Понятие о восприятии. Свойства восприятия.
Восприятие
Интеллект
Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям (В.Штерн). Эту же идею поддерживают Ж.Годфруа, А.Биш, Д.Векслер, Л.И.Термен, Э.Л.Торндайк.
Для Ж. Пиаже интеллект – общий регулятор поведения. Имеются и более конкретные определения интеллекта. Так, М.Шюрер считает, что интеллект – это "относительно постоянная структура онтогенетически обусловленных способностей индивида постигать и создавать осмысленные или также функциональные связи" [3].
Для С.Л.Рубинштейна интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей[4]. Эту позицию разделяет и Ч.Спирмен.
Оригинальный подход к пониманию интеллекта предложил Б. Г. Ананьев. Он рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния и свойства личности. Эта организация связана “с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека..." [5].
Л.М.Веккер считает интеллект категорией, охватывающей целостно функционирующую совокупность познавательных процессов[6].
Согласно Дж.Гилфорду, интеллект – многомерное явление, некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию.
Умственная операция, включение в интеллектуальное действие, может быть:
¨ по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание;
¨ по продукту: единица, класс, отношение, система, трансформация, рассуждение;
¨ по содержанию: действие с объектами, символами, преобразование смыслов (семантические операции), поведение.
Модель интеллекта Дж.Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов – частных способностей. Они образуются как всевозможные сочетания операций, содержаний и мыслительной деятельности.
Для оценивания уровня развития интеллекта обычно применяются тесты интеллекта. Наиболее распространенными являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера.
Отношение психологов к оценке интеллекта с помощью тестов не определилось до конца.
Восприятие (перцепция) –психический процесс формирования образов предметов, воздействующих на органы чувств, а также система действий, направленная на ознакомление с этими предметами.
Восприятие –это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств
Образ –одна из форм отражения реальности, субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное и предметное окружение, а также временную последовательность событий, т.е. он, в отличие от мысли, имеет пространственно– временное "измерение".
Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, ( взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами, свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления).
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).
Основными характеристиками восприятия являются константность, предметность, целостность и обобщенность.
Константность – это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств непрерывно меняются.
Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.
Это соотношение является основой ориентировочной функции нашего поведения и деятельности.
Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе.
Восприятие целого влияет и на восприятие его частей. Несколько правил группировки частей в целое были сформулированы Вертгеймером.
1. Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. В качестве группирующих свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположенности частей.
2. Правило общей судьбы. Множество элементов, движущиеся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимаются целостно, как единый движущийся объект. (или когда эти объекты неподвижны но движется наблюдатель).
3. Правило близости. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко к друг другу, воспринимаются как единый объект.
Целое доминирует над частями. Выделяют три формы такого доминирования: 1. Один и тот же элемент, будучи включенным в разные структуры воспринимается по разному. 2. При замене отдельных элементов но сохранении соотношений м/у ними структура образа остается неизменной.
Основные свойства восприятия:
1. предметность – все полученные с помощью органов чувств сведения относятся к внешним, независимым предметам, а не к свойствам органов чувств;
2. целостность – воспринимаемые объекты и ситуации воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части в данный момент не могут быть наблюдаемы;
3. константность – относительное постоянство некоторых свойств воспринимаемых объектов в некотором диапазоне изменений условий восприятия (например, сохранение формы предметов при движениях и небольших пространственных искажениях);
4. категориальность – осмысленность восприятия в соответствии с предварительными знаниями об отнесенности объекта к определенной категории (например, восприятие фонем знакомого языка, произносимых разными голосами; восприятие букв, написанных разными шрифтами; узнавание знакомого человека на фотографиях в разной одежде и в разном возрасте и т.п.)
5. избирательность и персептивная защита – выделение или игнорирование одних объектов по сравнению с другими в зависимости от содержания текущей деятельности.
Последовательность перцептивных актов при восприятии:
1. Выделение комплекса стимулов из общего информационного потока как относящихся к одному объекту.
2. Поиск в памяти аналогов комплекса признаков для сравнения.
3. Отнесение объекта к категории с последующим уточнением гипотезы.
4. Окончательный вывод и "достраивание" свойств.
Назначение перцептивной системы состоит не в том, чтобы создать образ, максимально точно соответствующий внешнему раздражителю, а в том, чтобы обеспечить условия для адаптивного поведения, дать возможность адекватно воспринять состояние среды, внешней по отношению к психике.
В процессе восприятия вся окружающая реальность делится на фигуры и фон. Фигуры отличается четкостью и определенностью границ, к ней относится все, что сказано выше о перцептивном образе.