Принципы социальной работы.

Актуализация внутренних ресурсов объекта СР.

Согласование общественных норм и представлений о норме нуждающегося в помощи, в режиме переговоров, завершающихся заключением контракта.

Соотнесение общественных эталонов существования в обществе с ресурсным потенциалом общества.

Развитие потенциалов общественных институтов в сфере помощи нуждающимся.

Гуманизация соц.и госуд.норм отношений к жизни индивида, семьи и сообщества (учет интересов всех сторон, участвующих во взаимодействии).

Социальная работа призвана решать задачу продвижения в обществе ценностей сострадания категориям населения, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социальные работники должны выступать инициаторами законов, направленных на защиту населения и уязвимых групп. Популяризация в обществе образцов толерантности, альтруизма, филантропии, взаимопомощи.

Необходимо привлекать негосударственные, неформальные институты к помощи отдельным лицам и группам, привлекать спонсоров. Важна компетентность соц.работников при разработке оптимальных путей и способов оказания соц.помощи.

Обеспечение соц.справедливости (выработка законодательства, распределение бюджетных средств, распределение всех видов помощи).

Контракт огаваривает правила оказания помощи.

Поддержание активной жизненной позиции клиента соц.службы, содействие в развитии способностей, соц.опыта самопомощи, самообеспечения и организации своей жизни на личностно и социально приемлемом уровне.

6. Обеспечение доступности общественных ресурсов для объекта СР. Соц.поддержка нуждающихся, обеспечение оптимальным способам взаимодействия, координация соц.институтов и организаций (физическая доступность зданий, сооружений, траспорта). Клиент должен владеть информацией об услугах социальных служб. Обеспечение доступности услуг, эмоциональным настроем социальных работников.

 

Из закономерностей вытекают принципы.

Принципы СР выступают важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. В принципах СР находят отражение наиболее существенные связи и отношения, присущие практической и теоретической деятельности. Они отражают не только идеологию СР, критерии эффективности практики, но и познавательные тенденции СР как области научного познания.

Приоритет в структурет принципов СР отдается принципам философским и принципам социальных наук. Гуслякова Л.Г. выделяет следующие группы принципов теории СР.

Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия:

– принципы детерминизма, который выражает существование обусловленности одного явления или процесса другими; показывает причинную обусловленность социальных явлений экономическими и политическими факторами; например, при работе с проблемой клиента важно выявить факторы (причины), которые обусловили не только проявление проблемы, но и её возникновение;

– отражения, который характеризует специфичность отражения различных фактов социальными субъектами; специфика отражения определяется особенностями социального субъекта, что необходимо учитывать при работе с разными типами клиентов (например, отношение пенсионера и молодого человека к различным формам помощи будет разным); особенности отражения постоянных и эпизодических явлений социальными субъектами и др.

– развития, котрый предполагает учет единства количественной и качественной сторон при изучении любого объекта; следует учитывать, что не всякие изменения приводят к развитию; в теории СР большое значение имеет связь категорий «развитие» и «прогресс», которые рассматриваются как эффективность социальной помощи, поддержки и т.д.;

– гносеологического подхода, который ориентирует на изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия процессов в обществе, учит видеть их специфику, тенденции развития и закономерности;

– личностного подхода, который требует при изучении социальных процессов учитывать, что их носителем является конкретная личность с её потребностями, интересами, ценностями, чувствами и мыслями;

– единства сознания и деятельности, который вооружает СР правильным пониманием сущности того или иного вида деятельности, в которую вовлечен социальный клиент, влияние уровня сознания на развитие этой деятельности.

Общие принципы социальных наук:

– историзма, который предполагает, что ни одно социальное явление, ни один социальный процесс не могут быть поняты без выяснения особенностей, условий, в которых они возникли;

– социальной обусловленности, суть которого заключается в том, что в различные периоды развития общества те или иные группы клиентов могут выступать как приоритетные объекты социальной помощи и поддержки; различные модели развития общества будут предполагать и различные модели СР (1-ая модель: восстановление экономики, её стабильное развитие способствуют перестройке всей системы социальной защиты населения, переходу к возникновению двух взаимодействующих систем – государственной и негосударственной; 2-ая модель: деятельность государственных органов социального обеспечения является основным фактором поддержки нетрудоспособных граждан и семей с детьми, социальная защита от абсолютной нищеты; 3-я модель – укрепление и прогрессивное развитие экономики и социальной сферы, что способствует повышению уровня жизни граждан, может быть реализован принцип «всеобщности социальной защиты»);

– социальной значимости, обязывает учитывать не только природу, но и роль, значение, функции тех или иных социальных и социально-психологических явлений, потребностей, интересов, мнений различных типов клиентов; предполагает ценностный подход к характеристике социальных явлений с точки зрения клиента, с учетом его основных характеристик, особенностей восприятия предоставляемой помощи и поддержки;

– неразрывной связи индивида и его социальной среды.

Социально-политические выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности СР от социальной политики государства: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями СР, демократизм её содержания и методов, учет кокретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов СР с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.

