В первую группу следует включить

- достижение единообразия и точности при исполнении действующего на территории РФ законодательства

- обеспечение соответствия издаваемых га территории РФ нормативно-правовых актов Конституции и федеральному законодательству

- гарантированное соблюдение на всей территории РФ прав и свобод человека и гражданина

- обеспечение судебной защиты нарушенных интересов государства путем подачи исков в арбитражные и гражданские суды.

Ко второй группе:

- обеспечение реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности за совершенные преступления

- достижение согласованного взаимодействия правоохранительных структур государства в борьбе с преступностью

- обеспечение законности исполнения назначенного судом наказания и иных мер принудительного характера

К третьей группе:

- обеспечение оперативного поступления информации об имеющих место различных нарушениях, организация надлежащей работы с жалобами и обращениями граждан

- установление эффективного сотрудничества с правоохранительными органами других стран для обеспечения уголовного преследования транснациональных преступных группировок, розыска и экстрадиции преступников, скрывающихся за рубежом, оказания правовой помощи гражданам РФ, находящимся за рубежом, организации обмена опытом работы с прокуратурами других стран

- обеспечение населения достоверной информацией о состоянии законности и эффективности борьбы с правонарушениями,

- обобщение практических материалов по ведению прокурорского надзора и организация обмена опытом работы

- подготовка высококвалифицированных кадров для структур органов прокуратуры и организация работы по повышению их квалификации

В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей.

Таким образом, деятельность органов прокуратуры представляет собой самостоятельное направление реализации государством своих функций по обеспечению единства правового пространства России, соблюдению режима законности всеми субъектами права, а также охране прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Деятельность прокуратуры организована по следующим основным направлениям:

1. обеспечение общего надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов;

2. осуществление уголовного преследования и поддержание государственного обвинения в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;

3. координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

4. участие в соответствии с процессуальным законодательством РФ в рассмотрении судами гражданских, арбитражных и административных дел, обжалованию противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

5. рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан;

6. участие прокуратуры в правотворческой деятельности;

7. участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, законодательных и исполнительных органах субъектов федерации, органов местного самоуправления;

8. организация издания специальной литературы;

9. обеспечение прямых связей в пределах предоставленной компетенции с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничество с ними, заключение соглашений по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участия в разработке международных договоров РФ;

10. осуществление деятельности по подготовке и повышению квалификации прокурорско-следственных кадров.

Для того чтобы лучше по­нять сущность прокурорского надзора, необходимо выделить его признаки:

1. Прокурорский надзор — это специфический вид госу­дарственной деятельности, который осуществляется от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами прокуратуры.

Прокурорский надзор осуществляется от имени госу­дарства — Российской Федерации. Важность этого поло­жения заключается в том, что прокурор, осуществляя над­зор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполни­тельной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреж­дений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом. Полномочия, предоставленные прокурору для осуществле­ния своих полномочий, принадлежат исключительно ему и ни на какой другой орган государственной власти возложе­ны быть не могут.

2. Прокурорский над­зор имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все сферы общественных отношений, которые урегулирова­ны нормами права. Прокурорский надзор распространяется на деятельность как правоохранительных и контролирующих органов и их должностных лиц, так и подконтрольных струк­тур и их должностных лиц. Это отличает прокурорский надзор от иных контролирующих функций государственных органов, имеющих более узкий, ведомственный характер.

3. Прокурорский надзор осуществляется исключительно в рамках, установленных нормами права. В связи с этим необходимо отметить, что полномочия прокуроров по осуще­ствлению надзора закреплены не только в Законе о прокура­туре, но и в нормах других федеральных законов, а также приказах, указаниях и распоряжениях Генерального проку­рора РФ.

4. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблю­дением Конституции и исполнением федеральных конститу­ционных и федеральных законов. На прокуратуру также воз­лагается обязанность осуществлять надзор за исполнением вступивших в законную силу международных договоров РФ и правил применения на территории России норм между­народного права в случаях, указанных в законе.

Таким образом, можно сделать вывод, что проку­рорский надзор — это урегулированный нормами права специфический вид государственной деятельности, осуще­ствляемый от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами и учреждениями прокура­туры, направленный на установление режима законности в государстве, обеспечение верховенства Конституции, со­блюдения и исполнения законов, охрану прав и свобод че­ловека и гражданина, а также законных интересов лично­сти, общества и государства.

