Государство официальный представитель всего общества, исполнитель его общих дел и арбитр в отношениях различных слоев общества.
Теологический подходна существо государства. Родился он в древнем мире, древнем Египте, Китае, Индии. Более определенный взгляд его находим в священных писаниях буддизма, индуизма и т.д. Государство – это божественное создание, Бог его создал. Заповеди построения государства мы можем найти в священных писаниях. Этот подход достигает своего апогея в Средневековье, там он является почти единственным подходом в понимании государства. Яркий представитель этого подхода Фома Аквинский с его учениями о двух градах. Позднее этот подход потерял свое значение, но он сохраняется в некоторых государствах, где ислам является гос. религией, в арабских странах. (Иран, Иордания). Этот подход сыграл огромную роль в становлений, создании, развитии государства. Религия позволяет нам создать единство, порядок в обществе (ПР: Арабский мир или заповеди в православии (ни убий, ни укради)). Теологический подход внедряет и проповедует церковь. И государство заинтересовано в поддержании этого подхода. Наука оценить отрицательно или положительно создание государства Богом не может, т.к. наука основывается на фактах. А этот факт не подтверждении и не опровергнут. Наука оценить этот подход не может. Подход обеспечивает стабильность в государстве.
Проблемы понятия, сущности и типологии государства в современной юридической науке
Вопросы:
1. Проблемы понятия государства
2. сущность государства, понятие, ее противоречивость и историческое развитие
3. проблемы типологии государств и значение типологии.
1) Проблема понятия государства. Имеем много представлений о государстве, возникают временами дискуссии о том, что такое государство. Истинное понятие государства важно, не только для науки, но и для каждого человека. Государство связано с обществом неразрывно, влияет на его деятельность и на жизнь отдельного человека. В повседневной жизни мы связаны с ним в том или ином образе.
Есть объективные и субъективные моменты, которые н дают возможности дать единое определение государству. Объективные: государство многосложное, многоуровневое, многогранное, изменчивое явление. Государство противоречиво по своей сущности, поэтому оно не однозначно поворачивается к тем или иным группам людей. Есть и субъективные причины, они состоят в том, что не все заинтересованы в истинной сущности такого правового явления, как государство. Метод познания влияет на проникновение в понятие государства. Односторонний взгляд на понятие государства (пример: только с понятия пра
ва, государство рассмотрим, как юридическое явление). Диалектический материалистический метод – основатель Гегель. А ранее был метафизический метод, с его позиции – одно видение государства, а с диалектического метода мы видим государство в ином ракурсе.
Само государство позволяет видеть его по разному. Рассмотрим различные подходы к пониманию государства: теологический, социологический, юридический, классический.
Классический подход (элементный подход). Возник в головах древних мыслителей и государство рассматривалось как организация жизни людей на определенной территории. Государство – это совокупность 3 элементов: территории, населения и власти. Разные авторы делают акценты на разные элементы, чаще всего акцент ставится на власть. В дореволюционной юр. науке государство виделось в этом понимании. Шершеневич: «Под именем государства понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти» (в его работах «Общая теория права и государства» М. 1911 г.). Сорокин: «Государство, подобно др. формам человеческого общежития - организованный союз людей, объединенный единой верховной властью. Люди объединены правовой связью, подданством» (Элементарный учебник о теории права). Трубетцкой: государство есть союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории. В понятие государства входят власть, исключительная и самостоятельная, совокупность лиц и территория». Хвостов: (1914) «Государство – это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной, самостоятельной верховной власти». Этот подход отражает объективную действительность государства. Оно не может существовать без какого-либо элемента. Но наличие всех элементов еще не свидетельствует о том, что перед нами государство. ПР: оседлое племя в первобытном обществе. Там есть все элементы, но это не государство. Этот подход не отражает сущность государства.
