Проблемы типологии государств и значение типологии.

Гос. режим есть, а есть и политический режим, какой из них входит в форму государства. Какое место режим занимает в элементах форм государства.

Хотя и в рабовладельческих государствах были нормы защиты рабов, им разрешалось иметь свою собственность. в Греции к смерти мог раба приговорить только суд.

Любое государство выполняет общесоциальные функции, чем цивилизованнее государство, тем более оно становится социальным.

 

 

Лекция от 27.01.2012

 

1. Понятие признаки структура и значение форм государства. Значение формы для развития содержания. На сколько форма соответствует содержанию государства;

2. Формы правления государств, понятия виды и значения

3. Формы гос. устройства: понятие, виды, значение;

4. Государственный политический режим: понятие, виды и место в структуре форм государства.

5. Соотношение форм и типов государства.

Литература:

1) Петров В. С. «Сущность, содержание и формы государства» М: 1971 г.

2) Лузин В.В. «Форы правления современных государств». Нижний Новгород 1998 г.;

3) Писаренко К. А. « Об эволюции форм правления европейских государств в новое и новейшее время (конец 16 -20 века)» М.: 1998 г.;

4) Чиркин В. Е. «Нетипичные формы правления в современном государстве»; ст. в ж. Гос-во и право 1994 г. № 1

5) Золоторева М. В. «Федерация в России: проблемы и перспективы» М.: 1999 г.

6) Козлов А. Е. «Федерация в Бельгии и в России» ст. в журнале «Государство и право» 1997 г. №7;

7) Сиринов П. Н. «О некоторых концепциях федерализма в зарубежной лит-ре» ст. в журнале «Государство и право» 2000 г. № 5;

8) «Федерация в зарубежных странах» М.: 1993 г.

9) Арон Р. «Демократия и тоталитаризм» М.: 1993 г.

10) Замковой В. И. «Тоталитаризм: сущность и концепции» М.: 1994 г.

11) Ковлер А. И. «Кризис демократии? Демократия на рубеже 21 в». М.: 1997 г.

12) Лобер В.Р. «Демократия о зарождения идеи до современности» М.: 1991 г.

13) Тихомрова Л. А. «Критика демократии» М: 1997 г.

 

Лекция от 01.02.2011

 

Продолжаем прошлую тему:

 

Типология государства – это рассмотрение сущности государства, его динамика. Множество различных государств существовало на земле за эти тысячелетия. Наука всегда прибегает к типологии государств, для того, чтобы отдельно не изучать отдельное государство, мы помним о его индивидуальности, но нам не менее важны именно общие черты государств, из них исходит типология. Типологоизация государств давно уже существует. Платон, Аристотель, Цицерон уже прибегали ктипологии государств. Делили государства по формам – власть действует по закнону в общих интересах, не правильные гос-ва – когда вл. действует не на основании закона и только в интересах управляющих. Аристотель: неправильные (демократия, олигархия, тирания) и правильные (полития, аристократия, монархия).

Типологизация государств по их форме, а не сущности. Все государство делят на демократические и не демократические (Кельзн и др.) Такая типологизация государств имеет основания, но в одну группу объединяет государство разной сущности (ПР: Афины, Франция, США). Еленик делит все государства на древневосточные, греческие, римские, средневековое и современное государства. Но нет одного критерия разграничения этих государств. Но тут то ли временные рамки, то ли что? (римское греческое государства были примерно в одно время. Государства современные на сколько современны?).

Типология чтобы была научной оа должна базироваться на сущностной основе. В Советский период два основания лежали в основе: какой класс руководит обществом и какой экономический базис в его основе. Тип государства определялся, как историческая разновидность государств, входящих в одну группу, отличающуюся от других социальной, классовой сущностью, экономическим базисом. Формационный подход к типологии государств.

Рабовладельческое государство. Феодальное государство: диктатура феодала и собственность на землю, буржуазный тип государства – частная собственность на средства производства и свободе труда работников, диктатура буржуазии, социалистическое государство.

Развитие государство революционное – качек от одной исторической ступени на другую ступень, эволюционное – плавный, последовательный переход к историческим ступеням государства, без резкого изменения его сущности.

