Нераспределенная прибыль на конец предыдущего учетного периода плюс чистая прибыль за период минус выплаты дивидендов по акциям.

Состав и содержание финансовой отчетности. Порядок представления

В США не существует нормативного документа или стандарта финансового учета, который устанавливал бы единые форматы или формы отчетности и требовал обязательность их применения.

Единственным требованием является полное представление и раскрытие информации в отношении ее элементов:активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов, прибыли и убытков.

Финансовая отчетность в США включает следующие виды отчетов:

- отчет о финансовом положении или бухгалтерский баланс;

- отчет о финансовых результатах или отчет о при­былях и убытках;

- отчет о накопленной нераспределенной прибыли;

- отчет о движении денежных средств;

- отчет об изменениях в собственном капитале;

- пояс­нительная записка;

- заключение аудиторской фирмы.

Вместе с тем, помимо самих форм бухгалтерских отче­тов, большинство компаний предоставляет также дополнительную инфор­мацию:

- обращение президента компании к акционерам;

- отчет совета директоров, анализ развития фирмы за предшествующие годы;

- прогноз на ближайшие годы;

- описание географии и размера инвестиций, между­народных связей;

- рассказ о социальной политике компа­нии с различными графиками, схемами, диаграммами и т. д.

Такая информация не регулируется ни государственными, ни профессиональными организациями, служит до­полнительным источником данных для принятия решений и представляется исключительно по усмотрению компании.

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое состояние компании на конкретный момент времени — конец отчетного периода и датируется этим днем.

Источником данных для составления баланса является Главная книга.

Балансовый отчет базируется на ос­новном бухгалтерском уравнении, показывающем взаимо­связь между активами, обязательствами и собственным капита­лом владельцев компании.

Активы (Assets) — это ресурсы, контролируемые дан­ной организацией в результате принятия менеджерами решений в отчетном или прошлых периодах. Активы представляют собой ресурсы, способные в будущем обеспечить опре­деленную экономическую выгоду. Если активы не могут принести выго­ду, то они учитываются как потенциальные убытки или как текущие эксплуатационные расходы. Будущая экономическая выгода выражается. либо в поступлении денег или их эквивалентов, либо в способности заме­нить (и сэкономить) денежные средства.

Обязательства (Liabilities) — вероятные будущие потери экономиче­ских выгод, вытекающие из существующих у конкретной организации в настоящий момент обязательств по передаче активов или предо­ставлению услуг другим организациям в будущем в результате прош­лых сделок или событий. Иными словами, обязательства — это креди­торская и иная задолженность, возникшая в отчетном или предыдущих периодах, по которой имеется уверенность в том, что ее погашение (уре­гулирование) приведет к уменьшению экономической выгоды, т. е. уменьшению реальных активов.

Капитал представляет собой стоимость активов, не обремененных обязательствами, т. е. это стоимость активов, которые не будут направ­лены на урегулирование обязательств.

В соответствии с требованиями GAAP США, основные компоненты балансового отчета груп­пируются и излагаются в следующем порядке:

- активы должны располагаться в порядке убывания их ликвидности;

- обязательства должны располагаться в порядке, отражающем близость срока их погашения, т.е. чем ближе срок, тем раньше должно быть показано обязательство;

- собственный капитал отражается в порядке его по­стоянства, т. е. первыми показываются его составляющие, в наименьшей мере подверженные изменениям.

Последовательность раскрытия рубрик балансового отчета, представляемого компаниями в США, строится с учетом специфики деятельности конкретного предприятия в соответствии с принципом полного раскрытия хозяйствен­ной информации. Тем не менее, наиболее распространенной структурой, характерной для большинства компаний, является следующая:

1. Активы компании подразделяются на:

- текущие активы и

- долгосрочные активы

Текущие активы включают наличные средства и дру­гие активы, которые могут быть обращены в денежные сред­ства, а также активы, предназначенные для продажи или потребления в течение нормального цикла деятельности компании или в течение одного года после составления отчета.

Под нормальным циклом деятельности компании пони­мается средний период времени между затратами наличных денежных средств или принятием кредиторской задолженности за товары и услу­ги и обращением этих товаров и услуг в наличные денежные средства.

