Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Единство и дифференциация правового режима земель

Единство правового режима земель обусловлено:

1) единством свойств земли

2) единством принципов земельного законодательства

3) единством задач земельного законодательства

4) единством земельного фонда РФ

5) триединой ролью земли.

Правовой режим земель дифференцирован - это обусловлено делением земельного фонда России на категории, составные части. Каждая категория земель имеет свой режим, в котором прослеживаются как общие положения, так и специфика конкретной категории земли.

 

1. Понятие и состав (структура) земель с/х назначения. Роль и значение земель с/х назначения в решении проблемы продовольственной независимости России.

2. Субъектный состав и формы пользования землями с/х назначения

3. Права и обязанности субъектов на землях с/х назначения

4. Управление в области использования и охраны земель с/х назначения. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

1. Понятие и состав (структура) земель с/х назначения. Роль и значение земель с/х назначения в решении проблемы продовольственной независимости России.

Нужно сравнить определения ЗК РСФСР 1991 года (ст.56) и ЗК РФ 2001 года (ст.77).

В ст.56 ЗК РСФСР землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

В данном определении выделяются 2 положения:

1) землями с/х назначения признавались земли, которые уже предоставлены для этих целей и находятся в с/х обороте

2) землями с/х назначения признавались земли, которые предназначались для этих целей.

Такой вывод соответствует ст.80 нового ЗК РФ: в составе земель с/х назначения создаётся фонд перераспределения земель для с/х производства.

Статья 80. Фонд перераспределения земель

1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

Согласно ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Законодатель провёл чёткое отграничение земель с/х назначения от земель других категорий.

Земельные участки в черте поселения (даже используемые для получения с/х продукции) не будут относиться к землям с/х назначения - это земли поселений.

Земли с/х назначения являются одной из важных категорий земельного фонда России.

Факторы:

1) земли данной категории поставлены на первое место во всех земельных кодексах (т.к. законодатель понимает особую ценность, значимость этих земель).

Шарпаев В.И. Продовольственная безопасность в России: проблемы, состояние // Проблемы совершенствования экологического, аграрного и земельного законодательства. Екатеринбург, 1998

2) земли с/х назначения в своей значительной части используются в качестве основного средства производства в с/х.

3) ограниченность земель с/х назначения

За последние 15 лет около 4 млн. гектаров земель были выведены из с/х оборота и использованы для других (не с/х) целей.

4) по оценке экспертов Всемирного банка весь земельный фонд России оценивается в 5 трлн. $, земли с/х назначения - 1 трлн. $. Эти данные занижены.

По данным 1997 года земельный фонд России составляет 1 млрд. 709,8 млн. га, из них 607,5 млн. га - земли с/х назначения.

В США получают урожай в количестве 35-40 центнеров с гектара, в России - 15-17 центнеров с гектара.

С/х землепользование имеет определённый приоритет перед другими видами, который выражается в следующем:

1) земли с/х назначения предоставляются только для с/х целей

2) хозяйственная эксплуатация этих земель должна не только не ухудшить их состояние,
но и способствовать восстановлению этих земель и повышению плодородия.

Приоритет права с/х землепользования обусловливает особенности правового режима этих земель:

1) необходимо обеспечить охрану в целом всех земель с/х назначения, но должна вестись усиленная охрана пахотных земель (пашни)

2) нужно обеспечить повышение плодородия земель

3) необходимо не допускать выведения земель с/х назначения из с/х оборота.

ч.4 ст.79 ЗК РФ: Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средне районный уровень, могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

В то же время в исключительных случаях допускается изъятие (выкуп) с/х угодий с кадастровой оценкой, превышающей среднерайонный уровень, для не с/х целей. Только при отсутствии иных вариантов размещения объектов.

Понятие земель с/х назначения дано в ст.77 ЗК РФ.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ч.1 ст.77 ЗК РФ).

Выделяется 3 вида (группы) земель:

1) сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли,
занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)

2) земли, предназначенные для нужд сельского хозяйства. Их много.

Это земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ч.2 ст.77 ЗК РФ). Это земли за пределами поселений.

3) фонд перераспределения земель (ст.80 ЗК РФ)

По ЗК 1991 г. земли этого фонда включались в состав земель запаса, новый ЗК РФ 2001 г. отнёс земли этого фонда к землям с/х назначения.

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель с/х назначения, поступающих в этот фонд:

1) при добровольном отказе от земельного участка;

2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных ЗК РФ и федеральными законами (при прекращении прав на земельный участок).

Основания указаны в ст.284 - 287 ГК РФ.