Юридический подходк пониманию государства. Многие этот подход связывают с именем Марка Тулия Цицерона. Государство – общий правопорядок. Государство – выражает общие интересы всех свободных людей, являясь собой согласованное правовое общение этих людей в виде определенного правового образования, представляющего общий правопорядок. Такое понимание государства широко распространилось в Европе в процессе борьбы за буржуазный правопорядок. Такой подход имел положительное значение для времени буржуазным революций, заложили понимание и принятие обществом общечеловеческих ценностей свободы, независимости. Подход господствовал до первой трети двадцатого века. Кант укрепил этот подход: «Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Кельзин, написал «Чистое учение о государстве». Государство - персонифицированный правовой порядок, специфическое нормативное единство.Государство понимается как юридическое явление. Это верно, также выявлены элементов государственности, государство – носитель прав и обязанностей и в внутренних и внешних отношениях. Оно несет ответственность веред личностью за причиненный вред. Государство субъект международных отношений. Но нельзя государства сводить только к юридическому смыслу, т.к. не раскрывает социальная сущность государства. Такой подход к пониманию государства подвергался критике и до революционными юристами. Шершеневич «Юридическое понимание не способно объяснить явление существа государства и кроет опасность затемнения истинной сущности явлений, происходящих в государстве. Закрывает социальную природу государства».
Социологический подход к пониманию государства идет от Платона, Аристотеля и преобладает в мировой юридической науке и ныне и сегодня. Аристотель «Государство продукт общения людей, оно завершает первичное общение людей, а это общение в семье для удовлетворения повседневных надобностей и воспроизводства рода. Второй уровень общения – общение нескольких семей, и необходимо для обслуживания общих потребностей для всех семей. А… есть и само государство, существующее ради благой жизни». Государство имеет завершающее значение. Государство естественная и высшая форма человеческого общения, он выделяет его элементы: бедных и богатых, купцов и ремесленников.
Марксистский подход – государство машина для подавления одного класса другим, обеспечивающая господство одного класса над другим. Этот классовый подход расколол социальный подход. До 60х годов 20 века государство понималось как кассовое явление. Государство - это политическая организация экономически господствующего класса, это аппарат власти, с помощью которого он осуществляет свою диктатуру (Марксистский подход).
Западные ученые стали признавать, что рабовладельческое и феодальное общества имеют классовый характер. Социальный подход изменился. В Российской науке также изменилось сугубо классовое понимание сущности государства.
На сегодняшний день с помощью этих подходов мы обогатили само представление о государстве. Но есть соблазн уйти в пользу однобокого его понимания, с точки зрения одного из подхода.
И у нас и за рубежом неоднозначен подход к государств. Государство - как форма организация самого общества (общество в некой степени в этом подходе отождествляется с государством) и как форма организации публичной власти для управления обществом (государство стоит над обществом, государство обособившаяся организация чиновников, управляющих обществом).
В нашей науке государство рассматривается как форма организации публичной власти. Государство– форма, организация этой власти. Клисфенразделил общество и на этой основе создал государство. Разделил общество на основе разделения труда. Он ввел территориальное деление, а до него было кровное родство. Поделил территорию на 100 округов. Эти округа управлялись путем избрания старейшины, казначея и т.д. Далее 10 общин составляют новую единицу общества – «племя». Далее совет 500. По 50 человек из 10 племен. И получаем, что государство – это организация самого общества. Нужно разрабатывать направление в понимании государства, как к форме организации общества.Чиновники должны быть именно слугами народа.
2)Сущность государства, понятие, ее противоречивость и историческое развитие. Сущность философская категория. Ее пара понятие явление. Сущность– это внутренне содержание государства, единство его многообразных свойств, отношений. А явление - это внешние, наблюдаемые, изменчивые характеристики государства. Сущность же, являющуюся внутренним свойством, увидеть нельзя, нельзя зафиксировать по средствам наблюдения, познается через явления, посредствам глубокой и компетентной мыслительной деятельности. Сущность является, а явление существенно. В каждом явлении государства выражена часть его сущности, а есть явления наиболее выражающие его сущность (ПР.: при формировании органов власти, при осуществлении государством его функций – видно чьи интересы оно обслуживает, в процессе образования самого государства, в его причинах возникновения ярко проявляется его сущность. Сущность проявляет себя в концентрированном виде).
В советской юридической науке узкое понимание сущности государства - только как к орудию насилия над угнетенным классом, вторая сторона его замалчивалась, не рассматривалась – общесоциальная его роль не затрагивалась. Внутренняя функция – угнетение одного народа, а внешняя- захват новых территорий, угнетение новых людей. (такое понимание было выгодно для обоснования революций 20 века и представление других государств в качестве врагов и эксплуататоров для усиления внутреннего единства государства).