Большинство компаний считают продолжительность цикла своей деятельности равной году. Иногда в силу особенностей своей материальной формы одни и те же активы могут быть обращены, как в течение года, так и в течение более дли­тельного периода. В этом случае их отнесение к текущим или долгосрочным активам зависит от намерений руководства компании в отношении использования данных активов.

К текущим активам относятся:

♦ денежные средства,

Денежные средства включают векселя, деньги в кассе и средства на депозитном счете в банке.

♦ краткосрочные инвестиции;

По данной статье отражаются краткосрочные инвестирования излиш­ка или временно свободных средств в коммерческие бумаги (обязательства крупных компаний, не имею­щие специального обеспечения) и государственные ценные бумаги.

Краткосрочные инвестиции отражаются в балансе по наименьшей из оценок (либо по стоимости приобретения, либо по рыночной стоимости).

♦ дебиторская задолженность, или счета к получению,

По данной статье отражаются суммы, еще не оплаченные заказчиками, готовая продукция и товары которым были поставлены на условиях коммерческого кредита, т.е. отправлены до получения платежа.

Тем не менее, как показывает опыт, некоторые заказчики оказываются не в состоянии оплатить свои долговые обязательства либо в результате финансовых трудностей, либо по причине стихий­ных бедствий (смерч, ураган, наводнение) или других неблагоприят­ных условий, в которых они могут оказаться.

В этой связи, дебиторская задолженность должна показываться в балансе в чистой сумме задолженности, т.е. за минусом обесценения или суммы резерва по сомнительным долгам.

♦ товарно-материальные запасы,

Товарно-материальные запасы состоят из трех групп:

- сырья, которое должно быть использовано для произ­водства продукции;

- полуфабрикатов, находя­щихся в процессе производства, и

- готовой продукции, предназначенной для реализации.

При их отражении в балансе товарно-материальных запасов оцениваются либо по себесто­имости, либо по рыночной стоимости в зависимости от того, какая величина является более низкой.

Если запасы исполь­зуются в производстве, то должна быть указана степень завершенности их переработки (сырье, незавершенное про­изводство, готовая продукция).

♦ предоплаченные текущие расходы;

♦ прочие текущие активы;

К долгосрочным активам относятся:

♦ основные средства, или собственность, здания и обо­рудование;

Основные средства —это долгосрочные, не предназначенные для продажи в данном отчетном периоде активы, используемые для производства продукции, ее демонстрации, хране­ния, транспортировки, а также для хозяйственных или административных целей.

Раздел основных средств состоит из действующего амортизируемого имущества и незавершенных затрат на строительство и приобретение этого имущества. В его со­став входят обычные амортизируемые средства производс­тва: здания, сооружения, транспортные средства, машины, оборудование, специальные приспособления, инструмент длительного пользования, инвентарь и пр., а также земельные участки, не­дра, содержащие полезные ископаемые, лесные массивы и водные угодья.

Основные средства показывают­ся в балансовом отчете по стоимости затрат на их приобретение (со­здание) за вычетом суммы накопленной амортизации, т. е. по балансо­вой стоимости (book value).

По земле и зда­ниям может применяться рыночная стоимость на дату со­ставления баланса.

♦ нематериальные активы;

Нематериальные активы - это активы, которые не имеют материально-вещественной формы, но представляют су­щественную ценность для компании, принося ей определенный доход.

В состав «неосязаемых» средств входят: «цена предпри­ятия», патенты, лицензии, товарные знаки, концессии.

Нематериальные активы отражаются в балансе, как правило, по стоимости приобретения за минусом накопленной амортизации, либо по рыночной стоимости за минусом накопленной амортизации.

Основные виды неосязаемых активов предоставляются раздельно, с указанием начисленной амортизации (последняя указывается в при­мечаниях).

В отличие от материаль­ных основных средств по нематериальным активам не ведется контр­счет накопленной амортизации.

В случае если стоимость не­материальных активов несущественна, то они отражаются в балансе по двум статьям: гудвил и прочие нематериальные активы.

♦ предоплаченные расходы нескольких периодов;

Предоплаченные расходы нескольких периодов включают предоплату долгосрочных расходов, направ­ленных на извлечение экономической выгоды в будущем (предоплата страховых услуг, затраты на перестановку обо­рудования и т.д.).

