Способы финансового анализа. Основные аналитические показатели, и их интерпретация
Тема 9. Основные модели анализа финансовой отчетности за рубежом
МОДУЛЬ V. Модели анализа финансовой отчетности в зарубежных странах
1. Способы финансового анализа. Основные аналитические показатели, и их интерпретация
2. Модель Дюпона
3. Модель Альтмана
Финансовая отчетность служит базой для проведения финансового анализа, с помощью которого заинтересованные пользователи могут принимать обоснованные экономические решения.
Финансовая отчетность при каждой из моделей бухгалтерского учета за рубежом имеет следующие особенности:
- составляется на языке данной страны;
- составляется в национальной валюте данной страны;
- готовится в соответствии с учетными стандартами, действующими в данной стране.
Различия в языках, валютных системах и принципах учета стран создают проблемы анализа финансовой отчетности.
Для устранения несоответствия показателей финансовой отчетности в середине 70-х годов XX в. организация англо-американской модели учета — Совет по разработке стандартов финансового учета (Financial Accounting Standards Board — FASB) начал разработку проекта концептуальной схемы. В задачу Совета входило описать организацию логичной системы взаимосвязанных целей и понятий, которая должна привести к созданию согласованного финансового учета и отчетности. Это позволит управлять событиями, которые должны учитываться, измерять эти события, а также найти способы их обобщения.
Чтобы создать концептуальную схему, Совет по разработке стандартов финансового учета выпустил Положения о понятиях финансового учета (Statement of financial accounting Concepts — SFAC). Цель этого документа заключается в том, чтобы установить основы, на которых должны базироваться финансовый учет и отчетность, а, следовательно, и анализ финансовой отчетности.
В третьем Положении о понятиях финансового учета «Элементы финансовой отчетности предприятий» (SFAC 3), разработанном в 1980 г., отражены 10 элементов финансовой отчетности: активы, кредиторская задолженность, собственный капитал, инвестиции собственников, распределение между собственниками, совокупный доход, выручка, расходы, доходы, убытки.
Сущность и содержание каждого из этих элементов может быть раскрыта следующим образом.
Активы (assets) — это возможная будущая экономическая выгода, полученная или контролируемая отдельной компанией в результате прошлых сделок или событий.
Активы имеют существенные характеристики:
1) воплощают в себе возможную будущую выгоду, которая предполагает способность одного вида активов самого по себе, или взятого в совокупности с другими их видами, прямо или косвенно вносить свой вклад в будущие чистые денежные поступления;
2) компания может получить выгоду и контролировать способы ее получения;
3) сделки или другие события, дающие право компании получить или сохранить полученную прибыль, уже совершились.
Однажды приобретенные компанией активы продолжают ими оставаться до тех пор, пока она не передаст их другой компании, или не использует их; либо пока какие-либо события (обстоятельства) не уничтожат будущую выгоду или лишат компанию способности получать ее.
Кредиторская задолженность (пассивы) (liabilities) — это возможная потеря в будущем экономической выгоды из-за обязательств, имеющихся у компании в случае передачи активов или предоставления услуг другим компаниям в результате прошлых сделок или событий.
Кредиторская задолженность имеет три существенные характеристики:
1) воплощает обязанности и ответственность перед одной или большим числом компанией, которые требуют их погашения посредством возможной будущей передачи или использования активов к оговоренной или определяемой дате при наступлении особых событий или при возникновении потребности. Обязанность (или ответственность) компании оставляет ей ограниченный выбор или вовсе не оставляет выбора в отношении того, чтобы исключить убыток в будущем;
2) наличие осуществимых требований не является необходимой предпосылкой для того, чтобы классифицировать обязательства как пассивы, если будущие платежи наличными или другая передача активов для погашения обязательств возможна иным образом;
3) сделки или другие события, влекущие за собой возникновение обязательств компании, уже совершились.
Однажды возникнув, задолженность продолжает учитываться как пассивы до тех пор, пока не будет погашена; либо пока не произойдет другое событие или обстоятельство, которое позволит погасить их или избавит компанию от ответственности за погашение.
Собственный капитал (equity) — это часть активов компании, которая остается после вычета кредиторской задолженности. Собственный капитал определяется долей участия собственников компании (акционерный капитал).
Инвестиции собственников (investment by owners) увеличивают чистые активы компании в результате передачи ей другими компаниями каких-либо ценностей с целью создать или увеличить собственный капитал (доля собственности).
Распределение между собственниками (distributions to owners) уменьшает чистые активы компании в результате передачи активов, оказания услуг или возникновения обязательств этой компании перед собственниками.
Совокупный доход (comprehensive income) — это изменение в собственном капитале (чистых активах) компании в течение определенного периода в результате заключения сделок или обстоятельств с использованием несобственных источников. Этот доход включает изменения собственного капитала за определенный период, за исключением тех изменений, которые возникают в результате инвестиций собственников и выплат собственникам.