Прокурорский надзор следует отличать от судебного контроля, а также от контрольных функций федеральных органов исполнительной власти — государственного контроля.

В научной литературе под судебным контролем понима­ют особую форму осуществления правосудия в сфере уголов­ного, гражданского, арбитражного, конституционного и ад­министративного судопроизводства.

Судебный контроль отличается от про­курорского надзора по:

1. реализующим его субъектам: судебный контроль осуще­ствляется только судом, а прокурорский надзор — органами прокуратуры;

2. формам деятельности: судебный контроль осуществля­ется исключительно в установленных законом особых про­цессуальных формах, а прокурорский надзор реализуется как в административных, так и в процессуальных формах;

3. предмету деятельности: судебный контроль осуществля­ется с целью рассмотрения и разрешения дел, проверки за­конности, обоснованности и справедливости вынесенных по делу судебных решений, а также соблюдения конституцион­ных прав, свобод и законных интересов граждан путем осу­ществления правосудия, а деятельность прокуратуры не свя­зана с правосудием. Задача органов прокуратуры заключается в выявлении и пресечении нарушений Конституции и федеральных законов с помощью правовых способов и средств прокурорского реагирования;

4. сферам распространения компетенции суда и прокуратуры в контроле (надзоре) за законностью, то, с одной стороны, они в значительной степени совпадают, а с другой - прокурорская значительно шире судебной. Прокурор не ограничивается рассмотрением вопросов о дозволении совершить те или иные действия оперативно-розыскным или следственным органам либо оценкой правомерности действий и решений поднадзорных органов и организаций, их должностных лиц. В поле зрения прокурора - и соблюдение порядка приема и рассмотрения обращений граждан в государственных органах и органах местного самоуправления, и законность расходования бюджетных средств, и обеспечение установленных законом льгот военнослужащим, ветеранам, семьям с детьми и т.п., и соблюдение законности при регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях во всех правоохранительных органах. Отсюда и значительно более широкий круг лиц, подпадающих в сферу надзора.

5. правовым последствиям: судебный контроль в отличие от прокурорского надзора завершается принятием особого судебного решения — акта правосудия.

6. способам осуществления судом и прокуратурой своих контрольно-надзорных полномочий принципиально отличаются. Суд реализует их только по инициативе заинтересованных лиц, по мере поступления конкретных заявлений и жалоб граждан, организаций, материалов следственных и оперативных органов, и, как правило, публично, путем судебного разбирательства. Надзор прокуратуры действует постоянно и непрерывно. Ежегодно органы прокуратуры анализируют состояние правопорядка на подведомственной им территории, на основании результатов его анализа планируют свою деятельность по выявлению и устранению нарушений закона. Прокуратуре, в отличие от суда, необязательно ждать поступления обращений заинтересованных лиц, чтобы начать проверку. Согласно ч.2 ст.21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" основанием для проведения проверки исполнения законов может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. А на таких направлениях, как соблюдение законов в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие, содержание задержанных и арестованных, исполнение уголовных наказаний, прокурорский надзор действует, независимо от наличия информации о нарушении законов, с целью их предотвращения.

7. прокурорские проверки характеризуются оперативностью. Для этого не требуется особой процедуры, обязательной для судопроизводства, - протоколирования, назначения и проведения слушаний и т.п. При необходимости прокурор может провести поверку внезапно, во внерабочее время, чтобы предотвратить сокрытие факта нарушения закона или его последствий. Законом и приказами Генерального прокурора РФ установлены жесткие сроки рассмотрения органами прокуратуры жалоб и заявлений граждан и организаций по поводу нарушения законности и жесткий контроль за сроками, порядком и правильностью рассмотрения обращений со стороны вышестоящих органов прокуратуры. Если в суде истребование и отмена решения нижестоящего суда могут иметь место лишь в апелляционном и кассационном порядке по инициативе участников процесса или в надзорном порядке по инициативе руководителей органов суда или прокуратуры и в строго определенной процедуре, то централизованная прокурорская система предполагает возможность для вышестоящих органов прокуратуры в любое время истребовать материалы от нижестоящего органа и принять самостоятельное решение.

8. Весьма немаловажным для характеристики прокурорского надзора и его соотнесения с судебным контролем является бесплатность, а значит, полная доступность для граждан и организаций. Обращения в прокуратуру не требуют оплаты госпошлины, привлечения дорогостоящих адвокатов. Более того, в ряде случаев прокурор, сам обращаясь в суд в интересах граждан или организаций, освобождает их от значительных материальных затрат (ч.4 ст.27, ч.3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст.41 ГПК РСФСР и др.).

