Ревизия (аудит) операций по реализации готовой продукции.

Ревизия (аудит) операций по учету готовой продукции.

Вопросы.

ТЕМА 18. РЕВИЗИЯ (АУДИТ) УЧЕТА ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ (ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ)

 

1.Основными задачами аудита поступления продукции собствен­ного производства являются:

• проверка состояния складского хозяйства, условий хранения и обеспечения сохранности продукции;

• проверка полноты и своевременности ее оприходования;

• проверка своевременности и полноты инвентаризации и приня­тых по ее результатам мер;

• проверка реальности числящихся остатков готовой продукции на складе;

• выявление фактов растрат, недостач и хищений продукции;

• определение потерь, обусловленных естественными факторами и зависящими от людей условиями хранения продукции и ее тран­спортировки;

• установление причин и должностных лиц, виновных в допущен­ных недостачах.

Источники информации

- первичная документация (приемо-сдаточные накладные, акты и т.д.)

- книги или карточки складского учета,

- отчетность мате­риально ответственных лиц,

- регистры аналитического и синтетичес­кого учета,

- Главная книга,

- баланс предприятия.

1 этап Проверить полноту и своевременность оприходования про­дукции собственного производства. При этом используются приемы документального контроля и приемы фактического контроля (контрольные ин­вентаризации, лабораторные анализы и т.д.)

При проверке внимательно изучают состояние учета и хранения, соблюдение порядка оприходования всей поступившей за ревизуе­мый период продукции собственного производства. При этом анали­зируются и проверяются по форме и по существу первичные доку­менты на оприходование продукции. В ходе проверки устанавливают правильность составления указанных документов, их подлинность, реальность отраженных в них операций и объективность содержащихся сведений.

Первичные докумен­ты на оприходование продукции (приемо-сдаточные накладные, акты и т.д.) сверяются с данными отчетов заведующих складами на их оприходо­вание, а также с данными аналитического и статистического учета. При наличии отклонений аудитор устанавливает их причины и виновных лиц.

2 этап Иучаить ритмичность выпуска продукции и поставок ее покупателям. При этом анализируется соблюдение гра­фика выпуска продукции и ее отгрузки покупателям.

 

2. Основными задачами аудита реализации являются следующие:

• проверка обоснованности плана реализации и его выполнения;

• определение правильности оформления первичных докумен­тов, связанных с реализацией продукции, основных средств, прочих активов, а также оказанием услуг;

• установление наличия, своевременности и правильности заклю­чения договорных взаимоотношений предприятия с соответствую­щими заготовительными и другими организациями;

• проверка качества реализованной продукции, уровня ее товар­ности;

• контроль за правильным установлением закупочных и других цен;

• определение полноты и своевременности поступления выручки на счета предприятия;

• проверка полноты и правильности возмещения покупателями расходов, связанных с процессом реализации;

• выявление потерь на стадии сбыта продукции и лиц, виновных в этом;

• организация учета и проверка достоверности отчетных данных по реализации продукции, выполненных работ и услуг, а также по ре­ализации основных средств и прочих активов.

Источники информации:

- накладные на вывоз и от­пуск продукции со складов;

- квитанции заготовительных организа­ций о приеме продукции;

- приходные кассовые ордера и ведомости на уплату средств наличными деньгами за приобретенную у предприя­тия продукцию;

- документы на отпуск продукции для продажи че­рез свою торговую сеть;

- отчеты материально ответственных лиц, занятых реализацией продукции;

- реестр доку­ментов по реализации продукции (работ и услуг);

- накопительные ведомости учета реализации продукции (работ и услуг);

- соответ­ствующий журнал-ордер;

- Главная книга;

- баланс предприятия.

1 этап Проверить правильность заключения предприятием договоров по реализации продукции. При этом ауди­тор устанавливает:

- обеспеченность планируемых объемов закупок продукции договорами,

- своевременность заключения догово­ров с каждым покупателем по каждому виду продукции,

- обоснован­ность указанных в них объемов, качества, сроков и способов поставки продукции,

- условий расчетов и санкций за невыполнение договор­ных обязательств.

При наличии отказа покупателя от заключения до­говоров или приемки продукции в запланированных предприятием объемах, необходимо выявить;

- его мотивы и обоснованность,

- меры, принятые предприятием для разрешения преддоговорного спора.

