Словообразовательная стилистика.

Фразеологическая стилистика.

Лекция № 11.

Фразеология подчиняется трехчленной стилистической модели. Например, повышенную окраску имеет выражение «лишиться рассудка», нейтральную – «с ума сошел», ниже, с отрицательным знаком – «спятил с ума». По такой же модели строится противопоставление (далеко, за тридевять земель).

Окрашенность во фразеологии выше, чем в лексике. Окрашенных фразеологизмов - 75%, неокрашенных - 25%. Неокрашенными являются фразеологизмы номинативной семантики (белый гриб, белый хлеб, Черное море, абсолютный нуль, день за днем, в центре внимания).

Книжная фразеология (абсолютный нуль, алтарь отечества, сложить оружие, принять резолюцию) может иметь эмоционально-экспрессивную окраску: «воздать должное» - оттенок торжественности; «узы Гименея» - оттенок поэтичности; «алтарь победы» - риторический оттенок; «рыцарь печального образа» - иронический оттенок. Стилистической приметой книжных фразеологизмов являются слова с книжной окрашенностью: устаревшие (воздать должное, бездна премудрости, властитель дум), иностранные (альфа и омега, персона нон Грата, тет-а-тет), разговорные (очертя голову, голова пухнет, зарубить на носу, заморить червячка, навострить уши).

Во фразеологии есть оттенки: - одобрения (золотые руки, кровь с молоком); неодобрения (спустя рукава, перемывать косточки);- пренебрежения (канцелярская крыса); - презрения (чесать языком, кишка тонка); - сниженный (дело дрянь); - обиходно-разговорный (свой в доску, ноль без палочки); - жаргон (взять за жабры, давить комарика).

Фразеология может выстраиваться в синонимические ряды (дни сочтены, еле дышит, не жилец). Иногда авторы сознательно подбирают синонимию (И. и П.)

В словообразовательной стилистике действует та же трехчленная стилистическая парадигма (старец (книж.) – старик (нейтрал.) – старикашка (сниж.)). Чаще всего словообразовательные парадигмы неполны. Есть парадигмы из двух компонентов, есть из одного, а другие предполагаются (ребята (нейтр.) – ребятня (разг.)).

Ресурсы словообразовательного плана:

1. Наличие словообразовательных синонимов (друг (нейтр.) – дружочек (ласк.) – дружище). Чаще всего один корень. (выпить – испить- попить). Входят в синонимический ряд и слова без аффиксов (картошка (сниж.) – картофель). Основную массу однокоренных слов составляют имена существительные. (волчиха (разг.) – волчица (нейтр.) ). В глаголах – (крохоборствовать (книж.) – крохоборничать (разг.)); воспретить (книжн.) – запретить (ниже по уровню).

2. окрашенность словообразовательных типов. Словообразовательный тип – группа слов, образованных от одной части речи одним и тем же способом производства. Например, на – изм (абсолютизм, васькизм (А Васька слушает да ест). Разговорные типы (конопатый – конопатинка, косолапый – косолапина, теплынь, солдатье, шоферня).

3. стилистические возможности отдельных способов словопроизводства. Способы могут быть книжные и разговорные. Книжный способ придает словам возвышенность с помощью аффиксов. Например, анти- (антифашизм), словосложение – признак книжности (звукопись, дельта- лучи). Разговорные способы: сжатие двух слов в одно плюс суффикс -к- (комсомольская газета – комсомолка), усечение (факультативные занятия – факультатив, баскетбол – баскет, телевизор – телек).

4. Стилистическая окраска словообразовательных аффиксов (толстовство, лениниана, шопениана; разг. зарубежка – зарубежная литература, вкуснятина, несун, везун).