9. одно из важнейших свойств прокурорского надзора, отражающее особенность его полномочий, - это инициативность. Таким свойством не обладает и не может обладать по объективным причинам судебный контроль. Как отмечалось, любое дело, дающее суду возможность осуществлять контроль за законностью, возбуждается в суде исключительно по обращениям сторон. Судья, с какими бы нарушениями закона, прав и свобод граждан ни сталкивался, сам по своей инициативе ничего сделать для устранения этих нарушений не в состоянии до тех пор, пока ущемленная в правах сторона или прокурор в ее интересах не обратятся в суд. Следует учитывать и другой существенный момент - есть немало нарушений закона, по которым ни одна из сторон не заинтересована обращаться в суд, а следовательно, без инициативного вмешательства прокурора данные нарушения не могут быть устранены в судебном порядке. Речь идет, к примеру, о незаконных решениях органов власти и местного самоуправления о предоставлении необоснованных льгот отдельным организациям, предпринимателям, гражданам, где нет "ущемленной стороны", которая может возбудить судебное дело; незаконных решениях следователя о прекращении уголовного дела о хищении государственной собственности, злоупотреблении властью и т.п. и необоснованном освобождении от уголовной ответственности лиц, причинивших ущерб. В этом заключается объективная ограниченность судебного контроля, которому не присуща проверочная деятельность, а значит, способность не только фиксировать и устранять нарушения закона, но и выявлять и пресекать их. Напротив, прокурор, исходя из постоянного и непрерывного характера надзора, обязан самостоятельно, по собственной инициативе проверять законность действий и решений поднадзорных объектов и лиц с целью выявления, пресечения и устранения нарушений закона, восстановления нарушенных прав.

Следует различать также прокурорский надзор и госу­дарственный контроль. Под последним понимают проведе­ние специально уполномоченными органами исполнитель­ной власти проверок выполнения юридическими лицами или частными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (рабо­там, услугам и т.д.), установленных федеральными зако­нами или принимаемыми в соответствии с ними норматив­но-правовыми актами.

Во-первых, прокурорский надзор отличается от государ­ственного контроля тем, что надзорные полномочия проку­рора не включают в себя возможность осуществления рас­порядительной деятельности, выражающейся в возможности отмены нормативно-правового акта, возложении обязан­ности проведения какого-либо действия, наложении взыс­кания, определении целесообразности расстановки сил и средств и т.п.

Во-вторых, контрольные функции государственной влас­ти распределены между министерствами и ведомствами, которые реализуют их исключительно в рамках предостав­ленных им полномочий. Прокурорский надзор отличается всеобъемлющим характером и осуществляется по отноше­нию как к подконтрольным органам, так и к контролирую­щим организациям и их должностным лицам.

В-третьих, государственные контролирующие органы оце­нивают организацию и деятельность подконтрольных струк­тур не только с точки зрения законности, но и с позиции эффективности и целесообразности. Прокурорский надзор всегда направлен только на проверку соблюдения законнос­ти и носит правовой характер. Реализуя свои полномочия, прокурор не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйствен­ную деятельность поднадзорных объектов.

По своей сущности прокурорский надзор как специфи­ческий вид государственной деятельности един. Это един­ство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры. В связи с тем что прокурорский надзор охватывает доста­точно широкую сферу общественных отношений, урегулиро­ванных нормами права, он неоднороден по своему характеру и подразделяется на отдельные отрасли, которые норматив­но закреплены в Законе о прокуратуре. Законодательное закрепление отраслей прокурорского надзора для практической деятельности органов прокурату­ры очень важно. Выделение отраслей прокурорского надзо­ра, во-первых, позволяет конкретизировать деятельность прокуратуры по наиболее значимым направлениям; во-вто­рых, обеспечивает четкую организацию деятельности, что исключает дублирование при выполнении прокурорами сво­их функций; в-третьих, способствует оптимальной организа­ции управления в системе органов прокуратуры. в-четвертых, обусловлена потребностью в специализации прокурорских кадров. Осуществление над­зора требует от прокуроров глубокого знания огромного числа законов и подзаконных актов, исполнение требований которых проверяется прокурором. Максимально глубокое знание требований всех действующих на территории РФ за­конов, методов выявления и устранения их нарушений, од­ним прокурором практически невозможно.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о прокуроре, нашедшие дальнейшее правовое закрепление в гл. 1, 2, 3, 4 разд. III, а также в разд. IV (ст. 28,36,37) Закона о про­куратуре, выделяются надзо­ры прокуратуры за:

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ, исполне­нием законов и соответствием законам издаваемых пра­вовых актов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуще­ствляющими оперативно-розыскную деятельность, доз­нание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и приме­няющих назначаемые судом меры принудительного ха­рактера, администрациями мест содержания и заключен­ных под стражу.

