Принципы построения статистических группировок.
Производится группировка единиц совокупности по признаку-фактору;
Разработка макетов статистических таблиц для представления результатов сводки.
Разработка системы статистических показателей для характеристики объекта;
Формирование групп;
Выбор группировочного признака;
На втором этапе статистического исследования статистические данные обобщаются посредством группировки и сводки.
Сводка - это комплекс операций по обобщению единичных фактов совокупности для выявления типичных черт и закономерностей всего изучаемого явления в целом.
Различают сводку простую и сложную.
Простая сводка - это операция по подсчету общих итогов по совокупности единиц наблюдения.
Сложная сводка - это операции, включающие в себя группировку единиц наблюдения, подсчет итогов по каждой группе и по всему объекту и представление результатов группировки и сводки в виде статистических таблиц.
Проведение сводки необходимо осуществлять по следующим этапам:
По форме обработки материала сводка бывает централизованной (когда весь первичной материал поступает в одну организацию, обрабатывается в ней от начала до конца) и децентрализованной, когда отчеты предприятий сводятся статистическими органами субъектов РФ, а полученные итоги поступают в Госкомстат РФ и там определяются итоговым показатели в целом по стране.
По технике выполнения статистическая сводка бывает механизированной (с использованием ЭВМ) и ручной.
Группировкой называется разграничение единиц изучаемой совокупности на однородные группы по определенным, существенным для них признакам. С помощью метода группировок решаются следующие задачи:
• выделение социально-экономических типов явлений;
• изучение структуры явления;
• выявление взаимосвязи между явлениями.
В соответствии с задачами группировки бывают: типологическая, структурная, аналитическая.
Типологическая группировка - это расчленение разнородной совокупности в качественно однородные группы по изучаемым типам явлений. При построении необходимо правильно выбрать группировочный признак, который является самым существенным в изучаемом явлении. Пример, группировки хозяйственных объектов по формам собственности; населения по общественным группам; работников на занятых преимущественно физическим и преимущественно умственным трудом; товаров одного вида по потребительским свойствам (престижные, надежные, дешевые) и т. д.
Структурной называется группировка, которая предназначена для изучения состава однородной совокупности по какому-либо варьирующему признаку. Анализируются такие группировки по изменению частот (это числа, которые показывают, как часто встречаются те или иные значения признаков в ряду распределения).По результатам анализа делаются выводы о равномерности или неравномерности распределения группировочного признака в совокупности, а в случае неравномерного распределения — о наиболее часто встречающихся значениях признака.
Группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками, называется аналитической группировкой.
При этом выделяют признак-фактор и признак-результат (признак-фактор определяет значения признака-результата).
Техника осуществления аналитической группировки:
2) по каждой полученной группе от6ираются соответствующие значения признака-результата и на их основе рассчитывается некоторый обобщающий показатель (чаще всего среднее значение);
3) анализируются изменения обобщающего показателя по группам и делается вывод о наличии или отсутствии взаимосвязи и ее направлении. Если изменение величены признака-фактора, положенного в основу группировки, вызывает изменение величины признака-результата в том же направлении, то связь прямая, в противном случае — связь обратная.
Приведем пример аналитической группировки студентов для характеристики зависимости признака-результата У – «оценка студента по статистике» от признака-фактора X — «посещаемость практических занятии по статистике». Исходные данные:
X 16 14 15 10 7 10 3 16 12 5 16 0 15 16 12 4 7 6 10 9
У 4 4 4 3 3 5 5 3 3 3 5 4 4 5 4 2 4 3 3 4
Результаты аналитической группировки представлены в табл.
Посещаемость | Количество студентов | Оценка по статистике | Средняя оценка студента в группе |
[0;7] | 4 5 2 3 3 3 4 | 3,4 | |
(7:14] | 4 3 5 3 3 4 4 | 3,7 | |
(14;16] | 4 4 4 3 5 5 | 4,2 | |
Итого | X | X |
Анализируя данную таблицу, можно заметить прямую зависимость результативного признака У — «оценка по статистике» от признака-фактора X — «посещаемость практических занятий по статистике» чем 6ольше занятии посетил студент тем выше его оценка по статистике. Данная зависимость наблюдается в среднем по совокупности. Взаимосвязь проявляется в том, что с возрастанием значения факторного признака систематически возрастает или убывает значение признака результативного.
Группировки делятся на простые (построены по одному признаку) и сложные (построены по двум и более признакам).
При построении сложной группировки рекомендуется сначала производить группировку по атрибутивным признакам (значения которых имеют ярко выраженные качественные различия), а затем - по количественным.
Построение группировки начинается:
I) с определения состава группировочных признаков.
Группировочным признаком называется признак, по которому проводится разбиение единиц совокупности на отдельные группы. От правильного выбора группировочного признака зависят выводы статистического исследования.
В основание группировки могут быть положены как количественные, так и атрибутивные признаки. Первые имеют числовое выражение (возраст человека, доход семьи и т. д.), а вторые отражают состояние единицы совокупности (пол человека, семейное положение, отраслевую принадлежность предприятия, его форму собственности и т. д.).