♦ долгосрочные инвестиции;

Долгосрочные инвестиции показывают суммы, отвлеченные из оборота предприятия и переданные в рас­поряжение других предприятий и учреждений либо для получения стабильных доходов в виде процента на зай­мы и долгосрочные кредиты, либо с целью распростра­нения влияния инвестора на другие предприятия, ак­ции которых приобретает инвестор.

Инвестиции включают: акции дочерних компаний; зай­мы, предоставленные дочерним компаниям; акции ассоци­ированных компаний; прочие предоставленные займы; инвестиции в не­движимость.

Под объектами вложения в недвижимость понимаются земля или здания, которыми компания владеет, но по ко­торым получение дохода предусматривается в отдаленном будущем.

В рамках данной рубрики в балансовом отчете отражаются следую­щие показатели:

- долгосрочные инвестиции в акции другой компании, не предна­значенные для продажи в данном году;

- долгосрочные обязательства в ценные бумаги (облигации) дру­гой компании;

- инвестиции в филиалы, включая долгосрочную задолженность этих филиалов родительской компании;

- целевые фонды долгосрочного использования, например аккуму­лируемые для погашения облигаций компании фонды развития, фонды на замену основного капитала, долгосрочные сберегатель­ные депозиты;

- стоимость выплат по страхованию жизни.

Долгосрочные инвестиции отражаются в балансе по цене приобретения. Переоценка долгосроч­ных инвестиций в зависимости от колебаний в рыночных ценах допускается в сторону уменьшения.

Объекты вложения в недвижимость отражаются в балансе по рыночной стоимости. При этом в пояснительной запис­ке раскрывается информация об оценщиках и оценочной базе.

♦ прочие нетекущие активы.

2. Обязательства:

Обязательства группируются на текущие и долгосрочные.

Текущие обязательства — обязательства, подлежа­щие погашению путем использования в этих целях теку­щих активов или рефинансирования путем принятия дру­гих текущих обязательств. В отчете текущие обязатель­ства обычно показываются в порядке очередности их пога­шения.

Долгосрочные обязательства — обязательства, для погашения которых не требуется использования текущих активов или увеличения текущих обязательств в течение последующего цикла деятельности или учетного периода.

Текущие обязательства включают:

- кредиторскую задолженность за товары и услуги, ис­пользуемые в цикле основной деятельности компании;

- краткосрочную кредиторскую задолженность по то­варам и услугам, не используемым в основной деятельнос­ти.

По данным статьям отражаются суммы, которые компания должна своим постоянным поставщикам и разным предприятиям за услуги.

Краткосрочная кредиторская задолженность по то­варам и услугам, не используемым в основной деятельнос­ти, как правило, включает:

- краткосрочные векселя;

- краткосрочные займы и кредиты;

- текущие выплаты по погашению долгосрочных обя­зательств (включая обязательства по аренде);

- получение предоплаты за еще не поставленные то­вары или не оказанные услуги или другие предоплаченные доходы;

- начисленные, но не оплаченные затраты на заработ­ную плату, выплату процентов и налогов;

Т.е. суммы к оплате, не пога­шенные на день составления баланса

- текущие выплаты отложенных налоговых платежей;

- прочие текущие обязательства.

Долгосрочные обязательства включают:

- долгосрочные займы и кредиты;

- обязательства по аренде;

- облигации;

- прочие долгосрочные обязательства.

Долгосрочные обязательства отражаются в бухгалтерском учете по стоимости полученных взамен активам или услугам. По долгосрочным обязательствам устанавливается процент, выплата которого относится к расходам периодов, в течение которых действует долгосрочное обязательство.

3. Собственный капитал владельцев компании:

В соответствии спрактикой учета в США, по статье уставного капитала пока­зывается только его оплаченная часть. В отчетном бухгалтерском балансе элемент капитала, как правило, разделен на составные элементы.

Если капитал не явля­ется акционерным, то показывается его стоимость по уч­редительным документам в части, оплаченной учредителя­ми на дату составления отчетности. Если капитал явля­ется акционерным, то он показывается по двум статьям:

- акционер­ный капитал, оплаченный по номиналу, и

- акционерный ка­питал, оплаченный сверх номинала.