За время деятельности компании ее совокупный доход равен разнице между денежными поступлениями и денежными выплатами (исключая инвестиции собственников и суммы, распределенные между ними в денежной форме).
Совокупный доход является результатом:
- сделок по обмену и другой передачи активов данной компании лицам, которые не могут быть ее собственниками;
- затрат труда в компании;
- изменений цен, несчастных случаев и других событий от взаимодействия компании с экономической, юридической, социальной, политической и физической средой.
Выручка (revenues) — это поступление или иное увеличение активов компании или погашение ее обязательств (либо и то и другое) во время поставки или производства товаров, оказания услуг или осуществления иной деятельности, которая составляет главный (или основной) вид деятельности компании.
Выручка представляет собой реальное или предполагаемое поступление денежных средств (или денежных эквивалентов), которое происходит или произойдет в результате осуществления главной (или основной) деятельности компании в данном периоде.
Расходы (expenses) — это ликвидация или иное использование активов, либо возникновение обязательств (может быть и то и другое) во время поставки или производства товаров, оказания услуг или осуществления другой деятельности, которая составляет главный (основной) вид деятельности компании.
Расходы представляют собой реальное или предполагаемое расходование денежных средств (денежных эквивалентов), которое происходит или произойдет в результате осуществления главной (основной) деятельности компании в данном периоде.
Доходы (gains) увеличивают собственный капитал (чистые активы) в результате второстепенных (или несущественных) сделок компании и в результате всех остальных сделок, событий и обстоятельств, оказывающих влияние на нее в течение определенного периода, исключая те, которые возникают в результате получения выручки или инвестиций собственников.
Убытки (losses) уменьшают собственный капитал (чистые активы) в результате второстепенных (несущественных) сделок компании и в результате всех остальных сделок, событий и обстоятельств, оказывающих влияние на нее в течение определенного периода, исключая те, которые возникают в результате расходов или распределения между собственниками.
Глубина и способы финансового анализа зависят от целей, которые ставят перед собой пользователи. Можно выделить ряд способов и приемов, которые являются типичными и широко используются в зарубежной практике.
Способы финансового анализа (технические приемы):
- чтение финансовой отчетности;
- вертикальный анализ;
- горизонтальный анализ;
- расчет коэффициентов.
Чтение финансовой отчетности представляет собой обычный обзор данных отчетности с выделением ряда ключевых показателей, например, величины продаж или общей величины активов.
Вертикальный анализ основан на структурном подходе, когда общие величины берутся за 100% и определяется доля составляющих частей. Например, общая величина активов принимается за 100% и определяются доли каждой статьи в общем объеме. Результаты такого анализа позволяют оценить структуру показателей отчетности.
Горизонтальный анализ осуществляется с использованием временного фактора: сравниваются показатели предшествующего и отчетного периода, определяются (в процентах) абсолютные и относительные их изменения. Данный анализ позволяет определить, какие показатели улучшились (ухудшились) за отчетный период.
Более информативным является трендовый анализ, когда сравниваются показатели не за два года, а за несколько предшествующих лет.
Наиболее широко применяемым способом финансового анализа является расчет коэффициентов. Отметим, что любой коэффициент сам по себе не представляет большой информационной ценности. Только комплексный анализ совокупности коэффициентов, дополненный сравнительным временным анализом и анализом данных разных компаний, позволяет получить желаемые результаты.
Коэффициенты финансового анализа могут быть сгруппированы различными способами. В целом можно выделить четыре группы коэффициентов:
1) коэффициенты ликвидности;
2) коэффициенты рентабельности (прибыльности) и эффективности (оборачиваемости);
3) коэффициенты долгосрочной платежеспособности;
4) коэффициенты рынка.
Рассмотрим каждую из групп более подробно.
Коэффициенты ликвидности
Наиболее известными считаются следующие коэффициенты ликвидности.
Коэффициент текущей ликвидности (current ratio)рассчитывается как соотношение текущих (оборотных) активов и текущих (краткосрочных) обязательств. Он показывает, в какой степени текущие обязательства компании покрываются ее текущими активами, и характеризует степень ликвидности (краткосрочной платежеспособности) компании:
CR = CA / CL,
где
CR — коэффициент текущей ликвидности;
СА — текущие активы;
CL — текущие обязательства.
Коэффициент срочной ликвидности (quick ratio/acid-test ratio)представляет собой более консервативную меру ликвидности, когда из текущих активов исключаются наименее ликвидные статьи (запасы и предоплаченные расходы). Он показывает, насколько текущие обязательства компании покрываются наиболее ликвидными активами:
QR = (CASH + STMS + R) / CL,
где
QR — коэффициент срочной ликвидности;
CASH — денежные средства;
STMS — краткосрочные инвестиции в ценные бумаги;
R — дебиторская задолженность;
CL — текущие обязательства.
