Диалектико-материалистический (марксистский) подход

Диалектико-критический подход

Избегая обычного описания сферы социальной работы с точки зрения методов или специфических рабочих полей, сторонники этого направления предлагают структуру, аналогичную системно-теоретическому подходу рассмотрения проблемы: восходящие уровни деятельности социальной работы как субсистемы общества подразделяются на три рабочие субсистемы — социальную и общественную политику, социальное планирование и социальное администрирование, социальную терапию. Сторонники этого подхода имеют целью структурное устранение общественного неравенства.

Марксистский подход основывается на посылках определенной общественной теории. Анализ позднекапиталистического общества проводится с помощью категорий, примененных К.Марксом в «Капитале».

Согласно диалектико-материалистической (марксистской) теории, общественная практика как специфический способ существования людей является источником возникновения проблем, а значит, исходным пунктом изысканий теоретического познания.

Сторонники этого подхода анализируют проблему под углом зрения категории бедности, используя двойственность понятия бедняк, который, с одной стороны, является общественным субъектом, частью общества, а с другой стороны, будучи объектом административно-правовых мероприятий, находится вне общества, не может функционировать как равноправный член общества.

Теория социальной работы является социально-научной общественной и прикладной наукой, задачи, содержание и перспективы которой формируются в контексте развития практики социальной работы, в тесной связи с государственным социальным обеспечением и как выражение общественно-исторических структур и тенденций развития.

Ориентированная на эти задачи концепция теории социальной работы структурируется на основании двух подходов: исторического и системного.

Реализация данной концепции осложняется не только широтой поставленных вопросов и может разворачиваться не только в контексте различных общественно-теоретических подходов и их политико-практических интересов, но неизбежным представляется и то, что оценка исторической и современной ситуации приведет к развитию концепции теории социальной работы как предоставляющей услуги.

История и теория социальной работы в перспективе анализируется как один из инструментов современного общества для реализации задач образования, поддержки и помощи в условиях структурных общественных противоречий, включая противоречия между задачами социального государства и политически и экономически обусловленной структурой власти, между возможностями современной сферы социальных услуг и связанной с ними опасностью отчуждения клиента (адресата) от реализации жизненных возможностей.

Комплексный подход к различным теоретическим школам социальной работы позволил Ю.Гризу предложить классификацию основных теоретических направлений, которые отражают ее современные тенденции в Германии. (См. табл. 2.)

Таблица 2

Канада. Классификация методов социальной работы, сведение их в единую теорию на основе холономных и синергетических подходов предприняты канадскими исследователями социальной работы.

В основе данных подходов лежит некий универсальный научный подход, который согласно единым принципам и законам достоверно отражает явления материального мира, мира человека и общества. Теории систем, теории процессов, принципы синергетики направлены на создание новой парадигмы науки, где снимается картезианско-ньютоновское деление знания на естественно-научное и гуманитарное.

Основная идея для социальной работы представлена той закономерностью, которая раскрывается в следующей логике и характерна для всех систем как мира природы, так и общества. Если знать поведение некоторых составляющих его частей, то возможно открыть наличие других частей и предсказать их поведение. Такой подход к воздействию и взаимодействию позволяет прежде всего отойти от основополагающих принципов социальной работы «личность — среда» и «среда личность» и выбрать в качестве нового рабочего подхода принцип «я и другие».

Тетраэдр в качестве системы взаимосвязи социального работника и клиента предстает в этом случае моделью описания процесса помощи. В этой связи социальная работа выступает как промежуточное звено, позволяющее налаживать связи человека с миром, не отдавая предпочтения ни личности, ни среде, что было свойственно при теоретических подходах в социальной работе.

При этом указанные принципы позволяют выстраивать глобальные модели социальной работы на различных уровнях: политическом, географическом, общественном, духовном, поскольку глобальный контекст можно смоделировать как изменяющуюся основу для социальной работы и ее отдельных частей.

Швеция. Попытку разработать модель единой теории социальной работы предприняли шведские ученые Г.Берлнер и Л.Юнссон. Согласно их подходу, социальная работа — это прикладная наука, в основе которой лежит действие. Теория действия и аналитическое понимание социума и человека должны интегрироваться в единую теорию, позволяющую не только находить способы помощи клиенту, но и объяснять эффект, который достигается в результате терапевтической деятельности социального работника.

По мнению этих шведских исследователей, таким требованиям отвечает теория социально-психологической работы, которая и должна стать инструментом анализа и действия.

Таким образом, социальная работа в процессе становления границ ее познания претерпевает культурно-исторические изменения: расширяется практика осмысления социальных феноменов, появляются теоретические конструкты и принципы социальной работы, в процессе развития теории оформляется научная парадигма социальной работы.