Акционерный капитал состоит из номинальной стоимости выпущенных простых и при­вилегированных акций. Акционерный капитал отражается либо по номинальной стоимости, либо по стоимости, определяемой действую­щим в месте базирования компании законодательством, либо по стои­мости оплаченного (реально внесенного владельцами в компанию) капитала.

Акционерный капитал, вложенный сверх его номинальной стоимо­сти, также называемый дополнительным внесенным капиталом, или премиальным акционерным капиталом, представляет собой сумму эмиссионного дохода, полученного при продаже акций компании (при их выпуске) по цене выше номинала.

В американской практике также широко распространено создание резервов. Как правило, создаются следующие виды резервов:

- резерв под переоценку основных средств,

- резерв под обесценение ценных бумаг,

- резерв под чрезвычайные убытки,

- выравни­вающие резервы (на отпуск, на ремонт, на проценты бан­ку, на накладные расходы и т. д.),

- резерв под условные обязательства.

К условным обязательствам относятся воз­можные обязательства компании, которые могут принести убытки в результате действий, произведенных в отчетном периоде: штрафные санкции по искам, которые на дату составления отчетности находи­лись в стадии рассмотрения; обязательства, выданные от­дельными подразделениями компании от имени всей компа­нии; возможные обязательства по договорам, по которым в отчетном периоде допущены нарушения, за которые в договоре предусмотрены штрафные санкции и т. д. Резер­вы показываются одной строкой.

Прибыль, остающаяся в распоряжении компании (непокрытый убыток) или нераспределенная прибыльявляется разницей между чистой прибылью компании и суммой выплаченных дивиден­дов.

Нераспределенная прибыль является основным внутрифирменным источником финансирования дальнейшего развития компании, модернизации средств производства, и т. д. Она также используется как резерв на случай погашения затрат, связанных с судебным преследованием компании по искам, выдвину­тым против нее.

Если в отчетном периоде компания получила убыток, то он показывается как отрицательная величина. В отчетности, составленной в соответствии со стандартами ГААП США, не принято разделять нерас­пределенную прибыль на прибыль прошлых лет и прибыль отчетного периода. Если в предшествующем периоде компания име­ла убытки, а в отчетном периоде прибыль, или наоборот, то эти результаты должны показываться отдельно.

Если компания осуществляет пересчет финансовой от­четности своих дочерних компаний, составленных в иност­ранной валюте, то в балансе отдельно отражается статья «Прибыли/убытки от пересчета финансовой отчетности».

Таким образом, в составе собственного капитала выделяют следующие разделы:

- акционерный капитал по номинальной или объявленной стоимости, т.е. внесенный или оплаченный капитал;

- внесенный или оплаченный капитал, превышающий номинальную или объявленную стоимость акционерного ка­питала;

- резервы;

- нераспределенная прибыль.

В целях обеспечения наиболее полного раскрытия ин­формации о хозяйственной деятельности компании и пре­доставления пользователю возможности принимать реше­ния на основе сопоставления информации за различные годы, балансовые отчеты рекомендуется подготавливать с указа­нием отраженных в них показателей, как минимум за три периода, за отчетный период и за два предшествующих.

Отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках служит связую­щим звеном между балансовыми отчетами прошлого и ны­нешнего отчетных периодов и показывает, как изменяет­ся капитал акционеров компании под воздействием доходов и расходов, осуществленных в текущем периоде.

Как правило, отчет о прибылях и убытках включает следующие разделы:

1. Выручка.

По данной статье отражаются сум­мы от реализации продукции, полученные после вычитания стоимости возвращенных покупателями товаров и предоставленных им торговых скидок.

2. Себестоимость проданной продукции.

По данной статье, как правило, отражаются затраты сырья, расходы на оплату труда производственных рабо­чих, накладные расходы, связанные с управлением и обслужи­ванием производства, т. е. расходы на содержание управленческого персонала цехов, аренду, электричество, снабжение, техническое обслужи­вание и текущий ремонт.

3. Валовая прибыль.