5. Надзор за исполнением законов судебными приставами.

6. Самостоятельным направлением в деятельности прокуроров является их участие в рассмотрении дел судами.

В основе построения системы органов и учреждений прокуратуры лежат следующие принципы:

1. административно-территориальное и национально-государственного устройства РФ,

2. места постоянной дислокации воинских частей и подразделений,

3. отраслевой принадлежности к определенному виду деятельности.

Систему прокуратуры РФ согласно ст. 11 Закона о прокуратуре составляют:

1. Генеральная прокуратура РФ;

2. прокуратуры субъектов Российской Федерации;

3. приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (прокуратуры военных округов, родов войск, флотов, транспортные прокуратуры, природоохранные прокуратуры, прокуратуры на режимных объектах и территориях);

4. другие территориальные прокуратуры (межрайонные, городов с районным делением);

5. прокуратуры городов и районов;

6. военные и иные специализированные прокуратуры на правах прокуратур районов,

7. научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами (НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ и др.);

8. редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами (редакция журнала "Законность").

 

Каждый из элементов (звеньев) рассмотренной выше системы прокуратуры РФ состоит из подразделений, составляющих ихструктуру.

Генеральную прокуратуру РФ (и одновременно всю систему прокуратуры РФ) возглавляет Генеральный прокурор РФ. Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, чьи служебные обязанности определяются Генеральным прокурором РФ.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют:

1. главные управления (Главное следственное управление, состоящее из управления по надзору за расследованием преступлений и следственного управления);

2. управления (организационно-контрольное, по надзору за исполнением уголовных наказаний и другие);

3. отделы на правах управления (безопасности, реабилитации жертв политических репрессий, криминалистики, писем);

4. отделы в составе управлений (организационного обеспечения, планирования и контроля, статистики и анализа — в организационно-контрольном управлении) и т.д.

5. Секретариат Генерального прокурора РФ (на правах управления);

6. центр информации и общественных связей (на правах управления);

7. приемная (на правах управления) и некоторые другие.

8. Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.

9. коллегия, возглавляемая Генеральным прокурором РФ, в которую входят первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ (по должности) и другие прокурорские работники, назначаемые Генеральным прокурором (некоторые начальники управлений Генеральной прокуратуры РФ, директор НИИ проблем укрепления законности и правопорядка и др.).

10. Научно-консультативный совет, в состав которого входят прокурорские работники и ученые. Положение о научно-консультативном совете утверждено Приказом Генерального прокурора от 3.01.96 «Об образовании при Генеральной прокуратуре РФ Научно-консультативного совета».

11. Информационно-аналитический центр на основании Приказа Генерального прокурора от 23.10.98 «Об образовании Информационно-аналитического центра Генеральной прокуратуры РФ».

12. Отделы и управления Генеральной прокуратуры в Центральном, Северо-западном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном, федеральных округах. Функции управления Генеральной прокуратуры в Северо-Кавказском округе возложены на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и, межнациональных отношениях на Северном Кавказе.

К числу территориальных относятся:

1. прокуратуры субъектов РФ,

2. иные территориальные прокуратуры (городов с районным делением и межрайонные),

3. прокуратуры городов и районов.

К числу специализированных прокуратур относятся:

1. военная прокуратура,

2. транспортные прокуратуры,

3. прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях,

4. природоохранные прокуратуры,

5. прокуратуры ЗАТО.

Военная прокуратура. Согласно Закону о прокуратуре систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Транспортные прокуратуры действуют на правах прокуратур субъектов и районных прокуратур и и осуществляют свои полномочия, касающиеся исполнения законов о безопасности движения на воздушном, речном, морском и железнодорожном транспорте. Транспортные прокуратуры также осуществляют надзор за исполнением законов и соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан предприятиями различных форм собственности, которые так или иначе связаны с предоставлением или обслуживанием транспортных перевозок, грузов и пассажиров.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении назначенных судом наказания и иных мер принудительного характера.