Коэффициент денежной ликвидности (cash ratio)показывает, насколько текущие обязательства компании покрываются самым ликвидным активом — денежными средствами:
CASHR = CASH / CL,
где
CASHR — коэффициент денежной ликвидности;
CASH — денежные средства;
CL — текущие обязательства.
Оборотный капитал (working capital) является еще одним показателем ликвидности компании. Посредством этого показателя определяется, насколько текущие активы больше текущих обязательств; он характеризует возможности роста компании — потенциальный свободный резерв средств:
WC=CA-CL,
где
WC — оборотный капитал;
СА — текущие активы;
CL — текущие обязательства.
Коэффициенты рентабельности (прибыльности) и эффективности (оборачиваемости)
Рентабельность активов (return on assets) — наиболее часто используемая мера прибыльности компании. Этот коэффициент отражает способность активов компании генерировать чистую прибыль и показывает, сколько чистой прибыли дает каждый доллар (или иная денежная единица), вложенный в активы. Показатель рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой величине активов (равной сумме активов на начало и конец отчетного периода, деленной на два):
ROA = NP / TAavrg,
где
ROA — рентабельность активов;
NP — чистая прибыль;
ТАavrg— среднегодовая величина активов.
Если числитель и знаменатель разделить на величину продаж (S), то данный показатель можно разбить на две части: рентабельность продаж и оборачиваемость активов:
ROA = NP / S*S / TAavrg = ROS*AT,
где
S — выручка от продаж;
ROS — рентабельность продаж;
AT — оборачиваемость активов.
Таким образом, рентабельность компании может быть увеличена либо за счет повышения рентабельности продаж (доли прибыли в цене), либо за счет увеличения оборачиваемости активов.
Если рентабельность активов за последний период увеличилась, это является положительным фактором.
Рентабельность продаж/норма прибыли (return on sale/net profit margin) показывает, сколько чистой прибыли содержится в каждом долларе (или иной денежной единице) продаж. Он широко используется для временного анализа деятельности компании, ее возможности генерировать оперативную прибыль и сравнения компаний различных отраслей:
ROS = NP / S,
где
ROS — рентабельность продаж;
NP — чистая прибыль;
S — выручка от продаж.
Оборачиваемость активов (assets turnover) показывает, сколько раз должны обернуться активы, чтобы можно было получить данную выручку, или сколько выручки приносит каждый доллар (или иная денежная единица), вложенный в активы (показатель характеризует возможность компании генерировать продажи данным числом активов):
AT = S / TAavrg,
где
AT — оборачиваемость активов;
S — выручка от продаж;
ТАavrg— среднегодовая величина активов.
Рентабельность продаж может быть рассчитана не только по чистой прибыли, но и с использованием показателей валовой и операционной прибыли. При сравнении трех показателей рентабельности (рентабельности продаж, процента валовой прибыли, процента операционной прибыли) можно определить причины изменения рентабельности продаж.
Процент валовой прибыли (gross profit margin) показывает долю валовой прибыли в цепи продукции, характеризуя контроль компании над себестоимостью и способность покрывать остальные расходы:
GPM = GP / S,
где
GPM — процент валовой прибыли;
GP — валовая прибыль;
S — выручка от продаж.
Процент операционной прибыли (operating profit margin) отражает долю операционной прибыли в цепи продукции и показывает рентабельность основной деятельности компании:
OPM = OP / S,
где
ОРМ — процент операционной прибыли;
ОР — операционная прибыль;
S — выручка от продаж.
Рентабельность собственного капитала (return on equity) - показатель, наиболее значимый, с точки зрения акционеров компании. Он характеризует прибыль, которая приходится на собственный капитал, т.е. показывает, сколько чистой прибыли приносит каждый доллар (или иная денежная единица) собственных средств компании для акционеров. Сравнение с показателем рентабельности активов дает представление о финансовом рычаге — финансировании за счет заемных средств:
ROE=NP / Eavrg,
где
ROE — рентабельность собственного капитала;
NP — чистая прибыль;
Eavrg — среднегодовая величина собственного капитала.
Коэффициент собственного капитала показывает экономический рост компании.
Если в динамике показатель экономического роста увеличился, то в последние годы это является положительным фактором. Когда ROE больше, чем его значение у конкурентов и среднеотраслевое, для ускорения экономического роста компании выгодно увеличить долю реинвестированной прибыли.