4. Прочие операционные расходы: коммерческие, маркетинговые, управленческие.

Значительная часть коммерческих расходов приходится, как правило, на зарплату торговых агентов, комиссионные сборы, расходы на рекламу, поездки и культурные мероприятия. В управленче­ские расходы, как правило, входят зарплата руководителей и служа­щих, накладные расходы, связанные с управлением и обслужи­ванием предприятия в целом и т. д.

5. Прибыль от основной деятельности или операционная прибыль.

6. Доходы/расходы по выбытию активов.

7. Прочие доходы и расходы: курсовые разницы (пока­зываются свернуто); прибыль от сдачи имущества в аренду; доходы в виде процентов; расходы на создание резервов; доходы по ценным бумагам и т. д.

8. Прибыль до уплаты процентов и налогов.

9. Затраты на проценты.

10. Прибыль до уплаты налогов.

11. Налог на прибыль.

12. Прибыль после уплаты налогов.

14. Убытки от чрезвычайных операций — убытки от сти­хийных бедствий, чрезвычайных происшествий, действий правительств иностранных государств в отношении собствен­ности компании за границей, изменение законодательства страны.

15. Прибыли от прекращенных операций.

16. Убыток от прекращенных операций.

17. Совокупный эффект от изменения учетной политики.

18. Чистая прибыль.

Справочно в отчете о прибылях и убытках приводится прибыль на акцию. Она определяется путем деления показателя чистой прибыли компании на количество ее акций, находящихся в обращении.

Прибыль на акцию рассчитывается толь­ко для простых акций. При наличии у компании привилегированных акций прибыль на простые акции рассчитывается лишь после вычета из сум­мы чистой прибыли части, подлежащей распределению между держателями привилегированных акций. Поскольку отчет о прибылях и убытках составляется, как правило, раз в год, то при осуществлении дополнительной эмиссии акций для вычисления показателя прибыли на акцию ис­пользуется средневзвешенное число простых акций компа­нии, находящихся в обращении.

Построение отчета о прибылях и убытках основывает­ся на принципе полного раскрытия информации, заложен­ном в принятых концепциях финансового учета. Этот прин­цип предполагает, что компании должны отразить в отче­те всю информацию о своей хозяйственной деятельности. В этих целях отчет о доходах и расходах сопровождается сносками, приложениями и комментариями, содержащими описание методик расчета тех или иных показателей, ме­тодов начисления амортизации, учета запасов и т. д.

Отчет о нераспределенной прибыли

Нераспределенная прибыль представляет собой оста­ток чистой прибыли, находящийся в распоряжении компании, определяется в конце отчетного периода и рассчитывается по формуле:

Перед расчетом нераспре­деленной прибыли за данный период нераспределенная при­быль за предыдущий период корректируется в соответствии с внесенными поправками, связанными с изменением прин­ципов ведения учета тех или иных показателей, исправле­нием бухгалтерских ошибок и т. д.

Изменения, вносимые в финансовую отчетность, делятся на изменения в бухгалтерских оцен­ках и изменения учетной политики.

Изменения в бухгалтерских оценках производятся, ког­да изменяются обстоятельства, на которых основывалась предыдущая оценка, либо появилась новая информация, связанная с оцениваемыми статьями. Изменения в бухгал­терских оценках отражаются в финансовой отчетности за отчетный период (перспективно). Результаты изменений отражаются по тем же статьям отчета, что и ранее учтенные оценки.

Изменения учетной политики — это изменения приме­няемых методов бухгалтерского учета. Такие изменения могут быть вызваны только введением новых стандартов, либо внесением изменений в действующие стандарты, либо повышением достоверности финансовой отчетности. Эти из­менения обычно отражаются так, как будто новые методы применяются всегда. В этом случае новая учетная политика применяется к событиям и сделкам с момента возникнове­ния соответствующих статей (ретроспективный метод). Если невозможно достоверно оценить результат изменения учет­ной политики, то применяется перспективный метод, т. е. новая учетная политика применяется к событиям и сдел­кам, происходящим после даты изменения. Совокупный эф­фект от изменения учетной политики включается в отчет об изменениях собственного капитала.