Прокуратуры созданы для усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Указанные прокуратуры действуют на правах районных с подчинением соответствующему прокурору субъекта РФ.

Природоохранные прокуратуры. В связи с ухудшением в стране экологической обстановки и необходимостью усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды в системе органов прокуратуры учреждены природоохранные прокуратуры. Они созданы по принципу межрайонных прокуратур с соответствующей штатной численностью: прокурор, его заместитель, помощники прокурора, следователи. На правах прокуратуры субъекта в настоящее время действует только Волжская межрегиональная природоохранительная прокуратура. Прокуратура наделена всеми присущими этому органу полномочиями. Пределы надзора ограничены надзором за соблюдением законов об охране природы и окружающей среды.

Прокуратуры ЗАТО. В настоящее время действуют только две специализированные прокуратуры ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур» с непосредственным подчинением Генеральной прокуратуре РФ.

Согласно ст. 40 Закона о прокуратуре служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Таким образом, службу в органах прокуратуры можно определить как деятельность прокурорских работников по реализации полномочий от имени Российской Федерации по надзору за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, по выполнению иных функций, установленных федеральными законами.

Служба в органах прокуратуры строиться на принципах и условиях, определенных законодательством о государственной службе, с учетом особенностей, предусмотренных законом о прокуратуре.

Принципы службы в органах прокуратуры:

1. Требование законности, то есть необходимость соблюдения Конституции РФ, трудового и другого законодательства;

2. равный доступ граждан к службе;

3. единство требований к прохождению службы с учетом профессиональной, моральной и возрастной пригодности;

4. сочетание гласности и конфиденциальности при подборе, расстановке и использовании кадров органов прокуратуры и при осуществлении ими государственной службы;

5. профессионализм и компетентность прокурорских работников, предполагающие высокую степень выполнения обязанностей по должности и достаточный объем знаний, умений и навыков;

6. внепартийность службы;

7. стабильность и ротацию кадров прокуратуры в сочетании с правом на продвижение по службе по результатам труда с учетом способностей и квалификации.

В соответствии со ст. 40.1 Закона о прокуратуре прокурорами и следователями могут быть:

1. граждане Российской Федерации,

2. имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

3. обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами,

4. способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

5. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет. На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет.

Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

1. имеет гражданство иностранного государства;

2. признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

3. лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

4. имело или имеет судимость;

5. имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

6. состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7. отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Высокая профессиональная подготовка работников органов прокуратуры должна сочетаться с их гражданским мужеством, непримиримостью к нарушениям закона, честностью, неподкупностью и справедливостью. Прокуроры, как было сказано выше, должны быть способными по состоянию здоровья выполнять весьма трудные физически и нравственно возлагаемые на них обязанности, в особенности в борьбе с уголовной преступностью.

Вступая в должность прокурора, выпускник высшего юридического учебного заведения принимает присягу, введенную Законом о прокуратуре (ст. 404). В ней также содержатся требования к этим должностным лицам:

"Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:

свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;

непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия;

активно защищать интересы личности, общества и государства;

чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;

строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.

Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры".

Следует, однако, сравнить текст присяги прокурорского работника с присягой Генерального прокурора РФ (ст. 12):

"Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства".

Прокурорским работникам как государственным служащим принадлежат следующие права:

1. право знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;

2. право на продвижение по службе, переподготовку, переквалификацию и повышение квалификации;

3. право объединения в профессиональные союзы;

4. право обжалования вышестоящему руководителю или в суд решения руководителя органа или учреждения прокуратуры по вопросам прохождения службы;

5. право знакомиться с материалами, находящимися в его личном деле, приобщать к делу письменные объяснения;

6. право на получение бесплатного форменного обмундирования.

Основные обязанности работников прокуратуры:

1. соблюдение Конституции РФ и других законов;

2. добросовестное исполнение должностных обязанностей;

3. соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;

4. сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны;

5. исполнение приказов, распоряжений, указаний вышестоящих прокуроров, за исключением незаконных;

6. поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей.

Также на работников прокуратуры распространяются ограничения, установленные Федеральным законом от 31.07.95 «Об основах государственной службы РФ» (ст. 11).

