МОДУЛЬ IV. Международная модель бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Состав и содержание финансовой отчетности компаний
К отчетности, составленной на основе индивидуальных счетов, предъявляются обязательные требования, установленные законодательством: отчетность должна соответствовать Бухгалтерскому акту, Декрету 1983 г. и Четвертой директиве ЕС (для консолидированной отчетности).
Обязательная отчетность включает:
- баланс, представляемый в форме счета в индивидуальной отчетности с детальной расшифровкой по статьям, в консолидированной — в форме счета/отчета),
- отчет о финансовых результатах, представляемый в форме счета по элементам затрат в индивидуальной отчетности, в консолидированной — в форме отчета по функции затрат),
- отчет о движении денежных средств (рекомендуется, но на практике составляется не всегда),
- отчет об изменениях в капитале,
- отчет об использовании прибыли,
- отчет руководителя / управленческий отчет,
- пояснения,
- заключение аудитора, назначенного по закону о годовых отчетах.
Обязательным является представление полугодовой отчетности акционерных обществ фондовой бирже и квартальной отчетности по продажам всеми предприятиями.
В зависимости от размера компании существует три варианта представления индивидуальной отчетности.
1.Сокращенный вариант: все документы (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках и комментарии к ним) представляются в форме одного зарегистрированного документа. Эта возможность предоставляется индивидуальным предпринимателям и небольшим компаниям.
2. Основной вариант: помимо балансового отчета, отчета о прибылях и убытках и комментариев к ним представляется формуляр документов компании. Он состоит из таблиц, в которых указаны последствия получения прибыли или несения убытков, отчеты о прибылях и убытках и другие важные для компании данные за последние пять лет, а также сведения о портфеле инвестиционных бумаг. Составляется, как правило, средними компаниями.
3. Подробный вариант не обязателен и включает все документы основного варианта плюс отчет о способности к самофинансированию в течение финансового года и диаграмму изменения своего финансового состояния.
Баланс дает представление о финансовом состоянии компании на определенную дату, в том числе об активах, пассивах и капитале, свидетельствующих о правах и обязательствах компании и отражающих используемые ею средства.
Накопленная сумма амортизации показывается, как для внеоборотных, так и для оборотных активов.
За сведениями об оборотных активах следует детальная информация о предоплатах, отложенных расходах, пересчетных разницах.
Обязательства подразделяются на долгосрочные и краткосрочные.
Баланс состоит из 5 разделов:
1. Активы:
устойчивые активы;
- нематериальные устойчивые активы;
- материальные устойчивые активы;
- материальные устойчивые активы незавершенного строительства;
- инвестиции;
ИТОГО внеоборотных активов;
текущие активы;
- запасы и незавершенное производство;
- дебиторы;
- инвестиции;
- наличность в банке и кассе;
- авансовые платежи и накопленный доход;
- разница валютных курсов.
ИТОГО текущих активов.
2. Пассивы:
капитал и резервы;
ИТОГО собственных средств;
- ссуды и отдельные кредиторы;
- отсроченные платежи;
- задолженность торговым предприятиям;
- налоги и отчисления на социальное страхование;
- прочие кредиторы;
- накопления и доходы будущих периодов;
- разница валютных курсов.
ИТОГО заемных средств
Отчет о прибылях и убытках по индивидуальным счетам составляется, как в вертикальном, так и в горизонтальном формате и показывает расходы в зависимости от их природы. Во Франции, в отличие от Великобритании не принято группировать расходы по их функциональному назначению.
Счета реализации и финансового результата составляются таким образом, чтобы сделать возможным расчет величины валовой добавленной стоимости и валовой операционной деятельности, которые служат основой для определения средств, полученных от операционной деятельности. На этих счетах выделяется за определенный период (как правило, за финансовый год) движение расходов и доходов, которые в совокупности со счетом прибылей и убытков показывают прибыль или убыток, образующийся в результате такого движения.
В Отчете о прибылях и убытках доходы и расходы группируются в 4 раздела:
- доходы и расходы от операционной деятельности,
- доходы и расходы от совместной деятельности,
- доходы и расходы от финансовой деятельности,
- доходы и расходы от чрезвычайной деятельности
Внутри данных разделов доходы и расходы классифицируются по видам.
Пояснения к отчетности содержат необходимые расшифровки показателей и не могут заменить представление информации, которая, согласно французскому Плану счетов, обычно должна быть показана в отчетности. Они дают информацию, которая позволяет разобраться в данных о составе и движении каждого вида активов, обязательств, доходов и расходов.
Для малых и средних предприятий на практике, как правило, применяется сокращенная отчетность. Консолидированная отчетность составляется крупными компаниями при доле в капитале другой компании на уровне свыше 40% и ином контролирующем влиянии. Однако индивидуальная отчетность является преобладающей.
Публикация отчетности обязательна для всех предприятий. Публикацией признается передача отчетности в Комитет управления предприятиями.