Показатель нераспределенной прибыли с учетом его изменений и корректировок служит связующим звеном меж­ду балансовыми отчетами предыдущего и данного отчетно­го периодов.

На практике отчет о нераспределенной прибыли, как правило, составляется по следующей схеме:

Сальдо на 1 января нескорректированный

Корректировки

Сальдо на 1 января скорректированный

Чистая годовая прибыль

Всего

Минус: дивиденды, выплаченные по привилегированным акциям

Минус: дивиденды, выплаченные по обыкновенным акциям

Сальдо на 31 декабря

Отчет о движении денежных средств

В бухгалтерской практике денежными средствами считаются:

- собствен­но денежная наличность (касса и остатки средств на счетах в банке); и

- денежные эквиваленты (высоколиквидные краткосрочные вложения в рыночные ценные бу­маги на срок не более трех месяцев с даты приобретения). Представление отчета о движении денежных средств является требованием GAAP США.

Отчет охватывает один учетный период (год) и характеризует приток и отток денежных средств.

Отчет о движении денежных средств включает несколько разделов.

1. Движение денежных средств в связи с основной деятельностью.

• денежные поступления от продажи товаров и оказания услуг;

• денежные выплаты поставщикам товаров и услуг;

• денежные выплаты работникам;

• оплата налога на прибыль;

• выплата процентов;

• оплата прочих операционных расходов.

Разница между суммами поступлений денежных средств и их рас­ходами называется чистым притоком (оттоком) денежных средств в связи с основной деятельностью компании

2. Движение денежных средств в связи с инвестиционной деятель­ностью обусловлено приобретением (отток) и списанием (приток) основных средств, а также других долгосрочных активов.

• денежные платежи, связанные с приобретением имущества, машин и оборудования, нематериальных и прочих внеоборотных активов;

• поступления денежных средств от продажи основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов;

• денежные ссуды, предоставленные другим предприятиям, и поступления денежных средств, связанные с погашением таких ссуд;

• денежные платежи, связанные с приобретением инвестиций;

• проценты и дивиденды полученные.

Разница между притоком и оттоком денежных средств называется чистым притоком (оттоком) денежных средств в связи с инвестици­онной деятельностью.

3. Движение денежных средств в связи с финансовой деятельностью отражает способ привлечения денежных средств для финансиро­вания деятельности компании, а также для выплаты держателям ее ценных бумаг.

• поступления денежных средств от выпуска акций или иных акционерных инструментов;

• поступления денежных средств от выпуска долговых обязательств, получения кредитов и других кратко- или долгосрочных заимствований;

• денежные платежи акционерам в связи с приобретением или выкупом акций предприятия;

• денежные платежи, связанные с возвратом заемных денежных средств;

• денежные платежи арендатора в счет уменьшения существующих финансовых обязательств, относящихся к финансовому лизингу.

4. Последствия изменения курса обмена иностранных валют. Данная рубрика присутствует только в отчетах компаний, ведущих зарубежные операции, и представляет собой увели­чение или сокращение стоимости денежных средств в иностранной валюте, выражаемое в национальной валюте при пересчете или кон­вертации из одной валюты в другую.

5. Выверка счетов осуществляется в соответствии с требованиями ГААП США с целью проверки правильности построения Отчета о движении денежных средств и взаимоувязки 3 показателей: начального сальдо по счетам учета денежных средств, изменения денежных средств за период и конечного сальдо по счетам учета денежных средств.

Инвестиционная и финансовая деятельность без применения де­нежных средств, предполагающая использование в качестве средства обмена не денежной наличности, а других активов (например, передача акций или принятие долговых обязательств взамен на землю или обо­рудование), отражается в отдельной таблице или в сносках к отчету о движении денежных средств.

Отчет о движении денежных средств составляется од­ним из двух способов:

прямой метод. Согласно данному методу, баланс движения денежных средств в связи с основной деятельностью высчитывается по счетам учета денежных средств путем суммирования всех притоков денежных средств от основной деятельности и вычитания из полученной суммы всех рас­ходов, обусловленных основной деятельностью. Аналогич­ным образом подводятся балансы по всем остальным из вы­деленных выше видам деятельности, после чего высчитывается итоговый баланс движения денежных средств и осуществляется выверка сальдо на начало и конец периода по счетам учета денежных средств;

косвенный метод. Предполагает проведение корректировок трех типов.