Первобытная, рабовладельческая, феодальная, коммунистическая формация. Предлагается отказаться от этих пяти формаций и отдать предпочтение точке зрения Маркса. Он рассматривал три формации: первобытное доклассовое общество – первичная формация, антагонистическое общество – вторичная формация, коммунистическое общество – третичная формация. У антагонистического общества две крупные форы:

1. Первая форма имеет три способа производства: азиатский (древневосточный тип возникает на основе этого производства. Возникли эти государства на 3-4 тысячелетия раньше, чем рабовладельческие. такие государства возникли и на востоке, и в Америке, в Африке – регион их появления более широкий. При этом способе производство государство выступает в качестве организации для организации производства благ для удовлетворения потребностей всего общества, одна семья, одна община не могла выполнить эти функции. Требовалось огромное количество людей для создания оросительной системы, охрана нужна для окультутуренных площадей земли, нужно было налаживание связи с другими государствами. Древневосточный тип гос-ва характеризуется коллективным трудом, общественной собственности на средства производства.), рабовладельческое, феодальное, буржуазное производство.

2. Вторая форма: социалистическое государство – действительно ли это последний тип государства, высшим типом? Как с ним быть? Что должно прийти ему на смену. Мнго точек зрения: 1) история не подтвердило все эти утверждения, этот тип гос-во не превзошло капиталистическое государство, оно не стало общенародным, не обеспечило благоденствие народа, и не произошло отмирании аппарата принуждения, социалистическое государство его использовало. Социализм – это тупиковое направление в развитии государства и общества, а не путь к светлому будущему.

2) социализм – правильное направление, но со стороны партии, государства были допущены ошибки, нужно иметь четкую программу и на ее основе строить социализм, просьба строить социализм с человеческим лицом. Общество должно работать на человека, обеспечивать его потребности;

3) на смену буржуазному приходит постиндустриальное государство. Ряд Европейских государств находятся уже на первой стадии этого государства;

4) Нерсесянцев В. С. «Наш путь к праву. От социализма к цивилизму» М.: 1992 г. «Философия права» М.: 1997 г. интересно рассматривает место социализмо. Социализм не ошибка и не впустую затраченное время, жертвы пропали не зря. На его основе создан мощный потенциал социалистической общности. Он ведет к более гуманному, человечному цивилизму. Ведет социализм к отмене частной собственности, сложилась социалистическая собственность. Проделана огромная историческая работа, открыть путь к новой исторической ступени развития общества – к цивилизму. Движение от социализма к капитализму – это поворот вспять, капитализм – разъяденяет людей, из-за спорп собственников, жажды наживы. А социализм преодолел фактр отчуждения на фоне частной собственности. Капитализм преодолел частную собственность, возникло негативное равенство людей в отношении к собственности, отвержение идей в отношении собственности. Открываются горизонты на равное право каждого члена общества на социалистическое достояние. Цивилис – гражданский. Невсесянцев изложит 6 пунктов перехода от социалистической собственности к гражданской собственности:

1. вся бывшая социалистическая собственность РФ бесплатно индивидуализируется в пользу граждан, превращаем социалистическую собственность в гражданскую

2. все объекты становятся общими объектами все людей, имеющих равные доли. Социалистическую собственность нужно превратить в долевую собственность;

3. гражданская собственность всех граждан одинакова;

4. юр. статус каждого гражданина удостоверяется документом специальным

5. право на гражданскую собственность носит неотчуждаемый характер, право на гражданскую собственность не может быть передано другому лицу;

6. для каждого гражданина открывается счет, на который поступает доля от дохода в связи с использованием объектов.

Не общество должно приспосабливаться к государству, а наоборот. Цивилизм заменяет капитализм. Он как исторически уходящий строй должен уступить место цивилизму. Цивилизм придет через капитализм, либо его минуя. И цивилизм также приходящий тип общества, как и предыдущие типы общества.

 

Есть в науке и цивилизационный подход. В 60-70-х годах 29 века американские и европейские ученые сориентированы были на развитие концепции типологии государства, которая бы противостояла формационному подходу.

