аутентичность откровенное самораскрытие осознанных чувств и личностных установок при соблюдении дистанции и отсутствии идентификации с клиентом.

Уважение способность ценить клиента как личность, принятие обязательств по отношению к нему, воздержание от критических суждений, демонстрация разумной меры теплоты.

Экспертность понимание меры возможной поддержки клиенту.

Аттрактивность способность быть для клиента «сходным с ним».

Надежность умение заслужить доверие клиента,

Философия ценностей социальной работы связана со спецификой деятельности профессионалов в социальной сфере. В контексте общественных и личностных конфронтации, этических и ценностных разногласий социальные работники вырабатывают нормативные требования и ценностные ориентации не только для эффективной поддержки общественных связей и отношений, но и с целью помочь клиенту осуществить правильный выбор поведения, решить свои актуальные проблемы.

Фундаментальный вопрос философии: «Что есть человек?» является основой и для социальной работы. Чловек предстает как «человек-нуждающийся» и как «человек-помогающий» в их взаимообусловленности и взаимозависимости. С одной стороны, человек выступает как субъект, который не может самостоятельно решить жизненные проблемы, осуществить поступок, найти способ изменения ситуации. Такой человек в социальной работе определяется как клиент. С другой — наличие клиента («человека-нуждающегося») в познавательном пространстве заранее предполагает наличие другого субъекта — «человека-помогающего», чьи действия и поступки направлены на разрешение трудной жизненной ситуации клиента.

Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, рассматриваемых в их связи с общественным целым.

Социология тяготеет к тем теориям СР, что ориентированы преимущественно на структурную СР, деятельность социальных работников по оказанию помощи различным социальным группам нуждающихся, по оптимизации работы учреждений СР, по повышению эффективности социальной политики в обществе в целом.