Оборачиваемость дебиторской задолженности (accounts receivable turnover) характеризует эффективность управления активами. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности отражает эффективность управления такой задолженностью, показывает, сколько раз дебиторская задолженность превращается в деньги, и рассчитывается как частное от деления выручки от продаж на среднегодовую величину дебиторской задолженности покупателей:
ART = S / ARavrg
где
ART — оборачиваемость дебиторской задолженности;
ARavrg — среднегодовая величина дебиторской задолженности покупателей.
Период получения дебиторской задолженности (average collection period) является показателем, обратным показателю оборачиваемости дебиторской задолженности. Он отражает среднее количество дней, которое необходимо покупателям для оплаты их задолженности:
ACP=365 / ART,
где
АСР — период получения дебиторской задолженности;
365 — количество дней в году;
ART — оборачиваемость дебиторской задолженности.
Оборачиваемость запасов (inventory turnover) показывает, сколько раз запасы ликвидируются в течение года. В отличие от других показателей оборачиваемости в числителе показателя оборачиваемости запасов берется не величина выручки, а себестоимость реализованных товаров (продукции):
IT = CGS / Iavrg,
где
IT — оборачиваемость запасов;
CGS — себестоимость реализованных товаров (продукции);
Iavrg — среднегодовая величина запасов.
Период нахождения в запасах (days-in-inventory) является обратным показателем оборачиваемости запасов. Он характеризует среднее количество дней хранения запасов, т.е. средний период «связывания» денежных средств в запасах:
DII = 365 / IT,
где
DII — период нахождения в запасах;
365 — количество дней в году;
IT — оборачиваемость запасов.
Коэффициенты долгосрочной платежеспособности
Отношение задолженности к собственному капиталу (debt to equity ratio) в разных источниках рассчитывается по-разному. В числителе коэффициента берется либо вся величина задолженности, либо только долгосрочные обязательства компании. Коэффициент отражает соотношение источников финансирования компании. Чем он выше, тем больше доля заемных средств в финансировании активов, и тем более рисковой является ситуация:
DTER = L (или LTL) / Е,
где
DTER — отношение задолженности к собственному капиталу;
L — общая величина обязательств;
LTL — величина долгосрочных обязательств;
Е — величина собственного капитала.
Коэффициент задолженности (debt ratio)показывает долю активов, которые финансируются за счет заемных средств, и отражает степень защищенности кредиторов. При расчете коэффициента задолженности в числителе также могут быть использованы либо общая величина обязательств, либо величина долгосрочных обязательств:
DR = L (или LTL): ТА,
где
DR — коэффициент задолженности;
L — общая величина обязательств;
LTL — величина долгосрочных обязательств;
ТА — величина активов.
Покрытие процентов (times interest earned/interest coverage ratio)показывает способность компании платить проценты, т.е. насколько зарабатываемая прибыль превышает расходы на проценты:
TIE = EBIT: INT,
где
TIE — коэффициент покрытия процентов;
ЕВIT — прибыль до уплаты налогов и процентов;
INT — расходы на проценты.
Коэффициенты рынка
Чистая прибыль на акцию (earnings per share)является одним из наиболее широко используемых индикаторов рентабельности компании с точки зрения рынка. Она рассчитывается как отношение чистой прибыли к общему среднему количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении. Если у компании есть привилегированные акции, то в числителе берется величина чистой прибыли за вычетом дивидендов по привилегированным акциям. Показатель характеризует долю чистой прибыли на одну акцию:
EPS = NP / NMBSH,
где
EPS — чистая прибыль на акцию;
NP — чистая прибыль;
NMB$H — среднее количество обыкновенных акций, находящихся в обращении.
Коэффициент выплаты дивидендов (payout ratio)отражает долю выплачиваемых дивидендов в чистой прибыли, т.е. долю чистой прибыли, которую получают инвесторы в собственное пользование. Если у компании есть привилегированные акции, то в числителе берется величина дивидендов владельцам обыкновенных акций, а в знаменателе — величина чистой прибыли за вычетом дивидендов по привилегированным акциям:
POR = DIV / NP,
где
POR — коэффициент выплаты дивидендов;
DIV — дивиденды;
NP — чистая прибыль.
Коэффициент цена/доход (price/earnings ratio)отражает соотношение рыночной цены акции и величины чистой прибыли на акцию, показывая, сколько инвесторы готовы заплатить за один доллар (или иную денежную единицу) чистой прибыли на акцию:
PER = PRICE / EPS,
где
PER — коэффициент цена/доход;
PRICE — рыночная цена одной акции;
EPS — чистая прибыль на акцию.
Коэффициент дивидендного дохода (dividends yield)показывает текущую рентабельность вложений для инвестора, или сколько дивидендов получает инвестор на единицу вложенных в акции средств при текущих ценах:
DY = DPS / PRICE,
где
DY — коэффициент дивидендного дохода;
DPS — дивиденды на одну акцию;
PRICE — рыночная цена одной акции.