Организационные принципы отражают сложность и многообразие организационных, функционально-иерархических связей и отношений (социально-технологическая компетентность кадров, принцип единства прав и обязанностей и др.).

Психолого-педагогические принципы выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия и взаимодействия с клиентом: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность СР.

Специфические принципы СР определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг. К таковым относятся принципы универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма (признания приоритета прав клиента), опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности, активизации, что касается в равной степени деятельности и субъекта, и объекта социальной работы; взаимосвязи среды и личности в процессе оказании помощи и др.

Чаще всего принципы теории социальной работы, отражающие ее познавательные тенденции принято делить на общие и специфические. Первая группа принципов указывает на познавательную стратегию науки и носит философский и общесоциальный характер. Вторая группа исходит из комплексных теоретических подходов к социальной работе и имеет тактическую направленность, указывая на пути решения проблем.

М.В.Фирсов разделяет принципы теории СР на следующие группы:

1) общие принципы, отражающие стратегии СР во всех её познавательных и практических направлениях; 2) концептуальные принципы, характерные для теоретических школ и направлений; 3) операциональные, или имплицитные, принципы, реализуемые в процессе интеракций на различных уровнях; 4) этические принципы, отражающие нравственные императивы социального работника, выполняющего в обществе определенную миссию.

В различных направлениях и школах данные принципы могут иметь свои типологии и классификации.

1. Общие принципы СР.Эти принципы отражают общие, характерные для всех систем классификаций СР типологические связи и отношения. Эти принципы универсальны, характерны для всех школ знания в СР.

Принцип активизации исходит из идеи о равноправном партнерстве и равной ответственности субъекта и объекта социальной помощи. Цели активизации связаны как с определением самостоятельности объектов помощи, так и с умениями определять, отстаивать и решать свои проблемы самостоятельно.

Принцип «среда-личность» связан с методологическими установками на процесс интеракции, где в качестве объекта изменения выступает среда. Обосновывает существенные связи и отношения субъекта и среды, изменяющей стратегии развития.

Принцип «личность-среда» отражает сущность стратегий изменения и развития мезо- и макрообъектов помощи, где в качестве активного агента модификации выступает отдельный субъект. Принцип предполагает, что не существует фатальной зависимости человека от среды, которая также изменяется под воздействием индивидуальных преобразований отдельных субъектов.

Принцип «здесь и теперь» – общая установка на процесс взаимодействия и познания социального работника клиента, где актуализируются мысли, чувства и события, имеющие место непосредственно в данное, конкретно-бытийное время.

Принцип «там и тогда» – представляет собой фокусирование социального работника на процессы взаимодействия и познания клиента, в которых актуализируются прошлый опыт, жизненные ситуации клиента, явившиеся причиной модификации его жизненных стратегий.

Принцип «Я и другие» – принцип, согласно которому процесс познания в СР должен учитывать совокупность воздействий, ведущих к изменению стратегий развития объекта. Они могут быть представлены различными связями, отношениями, ситуациями и находиться в различных сферах и областях существования, непосредственно не связанных с объектом помощи. Согласно этому принципу раскрывается стратегия оказания помощи субъекту, при учете различных способствующих ей сил.

2. Концептуальные принципы социальной работы.Принципы данного уровня связаны с базовыми феноменами, процедурами, смыслами концепции. Не имея универсального характера, они отражают связи и отношения определенной ветви практики и научного осмысления.

Ситуативная теория СР основывается на концепции поведения. Центральным концептом выступает ситуация. Спектр её проявлений достаточно широк – от индивидуального кризиса до семейного и коллективного. Принцип: ситуация реализуется через персональное развитие.

Теория ролей исходит из детерменированности поведения людей их статусом, позицией в межличностных отношениях. Принцип ролевой дополнительности. Согласно этому принципу, модели помощи и поддержки субъекту возможны в пределах изменения его социально-ролевого репертуара.

Экологическая системная теория основана на концепции взаимного обмена в системе «личность-окружающая среда». Принцип экологической дополнительности. дополнительность рассматривается в оппозиции к различным микро-, мезо- и макросистемам, представленным в СР индивидом, семьей, группой, государственной системой. Так в системе «государство-сообщество» данный принцип понимается таким образом, что сообщество людей получает помощь от государства с учетом уровня их проживания, но пропорционально имеющимся натуральным ресурсам.

3. Операциональные принципы.Эти принципы выстраиваются на основе индивидуального опыта социального работника в процессе его взаимодействия с клиентом. Например, принципы социализации, поддержки, обучения и др.

4. Этические принципы социальной работы.Данные принципы определяют нормированное поведение социального работника. Они охватывают различные стороны: профессиональное поведение, взаимоотношения с клиентом, обращение с клиентами и работодателями, отношение к профессии и обществу. Такие принципы разработаны Национальной ассоциацией социальных работников США. В России Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб был утвержден кодекс социального работника, который включает принципы:

– принцип компетентности;

– принцип моральной ответственности перед клиентом;

– принцип моральной ответственности перед обществом;

– принцип моральной ответственности перед профессеией и коллегами.