Отрасли психологии, их взаимосвязь.

Психология непосредственно основывается на тех или иных философских системах. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа, т. е. система принципиальных общих теоретических положений, определяющих подход к проблеме. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления или оказывали влияние на развитие философских теорий.

Тесно связана психология с биологическими науками и, прежде всего, с физиологией высшей нервной деятельности. Знание законов работы нервной системы необходимо знать психологу для того, чтобы изучить основные виды психической деятельности человека и установить, на какие механизмы опираются сложнейшие формы психической деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах они протекают. Непосредственна и достаточно многообразна связь психологии с педагогикой. Работа педагога будет результативна только в том случае, если она опирается на знание закономерностей, по которым развивается психика ребенка. Психология выявляет психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий, изучает закономерности педагогического процесса, определяет условия его оптимизации.

Психологическая наука на современном этапе развития представляет собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин. Отдельные области психологии тесно связаны между собой. Различают следующие отрасли психологии:

Общая психологияисследует наиболее общие закономерности психической деятельности взрослого нормального человека.

Возрастная психология изучает закономерности психического раз­вития человека в различном возрасте.

Педагогическая психологияисследует психологические основы обучения и воспитания.

Психология труда исследует психологические основы трудовой де­ятельности.

Инженерная психология исследует вопрос о взаимодействии че­ловека с машиной.

Космическая психология занимается вопросами волевой и мо­ральной подготовки космонавтов, психологическим обоснованием ме­тодов обучения и тренировки.

Военная психология занимается психологией человека в военной обстановке

Психология спорта разрабатывает психологические основы обуче­ния и воспитания спортсменов, изучает законы выработки спортив­ных навыков и умений.

Психология искусства рассматривает психологические компоненты деятельности, направленной на создание произведений искусства, раскрывает закономерности восприятия человеком этих произведе­ний.

Социальная психология изучает психические проявления различ­ных социальных общностей, характер взаимоотношений людей в груп­пах, положение личности в них.

Юридическая психология изучает проблемы, связанные с психо­логическими аспектами следствия, а также психологические особен­ности личности преступника, мотивы преступления, психологию зак­люченного, психологические основы перевоспитания преступников.

Медицинская психология занимается вопросами психотерапии, психогигиены, вопросами общения врача и больного.

Патопсихология исследует различные формы нарушения нормаль­ной психической деятельности людей.

Имеется несколько направлений в этой отрасли психологии: олигофренопсихология (изучает патологические случаи психического развития, связанные с врожденными дефектами мозга); тифлопсихо­логия (изучает психологию людей, не имеющих зрения или слабови­дящих); сурдопсихология (исследует психологические особенности, связанные с на рушением слуха).

Сравнительная психология изучает психику животных.

Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие задачи порождались трудностями, возникающими вне психологических областей, а их устранение выходило за пределы компетенции соответствующих специалистов. Заметим также, что прикладные отрасли могли появиться независимо (в том числе и во времени) от становления общепсихологической науки.

Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям:

· по сферам деятельности (в частности, профессиональной), то есть по тому, что делает человек: инженерная, педагогическая деятельность и др.;

· по тому, кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология), группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология);

· по конкретным научным проблемам: связь нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).

В реальной работе психолога научные отрасли широко взаимодействуют. Например, психолог на производстве должен обладать знаниями как инженерной психологии (или же психологии труда), так и социальной. Психологическая сторона школьной работы относится одновременно к сферам возрастной и педагогической психологии. Разработка практических предложений, нейропсихологии – прежде всего, проблема реабилитации больных с мозговыми поражениями в той или иной профессиональной деятельности – требует знания психологии труда.

Интересны влияния научных понятий и концепций на житейские представления людей о своей психической жизни. Средствами такого представления стали, в частности, некоторые понятия психоанализа (аффективный “комплекс”, “архетип”, “внутренняя цензура” и др.), термины, предложенные для описания эмоциональной сферы (“стресс”), защитных механизмов личности (“компенсация”, “замещение”, “рационализация”, “вытеснение”). Попадая в разговорную речь, эти термины получают содержание, не всегда относящееся к их первоначальному смыслу, но они оказываются эффективными средствами осмысления и даже открытия (построения) человеком собственных индивидуальных средств. Следует отметить, что научный психолог подчас профессионально должен становиться психологом житейским. Подготовка к работе с некоторыми методами диагностики личности, обучение правильной и полной интерпретации результатов занимает около двух-трех лет. Практика проведения психологических экспериментов является подчас тонким искусством, требующим мастерства и интуиции.

Наконец, существуют и такие психологические тесты, где грань между научной и житейской психологией трудно установить. Так, в руководствах по деловому общению даются конкретные практические советы по адекватному социальному поведению, взаимодействию с другими людьми, которые делают контакты успешными. С одной стороны, это своего рода “учебники” житейской психологии, с другой – систематический перечень результатов, дающий материал для научного исследования.

Таким образом, положение психической науки определяется ее двумя разнонаправленными тенденциями. Первая из них – стремление стать естественнонаучной дисциплиной, вторая – занять место житейской психологии. Обе эти цели принципиально недостижимы, но каждая из них порождает конкретные задачи.

С одной стороны, по сравнению с житейской психологией научная представляет собой специальную дисциплину, обладающую понятийным и методическим аппаратом для изучения психической жизни человека, законов ее организации и развития. Точность и регулярность фиксации получаемого опыта, возможность строгой проверки и направленного воспроизводства сближают ее с естественными науками.

С другой стороны, психологическая наука имеет особенности, связанные со спецификой объекта изучения, – его способностью к внутреннему отражению своих состояний. Обыденные представления человека о себе, являясь средствами и результатами разрешения реальных жизненных задач, могут быть устойчивыми и существовать независимо от их научных объяснений. Гуманитарный аспект психологии заключается не только в изучении, но и в практике создания этих представлений как способа преодоления конфликтных ситуаций, осмысления и продуктивного развития жизненного опыта. Научная и житейская психология, сохраняя принципиальные различия, вступают в необходимые взаимные связи. Психологическая наука, развитие которой можно вслед за С.Л.Рубинштейном представить в виде пирамиды, сильна своим основанием. Житейское осмысление разнообразной психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки, но является, напротив, постоянным источником ее жизнеспособности. Вместе с тем научные достижения активно проникают в обыденную жизнь, предлагая новые, эффективные методы ее законов, воспитания и развития личности.