Для получения ба­ланса движения денежных средств в связи с основной дея­тельностью к показателю чистой прибыли (из отчета о прибылях и убытках) прибавляются все затраты, не связан­ные с выплатой денежных средств (амор­тизацию) – корректировки по недежным статьям.

Из полученной суммы вычитаются статьи, ведущие к увеличению активов или сокращению пассивов (уве­личение дебиторской или уменьшение кредиторской задол­женности), а статьи, ведущие к увеличению пассивов или уменьшению активов (уве­личение кредиторской задолженности), прибавляются к чистой прибыли – корректировки в связи с переходом к кассовому методу.

Третий тип корректировок связан с корректировкой суммы чистой прибыли на суммы прибылей и убытков, не относящихся к основной деятельности, но отраженных в отчете о прибылях и убытках (прибыли или убытки от выбытия внеоборотных активов и т.д.).

Подведение баланса движения денежных средств по всем остальным (помимо операционной — основной) видам деятельности при прямом и косвенном методах осуществ­ляется одинаково по счетам учета денежных средств – т.е. прямым методом.

Ежемесячно в течение всего отчетного периода данные о движении денежных средств сопоставляются с данными плана движения денег, который составляется бухгалтерией в начале финансового года.

По оконча­нии каждого месяца составляется контрольный отчет о дви­жении денег за истекший месяц и за период с начала года. Если показатели отчетности отличаются от плановых бо­лее чем на 10% (в некоторых компаниях 5%), то план движения денег на оставшуюся часть года корректи­руется.

Взаимосвязь финансовых отчетов

Хотя каждая из форм представляет информацию, отличающеюся от других, ни одна из них не замыкается на одном предмете и не дает всей информации, необходимой для конкретных нужд пользователей. В этой связи, все составные части финансовой отчетности являются взаимосвязанными между собой и содержат контрольные цифры, которые позволяют проверить правильность их построения.

ОДК (ОИК) содержит цифры чистой прибыли, полученной за период в ходе составления отчета ОПУ.

Итоговые цифры нераспределенной прибыли, рассчитанные с помощью ОДК, должны совпадать с соответствующими цифрами, отраженными в балансе.

ОДДС в качестве проверочных данных содержит в себе цифры входящего и исходящего сальдо по счетам денежных средств за отчетный период, отраженных в балансе и.т.д.

Порядок представления финансовых отчетов

В США обязательным является предоставление финансовой отчет­ности акционерам и Комиссии по ценным бумагам и биржам.

Сроки представления и опубликования годовой финансовой отчетности при­вязаны к концу финансового года и собранию акционеров.

Вместе с формами финансовой отчетности публикуется поясни­тельная записка, в которой делается подробный обзор финансового состояния предприятия, его финансовой, производственной и коммер­ческой деятельности за отчетный период.

Одновременно с публикацией годовой отчетности публикуются и заключения аудитора по проверке отчетных данных, подтверждающие ее достоверность.

Вместе с тем представление и публикация заключения аудитора не является обязательным для компаний, признанных так называемы­ми «неактивными» эмитентами, при вы­полнении следующих условий:

1) если валовая выручка за финансовый год не превышает 100 тыс. долларов;

2) если расходы компании в течение финансового года не пре­вышают 100 тыс. долларов;

3) если эмитент не выкупал и не продавал собственных акций, не представлял опционы по ним и не переоценивал свои ак­ции, находящиеся в обращении;

4) если в течение финансового года не произошло сущест­венных изменений в деятельности компании (банкротство, реорганизация, приобретение или продажа значительных активов, прав на разработку полезных иско­паемых и т.д.);

5) если биржи или другие уполномоченные государственные органы не требуют представления или публикации проверенных ау­дитором финансовых отчетов.

Все остальные компании, эмитирующие ценные бумаги, обязаны проходить процедуру аудита годовой финансовой отчетности и прилагать к своей отчетности заключение ау­дитора.

Представ­ление отчетности организациям, осуществляющим ее статистическое обобщение, и Федеральной налоговой службе не считается обязательным и является делом самого предприятия.