Работники прокуратуры не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц;

11) принимать участие в забастовках;

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним.

Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности прокуроров и следователей, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. Под такой же защитой находится имущество указанных лиц.

С учетом особых полномочий и роли Генерального прокурора РФ Конституция предусматривает необходимость решения вопроса о его назначении по согласованию между высшими органами законодательной и исполнительной властей. При этом Президент РФ наделен полномочием представлять кандидатуру на должность Генерального прокурора, а Совет Федерации - полномочием принимать окончательное решение о ее назначении на должность или об отклонении.

Совет Федерации принимает решение о назначении Генерального прокурора на должность простым большинством голосов в соответствии с порядком, установленным его Регламентом.

Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру (ч. 2 ст. 12 Закона). При противоречии позиций по поводу освобождения Генерального прокурора от должности окончательное решение принимается Советом Федерации, и должность сохраняется за ранее назначенным лицом.

Совет Федерации по представлению Генерального прокурора назначает на должности и освобождает от должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Назначение прокуроров всех субъектов Федерации осуществляется Генеральным прокурором России "по согласованию с ее субъектами". Вопрос о том, какой орган субъекта Федерации должен принимать соответствующее решение, отнесен к ведению самих субъектов Федерации. Освобождение этих прокуроров от должности в соответствии со ст. 13 Закона о прокуратуре производится Генеральным прокурором России и согласования с субъектами Федерации не требует.

"Иные" прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации. Согласование такого назначения ни Конституцией, ни Законом о прокуратуре не предусматривается. В таком же порядке производится и освобождение их от занимаемых должностей.


8. Органы внутренних дел

 

Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г., 21 марта, 1 апреля, 9 мая 2005 г.)

Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями от 20 июня, 7 ноября 2000 г., 7 мая 2002 г., 10 января, 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г.)

Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927)

 

 

Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.

Основными задачами МВД России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

5) обеспечение охраны общественного порядка;

6) обеспечение безопасности дорожного движения;

7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

8) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;

9) управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему:

1. главные управления МВД России по федеральным округам,

2. министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации,

3. управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте,

4. управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах,

5. окружные управления материально-технического и военного снабжения,

6. органы управления внутренними войсками,

7. соединения и воинские части внутренних войск,

8. представительства (представителей) МВД России за рубежом.

Милицияв Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных федеральными законами.

Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Задачами милиции являются:

1. обеспечение безопасности личности;

2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3. выявление и раскрытие преступлений;

4. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

5. защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

6. оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом «О милиции».

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами:

1. уважения прав и свобод человека и гражданина,

2. законности,

3. гуманизма,

4. гласности.

Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

Основными задачами криминальной милиции являются:

1. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно,

2. организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Основными задачами милиции общественной безопасности являются:

1. обеспечение безопасности личности,

2. обеспечение общественной безопасности,

3. охрана собственности,

4. охрана общественного порядка,

5. выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений,

6. раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно,

7. розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.

Криминальная милиция и милиция общественной безопасности являются органами дознания.

Сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.

Сотрудник милиции на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан:

- оказывать помощь, в том числе первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни;

- в случае обращения к нему граждан с заявлениями о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения сотрудником милиции таких событий принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица по подозрению в его совершении, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.

На службу в милицию имеют право поступать:

1. граждане Российской Федерации,

2. не моложе 18 лет и не старше 35 лет,

3. имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования,

4. способные по своим личным и деловым качествам исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности,

5. способные по физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности.

Не могут быть приняты на службу в милицию:

1. граждане, имеющие либо имевшие судимость,

2. граждане, лишенные на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать должности сотрудников милиции, в течение указанного срока.

Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

На внутренние войска возлагаются следующие задачи:

1. участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

2. охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

3. участие в территориальной обороне Российской Федерации;

4. оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации.

Деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципов:

1. законности,

2. соблюдения прав и свобод человека и гражданина,

3. единоначалия,

4. централизации управления.

 

 

9. Органы обеспечения безопасности

Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I
"О безопасности" (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г.)

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г.)

 

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Системубезопасности образуют:

1. органы законодательной, исполнительной и судебной властей,

2. государственные, общественные и иные организации и объединения,

3. граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом,

4. законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основными функциями системы безопасности являются:

1. выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересамобъектов безопасности;

2. осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

3. создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

4. управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

5. осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

6. участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.