Физиологические основы речи.
Язык - объективное явление жизни общества, он, един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми.
Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы речи.
Речь и язык
Язык – наиболее способ существования мышления; ребенок, осваивая предметную деятельность, осваивает языковые примеры. Язык выполняет важную функцию по отношению к мышлению: сформировавшаяся мысль расчленяется благодаря языку и может быть выражена словами.
Язык – это система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.
Речь – процесс общения посредством языка. Предметом психологического изучения является речь.
Существуют нормативные правила произношения и грамматики, стилистики данного языка. (Кстати, в общении человек использует незначительную часть языкового богатства. Даже в языке великих писателей насчитывают от 10000 до 20000 слов, в то время как язык заключает несколько сот тысяч слов. Речь отдельного человека обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам речи можно идентифицировать личность).
Развитие речи шло по следующей линии:
– комплексная кинетическая речь (около 0,5 млн. лет тому назад) – передача информации с использованием движения тела; при этом движения общения и движения, связанные с трудом не дифференцируются друг от друга;
– ручная кинетическая речь (язык жестов) – более дифференцирован (и сечас им активно пользуются глухонемые);
– звуковая речь (более 100 000 л. назад) – в виде отдельных слов;
– создание письменности.
В свою очередь, этапы развития письменности следующие:
– рисуночное пиктографическое письмо (ок. 4000 лет до н.э.)
– рассказ в картинках;
– идеаграфическое письмо (посредством иероглифов) (так, китайский иероглиф, означающий "кризис", состоит из двух символов: один означает"опасность", другой – "удобный случай";
– собственно буквенное письмо (Оно было изобретено древними финикийцами и получило название алфабетического письма и тесно связано с устной речью: графемой (буквой) обозначается фонема (звук речи).
Небольшим количеством графем можно выразить письменно любую мысль.
Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные.
К центральным относятся структуры г.м., а к периферическим
– голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полости рта и носа) и органы слуха.
Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово.
Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. Нарушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.
В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике) (левое полушарие, височная доля). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афазия).
Существует и двигательный центр (центр Брока) (левое полушарие, лобная доля). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппарата производства речи (моторная афазия). Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее отдельных слов.