Профессионально-этические категории.

Функции профессиональной этики.

1. Оценочная – дает возможность оценки поведения, действий, намерений, целей, задач, средств специалиста с точки зрения соответствия моральным нормам.

2. Регулятивная – вытекает из потребности регулировать поведение специалиста в соответствии с сущностью профессии.

3. Организационная – служит улучшению организации деятельности сотрудников и партнеров.

4. Управляющая – является средством управления действиями сотрудников и партнеров в ходе решения профессиональных задач.

5. Мотивационная – формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности.

6. Координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников процесса профессиональной деятельности.

7. Регламентирующая – направляет и обуславливает выбор целей, методов и средств в профессиональной деятельности.

8. Воспроизводственная – позволяет воспроизводить оптимальные действия в подобных ситуациях.

9. Воспитательная – воспитывает не только специалистов, профессионалов, но и клиентов, а также социальное окружение клиентов.

10. Коммуникативная – помогает организовать общение сотрудников друг с другом и с клиентами.

11. Оптимизирующая – способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, повышению статуса профессии в обществе.

12. Стабилизирующая – способствует стабилизации профессиональных отношений на всех уровнях их проявлений.

13. Рационализирующая – облегчает специалисту выбор целей, методов и средств, принятие решений.

14. Превентивная – предостерегает профессионала от действий, приносящих вред клиенту, организации, обществу.

15. Прогностическая – позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных сотрудников и их коллективов.

16. Разрешения противоречий – способствует разрешению, устранению и сглаживанию противоречий, возникающих в сфере профессиональной деятельности.

17. Информационная – приобщает специалистов к системе ценностей их профессии и профессиональной морали.

18. Социальная – способствует созданию условий, благоприятных для специалистов данной сферы в обществе.

19. Социализирующая – служит делу приобщения носителей данной профессии к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

Профессионально-нравственные представления, определяющие профессиональную позицию человека, отражаются в следующих категориях:

1. Профессиональный долг – система предписаний, которым необходимо следовать.

2. Профессиональная ответственность – гарант добросовестного выполнения профессионального долга.

3. Профессиональная совесть – представления об эмоциональных состояниях, переживаемых человеком в ходе работы и образующих тем самым внутреннюю среду профессиональной деятельности.

4. Профессиональное достоинство – представление о значимости данной профессии для общества и о признании обществом этой значимости.

5. Профессиональная честь – представление об уровне соответствия профессионально-нравственных стандартов общим нравственным законам в обществе.

Таким образом, мы обозначили ориентиры на пути становления профессиональной нравственности, который начинается с формирования профессиональной позиции, освоения и выбора накопленных обществом профессионально-нравственных представлений.