Фонетическая стилистика.
Стилистика средств.
Лекция № 8.
Лекция № 7.
Тема: Стилистические ошибки и их классификации.
В речи допускаются ошибки трех типов:
1. фактические: «Шолохов родился в Москве» (он родился не в Москве).
2. логические: «Так и заснула она с букетом цветом и бомжами».
3. речевые (оговорки, неточности, просторечия) :
- словообразовательные (плакун);
- морфологические (с повидлой);
- синтаксические;
- лексические;
- фразеологические;
- стилевые.
Нас интересуют стилевые ошибки – это отклонения от норм литературного языка, они отвлекают от сути, слушатель замечает недостатки, недочеты.
И по причинам возникновения, и по степени нетерпимости, по сложности освоения нормы и по другим признакам и разнообразию ошибок создаются разные классификации. Их основания обычно разные.
Автор Воронин «Предупреждение и исправление стилистических ошибок в школе». - М.,1963.
Панфилов «Сборник упражнений по стилистике». Ошибки делятся на лексические (в выборе слов, в употреблении однокоренных слов, повтор, ошибки на связь слов в предложении, ошибки на построение слов в предложении).
Сулименко «Стилистика ошибок и пути их исправления»
Пленкин «Стилистика русского языка в старших классах»
Кожина М. Н. «Стилистика русского языка»: считает, что в стилистике нужно заниматься только речевыми ошибками, а не языковыми. Делит ошибки на нестилистические и стилистические (их делит на ошибки, связанные со слабым владением русским языком (бедность словаря и фразеологии, употребление штампов, употребление слов-паразитов, немотивированное употребление нелитературной лексики, однообразное построение предложений, отсутствие образности, где она необходима), ошибки, указывающие на недостаточную развитость языкового чутья, погоня за ложной красивостью, смешение разностильной лексики, наблюдается неблагозвучие из-за повторов (единая ежедневная еда), ошибки, связанные с нарушением норм отдельных стилей (столовая-пищеблок)).
В последнее время в ходу книга Чижовой Т. И. «Основы обучения стилистике в средней школе». - глава «Стилистические ошибки, их классификация, причины появления и их предупреждение». Её классификация основана на том, какой критерий речи нарушен: семантический, функциональный, эстетический. (Причины появления и их предупреждение - чье предупреждение – неясно; длинное построение, перегруженность).
На этом заканчивается теоретическое введение, переходим к стилистике средств.
Из истории вопроса. Истоки стилистики русского языка находятся в трудах Ломоносова «Краткое руководство к риторике». Пишет о том, что «оратор должен управлять своим голосом по состоянию материи. Слово следует произносить голосом чистым, непрерывным, не надлежит выкрикивать вдруг и неприлично произносить одним голосом». Эти требования Ломоносов усилил в «Кратком руководстве к риторике» в 1748 году, где писал, что речь должна быть благозвучной, рекомендуется избегать стечения согласных, избегать подобного произношения многих гласных, избегать частого употребления одного звука.
В трудах Ломоносова можно встретить идею звукового символизма. Он думал, что каждый звук несет какую-то идею.
В материалах для Российской грамматики сказано, что существует 3 штиля: исторический, риторический и простой. В Грамматике 1765 года говорится о разном происхождении звука «г» (в словах божественных нужно произносить фрикативно - бо[г], бо[г]ослужение).
Идея звукового символизма обсуждается до сих пор. Правы те, кто думает, что элементы семантики связываются со звуками, но эти связи всегда ограничены национально, пространственно и временем.
Примеры: для древних римлян звук «ч» был невозможен, а для итальянского языка «ч» был нормальным явлением. П.А. Вяземский встретился с итальянцем и предложил ему слова на слух. Эксперимент Вяземского: дружба, друг – итальянец морщится; не нравится слово «любовь»; от слова «телятина» в восторге, думает, что это очень красивая девушка (созвучно итальянскому).
В 20 веке Р. И. Аванесов выдвинул идею о том, что в орфоэпии не может быть единого стиля произношения и выделяет 3 стиля произношения: Нейтральный; Высокий (академический); Разговорный (сниженный).
+
↑
0
↓
−
Высокий стиль допускает окающее произношение (сонет, ноктюрн, бордо, досье, отель) для слов иностранного происхождения.
Нейтральный стиль допускает некоторую небрежность по сравнению с высоким стилем (з[иэ]мля, б[иэ]реза).
Сниженный стиль допускает отступление в просторечии, быстроту темпа (тоарищи, щас); «иканье» («зитёк», «взбилиниться», «зимля»).
Есть стилистическая разница в произношении отдельных звуков- г и г фрикативного. «г» фрикативное – в божественных словах (благо, богородица), иногда сочетание [чн] – молочная кислота – моло[шн]ая каша. Громк[ый] – громкий – старомосковское произношение.
Стилистический эффект производит новое произношение слов после шипящих (жара – жыра, шалун – шылун, шаги – шыги, шампанское – шымпанское).
Стилистические признаки ударности тоже неодинаковы ( и́наче – ина́че).
Интересны в стилистическом отношении профессиональные варианты (до́быча (нефтяники, у Крылова – старое ударение), компа́с, укра́инский.