Сущность портфельной стратегии предприятия
Оценка привлекательности отрасли в целом и с позиции отдельного предприятия
Во многих случаях важно успеть вовремяадекватно оценить перспективы отрасли. Это может способствоватьминимизациииздержек при входе и выходе из нее.
Ниже приведены основные факторы определяющие степень отраслевой привлекательности для предприятий, действующихвнеотрасли:
1. Текущая и перспективная отраслевая прибыльность;
2. Перспективы отраслевого роста;
3. Влияние на отрасль движущих сил;
4. Вероятность вхождения, выхода из отрасли крупных предприятий;
5. Стабильность спроса, определяемая, например,сезонными циклами и циклами деловой активности, устойчивостью предпочтения потребителей, наличием товаров-заменителей;
6. Усиление или ослабление интенсивности отраслевой конкуренции;
7. Серьезность проблем, стоящих перед отраслью;
8. Степень неопределенности и риска относительно будущего отрасли.
Для оценки отраслевой привлекательности с точки зрения отраслевого предприятия следует к факторам перечисленным выше, добавить следующие:
1. Относительные значения КС и KII предприятия в отрасли и тенденции их изменения;
2. Возможности предприятия использовать уязвимость менее сильных конкурентов для собственной пользы;
3. В состоянии ли предприятие защищаться от воздействия факторов, делающих отрасль в целом непривлекательной?
4. Целесообразно ли предприятию оставаться в непривлекательной отрасли, если оно функционирует также и в других отраслях?
Что выгоднее: оставаться в отрасли или покинуть ее?
Портфельная стратегия – совокупность стратегических сфер бизнеса предприятия, связанных или не связанных между собой.
Различают четыре основных составляющих портфельной стратегии.
1. Географический вектор роста, который определяет масштаб и направление будущей сферы деятельности предприятия. В связи с этим существуют три направления развития:
- рыночная потребность
- технология товаров и услуг
- география рынка, определяющая регионы или страны, в которых предприятие намеревается вести бизнес.
2. Конкурентное преимущество , которое предприятие будет стремиться достичь в соответствующих областях деятельности.
3. Синергизм (стратегическое соответствие ), который будет возникать между различными сферами деятельности предприятия.
4. Стратегическая гибкость портфеля
Здесь различают два подхода приобретения стратегической гибкости:
- внешний подход, связанный с диверсификацией предприятия
- внутренний подход, связанный с наличием ресурсов и возможностей, которые используются в различных сферах бизнеса.