Мезоуровень ценностей социальной работы

Макроуровень ценностей социальной работы

Мегауровень (метауровень) ценностей социальной работы

1. Право на жизнь

2. Свобода

3. Равенство и недискриминация

4. Справедливость

5. Солидарность

6. Социальная ответственность

7. Обеспечение мира и отказ от насилия

8. Отношения между человеком и природой

Ценности данного уровня обосновывают конкретные действия социального работника в пределах профессиональной компетенции, определяют его ответственность перед клиентами, коллегами, работодателями, перед профессией4.

1. Преимущества индивида по отношению к обществу

2. Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом

3. Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений

4. Стремление к социальным изменениям, соответствующим осознанным социальным потребностям

5. Готовность к передаче знаний и умений другим

6. Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание

7. Стремление к развитию самопомощи клиента

8. Готовность действовать от имени подопечного, несмотря на возможные фрустрации

9. Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, интеллектуальному благосостоянию для всех членов общества

10. Стремление к высоким личным стандартам в жизни и профессиональной деятельности

Социальная работа является нормативной дисциплиной, она имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентации клиентов является необходимым условием для философских концептов социальной работы.

Таблица 4

Метаценности Характеристики
Целостность Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязь, организация, структура, дихотомия трансцендентного, порядок
Совершенство Необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствование
Завершение Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок
Закон Справедливость, незапятнанность, порядок, законность, долженствование
Активность Процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование
Богатство Диференциация, сложность
Простота Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура
Красота Правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство
Доброта Правота, доброжелательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность
Уникальность Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна
Ненапряженность Легкость, отсутствие напряжений, усилий, сложностей, изящество, совершенство
Игра Забава, удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость
Истина, честь, реальность Открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность
Самодеятельность Автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам

 

Способность воспринимать, дифференцировать и осознавать факты и ценности была описана А.Маслоу как характеристика правильно функционирующего человека. Согласно его гуманистической теории личности, человек имеет ряд метаценностей (метапотребностей), или бытийных ценностей. Несмотря на свой абстрактный характер, в реальной жизни они получают конкретное наполнение и приоритетность в зависимости от потребностей в самоактуализации личности. Доминирующие ценности связаны не только с трудной жизненной ситуацией, но и с экзистенциальными приоритетами, витальными потребностями, мотивами личностного роста. Согласно классификации А.Маслоу8, бытийные ценности индивида, метаценности можно представить в понятийных пропозициях (таблица 4).

Таким образом, люди имеют не только ценности, но и их иерархию, на которую ориентируются в различных жизненных ситуациях, в зависимости от того, насколько общество санкционирует их действия и поступки. Интериоризированные (ставшие внутренне присущими) ценности и нормы личности учитываются в социальной работе. Они выступают в качестве социальной нормы, формируют принципы профессиональной ответственности, ценностные концепты профессии.