Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).
Объективная сторона превышения должностных полномочий состоит в совершении общественно опасных действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица.
Для превышения должностных полномочий характерно совершение действий:
а) не входящих в компетенцию должностного лица данного ведомства;
б) входящих в компетенцию должностного лица другого ведомства;
в) которые могли быть совершены только коллегиально;
г) хотя и входящих в его компетенцию, но которые оно могло совершить при наличии указанных в законе или ином нормативном акте условии.
Все названные формы превышения должны явно (очевидно) выходить за пределы предоставленных должностному лицу полномочий. Понимание очевидного характера превышения полномочий обязательно для самого субъекта преступления. Поэтому, чтобы установить в каждом конкретном случае превышения явный выход за пределы полномочий, следует уточнить содержание полномочий должностного лица.
Обязательным признаком объективной стороны являются преступные последствия. Это существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
При определении существенности вреда следует исходить не только из суммы имущественного ущерба, но и учитывать причиненный моральный вред личности. Превышение часто совершается в форме продолжаемого преступления. В этом случае вред складывается из ряда последствий, которые в совокупности и определяют его существенность.
Причинная связь - обязательный объективный признак превышения должностных полномочий. В этом составе для причинной связи характерно отсутствие протяженности во времени.
С субъективной стороны превышение должностных полномочий - это умышленное преступление. Лицо действует с прямым или косвенным умыслом.
Субъект преступления специальный - должностное лицо.
Квалифицированный состав превышения (ч. 2) может быть вменен только:
а) лицу, занимающему государственную должностьРФ;
б) лицу, занимающему государственную должность субъекта РФ;
в) главе органа местного самоуправления.
Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 статьи, если они совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения. Физическое насилие может сопровождаться нанесением ударов, побоев, истязаниями. Часть 3 статьи охватывает случаи причинения легкого, средней тяжести вреда здоровью, а также тяжкого вреда здоровью. Умышленное причинение при превышении смерти, тяжких телесных повреждений, предусмотренных ч. 2, 3,4, ст. 111 УК, образует совокупность преступлений. Психическое насилие в виде угрозы применения насилия должно быть реальным и очевидным для потерпевшего;
б) с применением оружия или специальных средств. К специальным средствам относятся резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, средства разрушения преград и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины, служебные собаки. Для квалификации по ч. 3 статьи требуется, чтобы оружие или специальное средство применялось в нарушение установленных правил;
в) с причинением тяжких последствий. В каждом конкретном случае решение о причинении тяжких последствий, является вопросом факта и подлежит тщательной оценке.
59. Получение взятки. Признаки основного состава (ч. 1 ст. 290 УК РФ).Отграничение получения взятки от коммерческого подкупа (ч. 3 ст. 204 УК РФ).
Повышенная общественная опасность получения взятки обусловлена тем, что оно обычно сопряжено с другими преступлениями и является распространенной формой коррупции.
Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги (государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты), иное имущество (антиквариат, автомашины, мебель, импортная техника, драгоценные металлы) или выгоды имущественного характера (безвозмездное предоставление санаторных путевок, строительных работ, продажа ценной вещи за бесценок). В соответствии со ст. 575 УК РФ допускается дарение подарков стоимостью не более пяти минимальных размеров оплаты труда. Эти стоимостные рамки позволяют отграничить подарок от взятки.
Если предметом взятки является имущество, заведомо добытое преступным путем, содеянное надо квалифицировать по ст. 290 и 175 УК.
Объективная сторона состоит в получении должностным лицом взятки лично или через посредника. Получить взятку - это значит принять ее. Взятка может быть получена без какой бы то ни было маскировки либо в завуалированной форме (получение денег взаймы без отдачи, сберегательной книжки на предъявителя). Получение должностным лицом любых ценностей якобы для передачи их в качестве взятки без намерения сделать это является мошенничеством (п. «в» ч. 2 ст. 159 УК).
Взятка получается за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. В законе названы альтернативные варианты таких действий (бездействия):
а) они входят в служебные полномочия должностного лица (прием на работу, увольнение, перемещение по службе);
б) лицо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (быстро получить лицензию, установить телефон);
в) общее покровительство по службе (необоснованно продвигает по службе, посылает в загранкомандировки);
г) попустительство по службе (не обращает внимания на прогулы).
Выполнение обусловленного действия (бездействия) лежит за пределами состава преступления.
Лицо получает взятку за совершение (воздержание) определенных действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц: его близкие, друзья, предприятия, чьи интересы он представляет.
Данное преступление имеет формальный состав, оно признается оконченным в момент принятия хотя бы части взятки.
С субъективной стороны получение взятки - умышленное преступление. Лицо совершает его с прямым умыслом. Получение взятки - корыстное преступление.
Субъект преступления - должностное лицо.