Основным моментом аудита является проверка наличия по каждому договору расшифровок ассортимента с указанием

- сроков поставок покупателям соответствующей продукции,

- отметок о фактическом отпуске с указанием даты.

При наличии расхождений между этими данными целесообразно в выборочном порядке све­рить записи в оперативном учете с показателями приемо-сдаточных актов, зафиксированными в накопительных ведомостях вы­пуска готовой продукции.

При изучении самих договоров аудитор обращает внимание на то, имеются ли в нем все необходимые разделы, позволяющие в достаточной полноте отразить права и обязанности сторон. Об­ращают внимание на обоснованность применения указанных в дого­ворах тарифов, цен, расценок и санкций.

2 этап Обращается внимание на соблюдение графиков сдачи работ­никами и экспедиторами документов в бухгалтерию предприятия на отпущенную продукцию, на основе которых бухгалтерия выписыва­ет платежные документы. Чаще всего задержка оплаты платежных документов покупателями вызвана неправильным оформлением сопроводительных документов грузов (товарно-транспортных нак­ладных, счетов-фактур и т.д.), а в ряде случаев — платежных доку­ментов.

Если покупателями были предъявлены претензии за недогруз продукции или ее пересортицу, необходимо

-изучить материалы,

- по­лучить объяснения от работников, осуществляющих упаковку, от­грузку, выписку отгрузочных документов,

- провести инвентаризацию продукции на складе и сопоставить данные инвентаризации с предъ­явленными претензионными документами.

3 этап В качестве предварительного контроля аудитор выявляет готовность предприятия к отправке покупателю той или иной продукции:

- наличие и исправность весов и других изме­рительных приборов, транспортных средств, тары,

- обеспеченность необходимой документацией,

- разработку графиков, маршрутов доставки продукции и т.д.

4 этап При последующем контроле аудитор проверяет учетные дан­ные

- о физическом количестве,

- зачетной массе,

- качестве,

- себестои­мости и выручке от реализации продукции.

Дос­товерность натуральной и зачетной массы реализованной продук­ции устанавливают по товар­но-транспортным накладным, путевым листам грузового автомоби­ля, по актам встречной проверки с покупателями

5 этап Проверить правильность определения себес­тоимости и реализационных цен проданной продукции. Реализаци­онные цены по каждому виду продукции, работ и услуг проверяют путем их сопоставления с действующими прейскурантами и догово­рами по реализации продукции, выполнению работ и оказанию ус­луг.

При проверке продажи продукции аудитор устанавливает

- ее объемы,

- правильность применения цен

- и полноту оприходования выручки в кассу предприятия.

Для этого привлекают соответствую­щие данные по счету 90 (о количестве, цене и выручке от реализации отдельных видов продукции), а также отчетов о продаже продукции на рынке. При установлении отклонений определяется их причина, уста­навливаются виновные лица.

6 этап Проверить реализацию работ и услуг на сторо­ну, в том числе и частным лицам. В ходе проверок устанавливается обоснованность оказания услуг, а именно выясняется следующие вопросы:

- не отвлекались ли работники предприятия для выполнения работ, не соответствующих профилю предприятия,

- и не сказалось ли это на перерасходе фонда опла­ты труда и затягивании сроков выполнения неотложных работ;

- производилась ли предварительная оплата работ и услуг, оказываемых частным лицам;

- заключались ли договоры на услуги, система­тически оказываемые разным предприятиям;

- правильно ли опре­делялась отпускная стоимость работ и услуг;

- не производилась ли оплата работ и услуг по заниженным тарифам или без докумен­тального оформления.

7 этап Проверить бухгалтерские записи по де­бету счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" и кредиту счета 44 субсчет "Коммерческие расхо­ды". При их проверке необходимо установить:

• правильность включения затрат в состав коммерческих расхо­дов;

• своевременность их документального отражения;

• правильность ведения аналитического учета по счету 44 субсчет "Ком­мерческие расходы" и их описание;

• соответствие записей синтетического и аналитического учета записям в Главной книге и балансе.

8 этап Осуществить контроль записей по счету 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности".

На этом счете учитывается выручка (доходы) и себестоимость реализованной продукции.