Согласно п. 11 ст.З ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ» от 25 октября 2001 года: со дня введения в действие ЗК РФ (30 октября 2001 г.) в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие ЗК РФ в образованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.

Земли с/х назначения подлежат особой охране.

Земли с/х использования могут включаться в состав иных категорий земель:

· земли поселений (п.6 ч.1 ст.85 ЗК РФ)

· земли лесного фонда (п.5 ст. 101 ЗК РФ).

В этом случае особой охране земли не подлежат.

 

2. Субъектный состав и формы пользования землями с/х назначения

Субъекты названы в ст.78 ЗК РФ. Формы пользования землями с/х назначения зависят от субъектного состава.

Субъекты:

1) граждане

а) ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства - в предпринимательских целях
Формы:

- частная собственность

- аренда

б) иные категории граждан - ведущие хозяйство для удовлетворения своих личных потребностей

Формы:

- постоянное бессрочное пользование

- наследуемое владение (п.З ст.21)

2) хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие
организация - преобладающая форма производства с/х продукции

Формы:

- собственность

- аренда

3) некоммерческие организации (в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации). Их цель - не производство товарной продукции, земля используется только для удовлетворения потребностей организации (для достижения целей, закреплённых в уставе).

Формы:

- собственность

- аренда

4) казачьи общества
Появились в 1992 году.

Согласно Указу Президента «О реализации закона "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества» от 15 июня 1992 г. № 632 земля предоставлялась для ведения сельского хозяйства традиционными для казачества формами пользования землёй.

Формы:

- собственность

- аренда

Согласно ст.4 закона, станичным и иным казачьим обществам в соответствии с земельным законодательством безвозмездно отводятся земельные наделы для коллективного землепользования на основе традиционных для казачества форм общинного владения землей либо коллективно-долевой или коллективно-совместной собственности участников общества на землю.

Предоставление земельных наделов хуторским и станичным обществам не должно нарушать права граждан, не являющихся членами этих обществ, на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение, аренду или пользование соответствующих земельных участков.

5) опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений.

Форма - постоянное бессрочное пользование.

Ч. 1 ст.20 ЗК РФ называет 3 группы субъектов, которым земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование:

1) государственные и муниципальные учреждения

2) федеральные казённые предприятия

3) органы государственной власти и органы местного самоуправления.

6) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов). Оленьи пастбища, охотничьи угодья.

ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" от 30 апреля 1999 г.

Форма - безвозмездное бессрочное пользование.

Такой титул в ЗК РФ вообще не предусмотрен. Нормы ФЗ являются специальной нормой - её надо применять.

 

3. Права и обязанности субъектов на землях с/х назначения

В целом права и обязанности субъектов с/х землепользования (собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земель с/х назначения) названы в ст.40 - 41 (права) и ст. 42 ЗК (обязанности). Они распространяются на всех.

Дополнительные обязанности возлагаются ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ:

ст.42 - требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения

Субъекты с/х деятельности обязаны проводить комплекс мероприятий по охране.

ст.43 - требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений

ст.49 - требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве.

Необходимо соблюдение нормативов введения химических веществ в почву, нормативы остаточного содержания химических веществ в продуктах питания.

Права собственников земельных участков, касающиеся оборота земель с/х назначения

ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101 (последние изменения от 7 июля 2003 г.).

ФЗ называет принципы оборота земель с/х назначения (ч.З ст.1):

1) сохранение целевого использования земельных участков;

2) установление размера общей площади земельных участков с/х угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта РФ и могут одновременно находиться в собственности гражданина, его близкихродственников, а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции или вклады (доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц;

3) преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органа местного самоуправления на покупку земельного участка из земель с/х назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;

4) преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органа местного самоуправления на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель с/х назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности в случае, если другие участники долевой собственности откажутся от покупки такой доли или не заявят о намерении приобрести такую долю в праве общей собственности на земельный участок из земель с/х назначения;

5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель с/х назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов - только в аренду

6) предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель с/х назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами.

Допускается приватизация с/х угодий как на возмездной, так и на безвозмездной основе. 4.4 ст. 1 ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном ФЗ «Об обороте земель с/х назначения», ЗК РФ и иными ФЗ-ми. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта РФ, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ. Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.

Купля-продажа земельного участка из земель с/х назначения (ст. 8 ФЗ)

См. закон

Глава II. Особенности оборота земельных участков из земель с/х назначения

Статья 8. Купля-продажа земельного участка из земель с/х назначения

1. При продаже земельного участка из земель с/х назначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с
публичных торгов.

2. Продавец земельного участка из земель с/х назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора.

Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

3.В случае, если субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления откажется от покупки либо не уведомит продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение месяца со дня поступления извещения, продавец в праве в течение года продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. Течение указанного срока начинается со дня поступления извещения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, в орган местного самоуправления.

При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.

4.При продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

Статья 9. Аренда земельных участков из земель с/х назначения

1. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

2. В случае передачи в аренду находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения договор аренды земельного участка заключается или с участниками долевой собственности, или с одним из них, действующим на основании доверенностей, выданных ему
другими участниками долевой собственности.

3. Договор аренды земельного участка из земель с/х назначения может быть заключен на срок, не превышающий сорок девять лет.

Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный настоящим Федеральным законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному сроку.

4. В договоре аренды земельного участка из земель с/х назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных ст.8 и 10 настоящего ФЗ.

В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

6. Площадь земельных участков из земель с/х назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.

7. Экономическое стимулирование лица, использующего земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на основании договора аренды, заключенного на срок не менее чем десять лет, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством
о налогах и сборах.

Существенное условие - кадастровая оценка.

Необходимо ждать ответ в течение 1 месяца.

Если земельный участок продан с нарушением права преимущественной покупки, то субъект или орган местного самоуправления может в судебном порядке требовать в течение 1 года с момента регистрации перехода права собственности перевода на него прав и обязанностей покупателя (ч.4 ст.8 ФЗ).

Ст. 12 - особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель с/х назначения

Ст. 13 - выдел земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель с/х назначения

Глава III. Особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель с/х назначения

Статья 12. Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель с/х назначения

1. К сделкам с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения применяются правила ГК РФ.

Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, обменять, завещать, отдать в залог, внести в уставный (складочный) капитал юридического лица свою долю или распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных ст.250 ГК РФ. Участник долевой собственности вправе передать долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в доверительное управление.

В случае, если участников общей собственности более пяти, правила ГК РФ применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также ст. 13 и 14 настоящего ФЗ.

2. Участник долевой собственности обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, о намерении продать долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения третьему лицу.

Если остальные участники долевой собственности в течение месяца с момента получения извещения в письменной форме или опубликования указанного сообщения откажутся от покупки доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения или не заявят о намерении приобрести ее, продавец обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления о намерении продать долю в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с указанием цены и других существенных условий договора по правилам, установленным ст.8 настоящего ФЗ, независимо от количества участников долевой собственности.

Если субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления откажется от покупки доли в праве общей собственности на земельные участки из земель с/х назначения либо не уведомит продавца о намерении приобрести ее в течение месяца с момента получения извещения в письменной форме, продавец вправе в течение года продать долю в праве общей собственности на земельный участок из земель с/х назначения третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

Для продажи доли в праве общей собственности на земельный участок из земель с/х назначения по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение в письменной форме по правилам, установленным ст. 8 настоящего ФЗ.

Статья 13. Выдел земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель с/х назначения

1. Участник долевой собственности вправе требовать выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Для выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель с/х назначения участник долевой собственности обязан известить о намерении выделить земельный участок в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель с/х назначения в письменной форме остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в СМИ, определенных субъектом РФ, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого земельного участка и размера компенсации остальным участникам долевой собственности в случаях, установленных настоящей статьей

Местоположение выделяемого земельного участка должно соответствовать требованиям, установленным п.1 ст.4 настоящего ФЗ.

В случае, если рыночная стоимость выделяемого земельного участка в расчете на превышает единицу его площади рыночную стоимость оставшегося после выдела земельного участка в расчете на единицу его площади, участник долевой собственности, осуществляющий выдел земельного участка, обязан выплатить компенсацию остальным участникам долевой собственности после выдела земельного участка.

Размер компенсации определяется как произведение площади выделяемого земельного участка и разницы в рыночной стоимости выделяемого земельного участка и оставшегося после выдела земельного участка в расчете на единицу их площадей.

2. В случае, если в течение месяца со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности или опубликования сообщения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, не поступят возражения от участников долевой собственности, предложение о местоположении земельного участка и размере компенсации в случаях, установленных настоящей статьей, считается согласованным.

Споры о местоположении выделяемого земельного участка и размере компенсации разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае не достижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка и размере компенсации рассматриваются в суде.

3. Неиспользуемая в течение двух лет часть находящегося в долевой собственности земельного участка из земель с/х назначения может быть выделена в самостоятельный земельный участок субъектом РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органом местного самоуправления по правилам, установленным настоящей статьей.

Субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта РФ или муниципального образования на указанный земельный участок в случае, если участник или участники долевой собственности неизвестны, либо в случае, если участник или участники долевой собственности известны, о прекращении права собственности участника или участников долевой собственности на долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и о признании права собственности субъекта РФ или муниципального образования на указанный земельный участок.

Если возникают споры, применяется согласительная процедура. Если спор не разрешён, заинтересованная сторона подаёт иск в суд.

Ст.64 ЗК РФ - рассмотрение земельных споров

1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

 

4. Управление в области использования и охраны земель с/х назначения

1) Понятие управления - см. общую часть

2) Виды управления

3) Органы, осуществляющие управление

Выделяют 3 вида управления:

1) общее управление (его осуществляет Правительство РФ, Правительства субъектов РФ)

2) специальное

- Федеральная служба государственного земельного кадастра
и её структуры, подразделения

- Министерство сельского хозяйства

- Министерство природных ресурсов

3) внутрихозяйственное (осуществляется непосредственно на предприятии самим землепользователем, собственником).

Функции управления:

1) государственный земельный кадастр

2) мониторинг земель

3) землеустройство

4) государственный земельный контроль

5) предоставление и изъятие земель.

Право землепользования сельскохозяйственных кооперативов (колхозов, совхозов)

Исторический экскурс

Изначально сельскохозяйственные предприятия, представленные колхозами и совхозами, рассматривались как основные формы хозяйствования на земле.

Колхозы и другие межхозяйственные предприятия (создававшиеся как кооперативные предприятия) отличались от государственных с/х предприятий (совхозов), хотя было и много общего (пахотные поля, формы деятельности и т.д.).

Колхозы рассматривались как собственники принадлежащего им имущества => они в рамках закона в соответствии с целевым назначением имущества должны были бы самостоятельно распоряжаться этим имуществом. Однако после проведения коллективизации и т.д. это право они имели только формально. Постепенно шёл процесс огосударствления колхозов, т.е. в их внутреннюю деятельность вмешивались партийные органы. Сверху давались предписания. Это вмешательство не всегда было обоснованным.

Колхозы как кооперативные предприятия и совхозы как государственные предприятия.

Статус работников существенно различался.

До 1958 года на земельные ресурсы колхозов по сути было 3 хозяина:

1)государство

2) машинно-тракторные станции (МТС)

3) сами предприятия (колхозы).

Колхозы и совхозы владели землёй на титуле (праве) пользования.

Совхозы (как государственные предприятия) распоряжались имуществом на праве оперативного управления.

31 марта 1958 года был принят союзный закон «О реорганизации машинно-тракторных станций и дальнейшем развитии колхозного строя», согласно которому техника и все землеобрабатывающие орудия должны были перейти к колхозам и совхозам путём выкупа. Поскольку не все предприятия располагали для этого достаточными средствами => Правительство выделяло целевой кредит => пошёл процесс укрепления материально-технической базы с/х предприятий. Государство строго следило за целевым использованием предприятиями полученных средств.

В середине 60 - 70-х гг. отмечался бурный рост подготовки высококвалифицированных специалистов => улучшилось финансовое состояние предприятий (т.к. управление ими стало более разумные, рациональным; увеличилось количество работающих специалистов).

Шёл процесс развития с/х производства => в середине 60-х годов (в 1964 г.) появился закон о пенсиях и пособиях членам колхозов (до этого времени подобного закона не было). Минимальный размер пенсии составлял 12 рублей, через 5 лет- 28 рублей, ещё через 3 года - 45 рублей. Работникам стали выплачиваться пособия по временной нетрудоспособности. Женщины получали пособия по беременности и родам.

В отличие от государственных с/х предприятий, где учёт рабочего времени осуществлялся в рамках рабочего дня, в колхозах в качестве единицы учёта рабочего времени использовался трудодень. За год у работников выходило до 500 трудодней => они перевыполняли норму выработки (что говорит о подъёме производства). Однако часто прибыль выплачивалась не за все трудодни, поскольку существовали жёсткие правила последовательности распределения прибыли:

во-первых, непрерывно должно было идти поступление выработанной продукции в закрома Родины;

во-вторых, необходимо было создавать внутрихозяйственные резервные фонды (семенной фонд, фонд техники и т.п.);

и только после этого (в-третьих) оставшуюся продукцию распределяли по количеству отработанных трудодней между работниками.

До середины 60-х гг. оплата производилась преимущественно в натуральной форме, после передовые предприятия по своему усмотрению вводили денежную оплату.

На государственных предприятиях (в совхозах) существовали нормы рабочего времени, в самые напряжённые периоды работник не мог быть занят более 10 часов в день; рабочее время и время отдыха колхозников решалось самими колхозниками на собрании (протяжённость рабочего дня могла достигать 14 часов).

