НОРМЫ ПРАВА

КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ

Деление функций на две группы: внутренние (гос-во воздействует на общество самого гос-ва. ПР: экологич., эконом., функция развития образования, здравоохранении и др.) и внешние (гос-во воздействует на внешний мир ПР: обороноспособность гос-ва, защита внешних границ и др.).

Нельзя выделять основные и не основные фун-и, т.к. сами фун-и – это ОСНОВНЫЕ направления. Не может быть неосновных основных направлений государства.

Смешивать фун-и гос-ва и гос. органов также нельзя.

Корейский: По причинам возникновения – функции вытекающие из классовых противоречий (подавление одного класса другим) и функции вытекающие из потребностей общества в целом (). По направленности: внутренние (охранительные фун-и: охрана форм собственности, охрана правопорядка, охрана природной среды; экономические функции и др.) и внешние функции (защита гос-ва от внешней угрозы, налаживание дипломатических отношений). При этом делит их еще на подвиды. Гос-во во все времена выполняет внутренние и внешние сквозные функции.

Черданцев: книга «ТГП». Под ФГ он понимает не основные, а главные направления деятельности государства. Термин главное, основное направление носить оценочный характер. Исследователь занимаясь проблемой ФГ может по разному оценивать ту или иную ФГ. Делать некоторые главными, а другие не главными. Отсюда следует, что ФГ – это оценочная категория, сам исследователь произвольно описывает суждения.

Но его точка зрения не верна, есть понетийный аппарат, объективные основания исследований, ФГ никто не может вводить или не вводить. ФГ создаются самим обществом объективно. Но при этом он немного говорит и объективно, что функции определяются обществом и государством. Это верно – т.к. функции государства объективно существуют.

Не все исследователи строго разграничивают понятия функции государств, содержание ФГ, форма осуществление ФГ, методы осуществления ФГ, средства осуществления ФГ. Чтобы правильно Ф охарактеризовать нужено уметь использовать и разграничивать эти понятия.

Содержание функций – совокупность конкретных действий гос-ва, его органов по решению задач в этом направлении, т.е. что делает гос-во в том или ином направлении.

Форма осуществления ФГ – способы внешнего выражения гос. деятельности заданного основного направления. Различаются правовые (правотворческая форма, правоисполнительная, правоохранительная) и организационные формы (сбор, изучение и оформление информации, ознакомление с письмами, заявлениями граждан).

Методы осуществления ФГ - способы воздействия государства, его органов на субъектов общественной жизни (убеждение, принуждение, насилие).

Средства осуществления ФГ - экономические, идеологические, военные, дипломатические.

В связи с этим можно делить функции по их формам, по содержанию и др.

Второй момент разногласия в квалификации ФГ обусловлено разным пониманием основного направления деятельности. Функции и задачи могут быть содержанием ФГ. Основное направление имеет свой объект, нужно выделить его, на что направлена ФГ,

Коль гос-во рождается для регулирования чел. общества, то само общество является объектом деятельности гос-ва, но коль общество сложное явление со своей структурой, у общества 4 основные сферы: экономическая, социальная, духовная, политическая. Сферы не живут изолированно, они согласованно развиваются. В связи с тем, что сферы это элементы общества, то функции должны быть направлены на них. Часто-социальные функции: экономическая, социальная, духовная, политическая. А есть еще и интегративная функция, она существует в связи со взаимосвязью их друг с другом. Еще возникает одна функция из того, что чел. биосоциальное существо и чел. живет в природной среде, возникает экологическая функция.

У всех государств одни функции, но есть разница в средствах осуществления функций, в методах их осуществления, в содержании, в формах осуществления ФГ.

Выделенные функции объективны. Но коль они реализуются субъективно (людьми), то может возникнуть ситуация, что функции не будут обеспечиваться. Из-за неразвитости одной функции общества пострадают другие. ПР: из-за неразвитости духовной функции страдает экономика (нехватка высокоспециализированных грамотных кадров).

 

 

вопросы:

1) саморегулирвеание и регулирование чел. поведения

2) виды норм, регуляторов чел. поведения

3) виды соц-х норм и их характеристика

4) норма прав – особый вид соц. норм, понятие и признаки

5) виды правовых норм и их характеристика

6) структура норм права

7) соотношение норм права и статей НПА

8) соотношение соц. норм: норм права, норм морали, корпоративных норм и обычаев