1962 г. – программа партии, она утверждала, что следующие поколения будт жить при коммунизме. От каждого по способностям, каждому по потребностям – принцип коммунизма. После второй мировой войны обратили внимание на идеологическую основу новых советских, коммунистических государств. Борьба идей, стремлений государств выступает на первый план.

Были задачи выработать антимарксистские идеи развития государства и общества (Кеннеди, Рейган ставили эти цели). Кеннеди ознакомившись с программой КПСС потребовал от ученых, идеологов создание контр программы, создать новую концепуию исторического развития. 1960 г. Ростоу «Стадии экономического роста, некоммунистический манифест». Он открыто формулирует свою цель: создание альтернативы развития исторического процесса, нежели описанного Марксом, опровергнуть учение марксизма о наличие и смене формаций в общественном развитии. Ростоу выдвигает пять стадий развития общества. Он развитие рассматривает с позиции развития экономических сил общества:

1. традиционное общество. Его структура в рамках ограниченных производственных функциях основанных на доньютоновских знаний о науке и технике. Ньютон по Росту – водораздел, когда человек стал верить в то, что внешний мир подчиняется определенным познаваемым законам и человек способен управлять этими процессами. Главная черта – наличие предела…, он объяснялся наличием ограниченности знании. Это аграрное общество. В этой стадии находилось все общество. До определенного периода. Этот подход не учитывает производственные отношения. Связь с публичной властью. Традиционное общество не статично, оно стремиться к развитию промышленности, коммуникаций и средств обслуживания, в связи с этим традиционное общество переходит в переходное

2. переходное общество, в котором создаются предварительные условия для сдвига. Общество должно покончить с уменьшением доходов, часть людей должны активно применять технику, научное изобретение. Другие должны руководить научными открытиями и изобретениями, превращать их в капитал. Третья часть должна поддерживать новаторов, представляя им условия для развития; (США 40ые годы 1 века, Россия к 90м годам 19 в. подошли, Англия, Франция немного раньше). Создав условия сдвига общество вступает в третью стадию – стадию сдвига.

3. период сдвига. Происходит промышленная революция, радикально изменяются методы производства за небольшой период времени. На стадии сдвига капиталовложение вырастает с 5 до 10 %, развивается один или несколько секторов промышленности, складываются политические и социальные системы, поддерживающие высокие темпы роста. Эта стадия длиться пару десятилетий. Она переводит развитие общества в автоматический режим. Англия стадию сдвига перешла в 1783 по1802, США с г.1843-1860 г., Германия с1850-1873, Россия с 1900-1914 г. Для сдвига нет единого пути, нет надобности и смысла копировать путь развития отдельных государств.

4. зрелое общество. Экономика стадии зрелости общества демонстрирует свои и технические и предпринимательские возможности производить не все, а что захочется, капиталовложение 10-20%. Старые отрасли промышленности (хлопчатобумажная, эксплуатация ж.д. дорог) вытесняются новыми (станкостроение, химическая промышленность и т.д.); Зрелость наступает через 5-6 лет после периода сдвига. Англия 1900г., Германия и Франция около 1910 г., Япония в 1940х годах. Общество переходит к 5й стадии.

5. период высокого уровня массового потребления. Становиться проблема не производства, а потребления. Достигнуто благосостояние людей. Три пути:

1) завоевание новых территорий

2) создание благоденствующего гос-ва

3) развитие промышленности производящей товары длительного пользования и оказание услуг. Каждая страна сама вбирает свойпуть, он определяется исходя из географии, культурных традиций, и т. д. США вступили в эту стадию 1920 г., Япония – 1950г., СССР – к 1960 г. был готов вступит в эту стадию. Государства западных стран превращаются в благоденствующие государства, высокая степень развития всего общества.

6. Далее некая 6 стадия, но не как стадия, это нечто оморфное. Для США наступает стадия основанная на деторождении, которая будет господствовать в следующие десятилетия в американской экономике.

В работе Ростоу ничего н говориться о власти, управлении государством, непонятно на основании чего осуществлял подсчеты того, какая страна когда перешла к той или иной стадии.