Физиологические основы воли.

Воля и волевые свойства личности

Специфика волевого регулирования

Воля

Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

¨ допсихические непроизвольные реакции;

¨ образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

2. Произвольная регуляция:

¨ речемыслительный уровень регулирования.

3. Волевая регуляция.

Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности[8]

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств. Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

1) когнитивный;

2) эмоциональный;

3) поведенческий (деятельный).

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

1) побуждение и осознание цели;

2) борьба мотивов;

3) акт принятия решения;

4) исполнение.

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Воля-это сознательное регулирование человеком своих дейс­твии, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Волевое поведение характеризуется сознательностью деятель­ности. Человек сознательно идет к поставленной цели.

Другим важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением внутренних и внешних препятствий.

В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д.

Примером внешних препятствий может служить отсутствие необ­ходимого инструмента для работы или противодействие других лю­дей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

На основе второсигнальных связей осуществляется вся созна­тельная регуляция человеческого поведения, происходит выбор мес­та, времени и характера, способа, интенсивности действия при ре­ализации полученной информации.

Огромное значение в осуществлении волевой регуляции имеют лобные доли коры мозга. В них происходит сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой цели. Пора­жение лобных долей приводит к апраксии (быстрой отвлекаемости, невозможностью сосредоточения в течении длительного времени на какой-либо деятельности). Абулия (болезненное безволие) развива­ется чаще после энцефалитов, менингитов, черепно-мозговых травм).

Важный вклад в механизм волевого регулирования вносит ретику­лярная формация. Она является своеобразным фильтром, отбирающим одни импульсы, идущие к коре, и задерживающий другие, не имеющие жизненно важного значения. Ретикулярная формация является также своеобразным аккумулятором и пультом управления по энергетичес­кому снабжению коры.

П. К. Анохин выдвинул понятие акцептора действия. Сущность его в том, что нервные процессы как бы опережают течение внешних со­бытий. На основе прошлого опыта человек предвосхищает, предвидит будущие воздействия на нервную систему. На основе сигнала в моз­ге восстанавливается весь комплекс нервных связей, вся система ассоциаций, выработанная многократным повторением.

Волевые свойства личности.К волевым свойствам личности относятся следующие: Целеустремленность (проявляется в умении ставить и достигать общественно значимые цели).

Решительность (проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения). У него не хватает сил побороть противоречивые мысли и чувства, направить их в какое-то определенное русло.

Все это приводит к тому, что человек упускает время, а потом, когда все-таки оказывается перед необходимостью сделать выбор, хватается за первую попавшуюся, может быть, даже за самую худшую цель. Нерешительность проявляется и в том, что человек, не про­думав, не взвесив, принимает поспешное решение.

Настойчивость (проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намечен­ной целью).

Есть люди, которые на первый взгляд кажутся исключительно нас­тойчивыми. Близкое же знакомство с ними показывает, что они просто упрямы. Упрямец признает лишь собственное мнение, собс­твенные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными или, во всяком случае, не лучшими.

Выдержка (или самообладание) (проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие дости­жению цели). Самостоятельность (умение по собственной инициативе ставитъ цели, находить пути ее достижения и практически выполнять приня­тые решения). Свойством воли, противоположным самостоятельности, будет внушаемость. Люди, отличающиеся внушаемостью, не могут по собственной ини­циативе начать и закончить более или менее сложное волевое дейс­твие; Они проявляют активность в том случае, если получают ука­зания, распоряжения, совет. Они быстро поддаются влиянию других людей.

К волевым свойствам личности относят и такие, как смелость, отвага, мужество, стойкость, дисциплинированность. Но они в зна­чительной мере являются индивидуальным сочетанием рассмотренных выше волевых качеств.

Людей с высоким уровнем развития определенных волевых свойств справедливо называют людьми сильной воли. Есть люди, у которых низок уровень развития всех волевых свойств. Таких людей обычно называют слабовольными. Воля как регулятор поведения формируется в процессе жизни и деятельности. Первостепенное значение в развитии воли и формировании во­левых свойств личности имеет повседневный регулярный труд.

Раздел четвёртый. Личность.