Позитивная негативная отсутствие активности

Самосознание личности.

Самосознание– процесс осознания самого себя, своих качеств, мотивов, поступков.

Активность личности

Позитивная активность– изменение себя, других и моря с пользой для людей. Направлена на благо, на возвышение других.

Примеры:

Негативная активность– изменение себя, других и мира без чувства ответственности, антисоциально. Направлена против людей, на «уничтожение» другого.

Примеры:

Отсутствие активности (социальная пассивность)– в этом случае человек не проявляет себя, не меняет свою жизнь, незначим для других, плывущий по течению, во всем подчиняющийся большинству, внутренне несвободный.

Откуда берется та или иная активность? Активность человека, конечно, зависит от внешних воздействий на личность, от влияния других, особенно значимых, людей. Например, авторитарное (давящее) воспитание, слишком сильная опека могут повлиять на искажение личности, на формирование комплекса неполноценности и вызвать негативную активность или социальную пассивность. Но только влияния других людей недостаточно, ведь тогда люди ни в одной ситуации не смогли бы бороться, ни при каких обстоятельствах не противостояли бы обществу. Активность личности зависит и от внутренней позиции самого человека. Внутренняя позиция формируется по мере взросления человека, когда он делает выбор, когда оценивает, что ему нравится и не нравится, когда ставит цели, то есть внутренняя позиция формируется в процессе развития у человека рефлексии. Рефлексия– способность человека смотреть на себя со стороны, оценивать свои цели, ценности, поступки, отношения с людьми (Какой я сам? Какой я с другими?). Кроме того, это направленность человеческого мышления на самое себя, то есть человек может анализировать процесс своего мышления (Как я мыслю?). Выборы, которые делает человек, ведут к формированию у него системы ценностей, которые ложатся в основу мотивации личности, ее поступков. Личности нет там, где человек не идет на риск выбора, пытается избежать ответа перед собой о мотивах своего поведения. Что же такое мотивация? Мотивация – это вся система факторов, которые определяют поведение человека – это и потребности, и мотивы, и цели, которые движут человеком. У мотивации есть определенные признаки:

Широта - разнообразие целей и мотивов человека, широта средств, которые человек использует для достижения целей. Примеры:

Иерархизированность – соподчинение мотивов (одни цели и мотивы сильнее других и возникают чаще). С иерархией мотивов связана борьба мотивов. Борьба мотивов – это всегда преодоление! Наличие внутренних противоречий и их преодоление ведет к развитию. Например, если у человека есть некоторый недостаток, например, плохая дикция, невнятная речь, он может поставить себе цель – преодолеть, компенсировать этот недостаток, прикладывать усилия, преодолевать себя и, в результате, не только компенсировать недостаток, но и достигнуть наивысших результатов именно в этой, сложной для него, деятельности. Например, в случае с речью – стать оратором. Именно при борьбе мотивов создается возможность для ПОСТУПКА, а определенные поступки рождают личность. Например, в психологии описан феномен «горькой конфеты» - ребенку взрослый говорит о том, что на столе игрушка, которую нужно достать, не вставая со стула, но стул стоит так, что это невозможно. Ребенку говорят, что если он выполнит задание, ему дадут конфету. Взрослый выходит из комнаты. Большинство детей встают со стула и берут предмет. Взрослый возвращается и спрашивает, не вставал ли ребенок со стула. Большинство детей врут и получают конфету. Начинают ее есть и некоторые из детей вдруг начинают плакать. Конфета оказалась горькой не по вкусу, а по личностному смыслу! Это первое рождение личности (в 3, 4, 5 лет) – появление соподчинения, иерархии мотивов. Часть мотивов становится ведущими, другая подчиненными. Если мы хотим изучать личность, по Леонтьеву, нужно изучать мотивы этой личности. Второе рождение личности – начало осознания своих мотивов и самостоятельный выбор. Приблизительно в подростковом возрасте процесс осознания начинается, а продолжаться он может всю жизнь! Самосознание, личность появляется довольно рано, когда ребенок отделяет себя от окружающего мира, говорит «Я», узнает себя в зеркале и на фото, говорит «Я сам». Но это лишь первые ступеньки в развитии самосознания личности. Затем, в 6 – 7 лет ребенок начинает смотреть на себя со стороны, думать, как он выглядит в глазах других. Следующий шаг – в подростковом возрасте. Человек целенаправленно думает о себе: «Кто я? Какой я? Кем буду? Почему поступаю так или иначе?» - этот возраст называют возрастом второго рождения личности – это время бурного развития рефлексии. Если бы у людей не было рефлексии, то психологии вообще не было бы, так как человек вообще не смог бы осознать, что у него есть психика, что он отличается чем-то от животных.

Когда человек делает сознательные, ответственные выборы, рефлексирует свои поступки, стремится к самосовершенству, можно говорить о личности.

Вернемся к понятиям мотива и мотивации. Мотивация более широкое понятие, мотив более узкое: мотив – это то, что придает нашей деятельности смысл. При этом наши потребности и мотивы не всегда нами осознаются. Пример:сталкер и комната заветных желаний. Обычно личностью движут сразу несколько мотивов. Если они вступают в конфликт, начинается борьба мотивов, о которой мы уже говорили. Она может приводить к развитию, к разрешению конфликта. Например, женщина хочет быть хорошей матерью, участвовать в жизни своих детей, а это предполагает достаточно большое количество времени, проведенное с детьми. С другой стороны, для нее важен карьерный рост, ей хотелось бы быть успешной в профессии, а это тоже отнимает большое количество времени. Эти мотивы начинают сталкиваться между собой. В такой ситуации женщина может начать активный поиск путей, чтобы оптимизировать свою работу, чтобы выполнять ее хорошо за меньшее количество времени, освободив время для семьи. Если такие пути будут найдены. Можно говорить о том, что у данного человека происходит развитие. Можно поступить иначе: просто пожертвовать семьей или работой – тогда конфликт будет решен, но о развитии в этом случае говорить не приходится.

Примеры видов мотивов.

Мотив власти – по Адлеру комплекс неполноценности, например, у человека, имеющего физический дефект, может компенсироваться именно стремлением к власти, стремлением во всем, в любой деятельности, независимо от того, нужна ли она тебе, быть лучшим, только первым. Человек, для которого мотив власти крайне важен, стремится к независимости, не желает подчиняться, тревожится, если теряет контроль над ситуацией

Мотив альтруизма - стремление бескорыстно помогать другому человеку, не ради себя, а ради другого.

Мотив аффилиации – стремление наладить эмоционально положительные отношения с людьми, стремление к дружбе.

и другие мотивы.