Иллюстрации
ФОТОРЕПОРТАЖ. ОСНОВА ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Заголовки
Выбор кегля определяется важностью материала, его объемом и число колонок, местом на полосе, форматом издания. Заголовок, набранный крупным кеглем, выделяется сильнее, если соседние заголовки будут набраны мелкими кеглями. Газетные шапки – набираются крупными кеглями. Шапку над полосой оформляют шрифтами размером 28, 32, 36, 42 и даже 48 пт. Для особо важных сообщений – 60 и 72 пт. В малоформатных газетах титульные шрифты больше 48 пт. Не применяются. Если шапка – из нескольких строк, то шрифты меньших кеглей. Подзаголовок набирают более мелким кеглем. От 10 до 16 пт. Чтобы добиться контрастности между соседними заголовками, один из них набирают вразрядку. Но такой заголовок читается несколько хуже, чем обычный. Контрастность – если заголовок набрать прописным полужирным, а подзаголовок – светлым строчным.
Шрифт.Стили. Многогарнитурный стиль из-за наличия крупных материалов. Но тенденция к сокращению числа заголовочных гарнитур до 2- 3. Одногарнитурный стиль – ограничивает возможности выделения важнейших заголовков. Соседние заголовки на одном уровне – оформлять шрифтами разных начертаний.
Акцентирование. Строчным - заголовок, а прописным - выделяемую группу слов. Вертикальная строка – сверху вниз или по диагонали.
Цвет в заголовке. Предпочтения – красному, зеленому, светлым оттенкам синего цвета. Прописным, полужирным – яркий, интенсивный цветовой тон.
Ошибки в оформлении заголовков.1. Повторы в заголовках. 2. Смысловое слияние соседних заголовков. (Один опустить, разделить шрифтовой оборкой, набрать разными шрифтами).
Оформление заголовка : 1. Соответствует ли содержанию материала, 2. Вид заголовка. 3. Роль на полосе. Если заголовок – из нескольких слов, то при необходимости его разбивают, соблюдая правила смыслового деления на строки. Уточнить постановку каждой строки – симметрично, по центральной оси или с выключкой.
В лекции рассматриваются следующие вопросы:
Все газетные иллюстрации в зависимости от характера их оригиналов разделяются на две группы: фотографические и нефотографические.
Фотографии – это репортажные снимки, фотопортреты, фотомонтажи и фотоплакаты, фотоочерки, фотоэтюды и пейзажи, репродукции и т.д.
Репортажный снимок должен выглядеть естественным. Плохая «инсценировка» приводит к фальши: читатель сейчас же почувствует неестественность и неправдивость показанного.
Фотопортрет может быть индивидуальным или групповым. Важно, чтобы фотопортрет не был мелким и не искажал внешность изображенных на нем людей. Иногда в газете применяются смонтированные групповые портреты: из нескольких индивидуальных портретов составляют групповой портрет, помещая его на каком-либо фоне. Сложность такого монтажного группового портрета заключается, прежде всего, в том, что имеющиеся в редакции индивидуальные портреты надо привести к одному масштабу. При создании группового портрета средствами монтажа, надо иметь в виду одинаковое освещение, тени должны падать в одну сторону.
Фотомонтаж может стать произведением искусства, он дает художественный образ, получает символическое звучание или становится средством сатиры, раскрывает значение важных политических событий, смысл общественных явлений.
Монтаж нескольких фотоснимков может стать фотоплаката, который обычно помещают в специальных номерах газеты – праздничных, новогодних и т.д. Иногда в плакате совмещают фотографии и рисунок.
Фотоочерк – это несколько посвященных оной теме фотоснимков, иногда объединенных с текстом. Он дает возможности для раскрытия темы, освещения факта или события с разных сторон. Применяют разные виды – от простой тематической фотоподборкидо сложного, сквозного, фотоочерка, когда снимки разбросаны по разным страницам номера и как бы проходят через него. В фотоочерк входят как минимум три снимка.
Этюд и пейзаж – средство освещения событий
Оригиналы нефотографических иллюстраций – рисунки, диаграммы, чертежи, шаржи, карикатуры, карты, схемы, чертежи и др.
Чертежи и технические рисунки встречаются в отраслевых газетах.
Форма и размер иллюстраций.
Газетным публикациям часто придают форму простого прямоугольника, вытянутого по вертикали или горизонтали. Такая форма упрощает верстку номера. Но и другие формы привлекают внимание читателей. Недостаток – искажение мелких деталей на небольших иллюстрациях. Одна выразительная фотография большого размера смотрится на полосе лучше, чем два-три крошечных снимка.
Удобнее верстать иллюстрации размеров, кратных форматам текстовых колонок. Они позволяют свободнее макетировать номер, производить переверстку, перемещать фотографии с одной полосы на другую. Лучший вариант – сочетание стандартных и нестандартных форматов. вертикали фотоснимок.
Фоторепортаж, как метод съёмки и как жанр. Специфика фоторепортажа по наиболее полному раскрытию темы. Объединение в фоторепортаже различных жанров фотографии. Жанровые сюжеты. Художественный пейзаж. Натюрморт. Портрет. Бытовой жанр. Особенности подхода к спортивным снимкам.
В естественных природных условиях сделать фотоснимок. Определить значимость и необходимость сделанного самостоятельно тематического снимка. Сравнить с аналогичным снимком в СМИ. Объяснить, что и как раскрывает снимок.