Характеристика функций социальной работы.

Функция – это роль, которую выполняют отдельные субъекты социальной системы, в осуществлении целей и интересов индивидов, социальных групп, слоев и классов (диагностическая, прогностическая, предупредительно-профилактическая, правозащитная, социально-психологическая, социально-медицинская, социально-бытовая, коммуникативная, рекламно-пропагандистская, нравственно-гуманистическая, организационная).

Теория социальной работы реализует свою задачу, выполняя ряд существенных функций:

информационную, позволяющую в обобщенной форме описывать сведения о социальных процессах;

объяснительную, с помощью которой выявляются причинно-следственные связи, тенденции становления социальных процессов;

эвристическую, благодаря которой формируются новые знания о социальных проблемах, создаются новые и уточняются уже известные научные концепции;

практическую, позволяющую принимать решения в конкретных социальных ситуациях и осуществлять социальные программы, удовлетворяя запросы общества;

прогностическую, которая заключается в рассмотрении стратегических направлений развития социальных процессов и обеспечении превентивного воздействия на те или иные явления социальной сферы;

мировоззренческую, рождающую у субъектов социальной работы научное мировоззрение, системное мышление, позволяющее видеть социальные сущности во всей полноте их взаимосвязей.

Теория СР имеет ряд функций.

Информационная функция: теория СР содержит сведения о реально происходящих социальных процесса, описывает их в обобщенной форме.

Объяснительная функция: объяснение процессов и явлений, причинно-следственных связей, основных тенденций и направленности их развития.

Эвристическая функция: теория несет в себе новации, новые знания.

Практическая функция: теория порождается потребностями практики, развивается на её основе, находит потверждение своей истинности.

Прогностическая функция: выявление тенденций, определение направленности развития социальных процессов, объектов СР, обеспечение упреждающего воздействия на развитие социальных явлений и процессов.

В большинстве учебников по теории СР её функции рассматриваются, исходя из особенностей её эмпирического уровня.

Диагностическая функция – изучение социальным работником особенностей группы людей (или человека), степени влияния на них микросреды и постановка «социального диагноза».

Прогностическая функция – программирование и прогнозирование влияния на объекты СР всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов.

Предупредительно-профилактическая функция – приведение в действие механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений (социально-правовых, юридических, психологических, педагогических, социально-медицинских и др.).

Социально-терапевтическая функция – организации социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся.

Правозащитная функция – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения.

Социально-педагогическая функция – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, специалистов и др.

Социально-психологическая функция – различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации.

Социально-медицинская функция – организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, работа по планированию семьи, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, способствование формированию здорового образа жизни.

Социально-бытовая функция – способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения в улучшении их жилищных условий, организации их нормального быта (инвалидам, людям пожилого возрпаста, молодым семьям и др.).

Коммуникативная функция – установление контактов с нуждающимися в помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб.

Рекламно-пропагандистская функция – организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека.

Нравственно-гуманистическая функция – придание СР высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе.

Организационная функция – способствование организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к работе общественности, направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищенным слоям и группам, отдельным личностям.

Содержание любой науки характеризуют её методы. В общем смысле метод – это комплекс интеллектуальных действий, при помощи которых данная наука предполагает установить истины, к которым она стремится, доказывает их и проверяет.

Большинство методов можно рассматривать как упорядоченный комплекс операций, применяемых для достижения одной или нескольких целей, как свод принципов, которыми руководствуются при любом организационном исследовании.

Существуют разные основания для выделения отдельных групп методов:

– методы сбора информации и её обработки;

– методы эмпирического исследования и теоретического моделирования;

– общенаучные методы и специфические методы конкретных наук и тд.

Проблема классификации методов СР также является пока во многом дискуссионной.

К основным методам сбора информации относятся анкетирование, интервью, опрос, наблюдение, тестирование. К ним также относят диалог – взаимодействие клиента и специалиста.

В настоящее время многие методы, используемые в социальных науках, являются междисциплинарными. Например, социометрия, групповая дискуссия, включенное наблюдение рассматривают как социально-психологические методы исследования. Как характерные для социологии обычно рассматривают анкетирование, экспертный опрос, контент-анализ текстов и др.

Один из методов преимущественно СР – метод написания «социальных биографий» или биографический метод (изучение личных документов). В России этот метод оценивается сдержанно. Недостатки этого метода – отсутствие репрезентативности, субъективная окрашенность воспоминаний и др. Этот метод позволяет более отчетливо зафиксировать социальную включенность субъекта в происходящие события, увидеть «разрывы» в индивидуальной траектории развития. Эти разрывы могут быть как деструктивными, так и инновационно-творческими.

Французские исследователи предлагают в виде нового инструментария использовать биографический метод – метод «история семей». Изучение истории семей позволяет выявлять становление и реализацию жизненных сил человека. Семья обладает спектром жизненных ресурсов, которые затем обусловливают различия в образе жизни и реализации субъектности человека. Существую различные формы биографического метода: свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиография и т.д.

Среди методов, используемых в теории СР особая роль принадлежит такому методу, как «комплексное психосоциальное моделирование». Моделирование – символическая схема какой-либо реальности.