1 января 1966 года ЦК КПСС и Советом министров СССР было принято постановление, в котором было рекомендовано с 1 июня 1966 года перейти на ежемесячную денежную гарантированную оплату труда колхозников. Государство выдало предприятиям целевой кредит на 5 лет, погашение которого предусмотрено с третьего года с момента его получения.

Однако натуральная форма оплаты труда тоже использовалась наряду с денежной.

В советский период была плановая система экономики. Составлялся план развития с/х производства, который возводился в ранг закона. К предприятиям предъявлялись очень серьёзные требования по его выполнению.

Предприятие в основу внутрихозяйственного планирования клало государственный план, спускаемый сверху.

Создавались резервные, страховые фонды по всем их видам (семенной фонд, фонд техники и т.д.).

Предусматривалась продажа предприятиями продукции, полученной сверх плана (цена на такую продукцию возрастала до 50%).

Нередко в течение одного года планы пересматривались в сторону повышения количества продукции, которую необходимо сдать государству - это вносило дезорганизацию в процесс производства.

Землепользование

Колхозы и совхозы владели землёй на титуле (праве) пользования - постоянного бессрочного пользования на бесплатной основе (колхозы - навечно).

Весь земельный фонд предприятия делился на 2 составные части:

1) земли общего пользования

2) земли приусадебного фонда

Из второго фонда членам предприятия и их семьям предоставлялись земли для ведения личного подсобного хозяйства. Второй фонд не мог расширяться за счёт заимствования земель из первого фонда.

Право предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства членам предприятия и их семьям было предоставлено коллегиальным органам управления колхозов => имели место перегибы, нарушения (т.к. правление имело право не только предоставить земельный участок, но и изъять его). В качестве дисциплинарной меры применялось изъятие земельных участков к тем участникам колхозов, чьи семьи не выполняли установленные нормы трудового участия в производстве (для мужчин 300 дней, для женщин 180 - 200). Минимальные нормы устанавливались общим собранием членов колхоза.

Устав 1935 г. в качестве меры ответственности предусматривал занесение (помещение фотографии) на чёрную доску. После такая практика была отменена.

Государство могло изъять земли у колхоза. Чтобы у колхоза изъять земельный участок или его часть нужно было получить согласие колхоза. Как правило, колхоз был вынужден дать такое согласие, т.к. иначе со стороны государственных органов могли создаваться препятствия для его нормальной деятельности (колхоз мог не получить нужной ему техники или оборудования, его могли заставить купить ненужную ему

технику, предоставление ссуд и кредитов такому колхозу происходило в последнюю очередь и т.п.).

После распада СССР вышел Указ Президента 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы...», который предписывал начать процесс реорганизации колхозов и совхозов.

По конституции РСФСР совхозы не могли реорганизовываться => в конституцию были внесены изменения.

Принцип добровольности. Пункт 2.3 «Положения о порядке реорганизации...» 1992 года предоставлял трудовому коллективу право принять решение на собрании о том, чтобы оставить действующую форму хозяйствования. Однако её следует привести в соответствие с действующими законами.

· Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности»

· Закон «О кооперациях в СССР» 1988 г. (нормы этого закона применяются только в тех частях, в которых они не противоречат нынешнему законодательству)

· Закон Свердловской области от 29 декабря 1995 г. № 40-03 "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области".

Согласно этому закону земельные ресурсы кооперативы могут иметь тройной вариант:

1) право собственности на землю принадлежит кооперативу

2) право общей совместной собственности на землю принадлежит кооперативу и его членам право собственности на земельные участки принадлежит членам кооператива.

Крестьянские (фермерские) хозяйства и их право землепользования

Начало крестьянско-фермерского движения в России было положено Постановлением второго внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развитии агропромышленного комплекса» от 3 декабря 1990 г.

Крестьянское (фермерское) хозяйство - это новая форма хозяйствования на земле.

Раньше действовал закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22 ноября 1990 г. № 348-1. Сейчас он утратил силу в связи с принятием нового ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ.

Согласно ст. 1 старого ФЗ,

крестьянское (фермерское) хозяйство - это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, представленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющий производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их собственности, пожизненном наследуемом владении или пользовании (в том числе в аренде) земельных участков.

Согласно нового ФЗ,

крестьянское (фермерское) хозяйство - это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии, на их личном участке.

Согласно ч.2 ст. 1 ФЗ 2003 года, фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Согласно ч.З ст.1 ФЗ 2003 года, крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Признаки:

1) самостоятельность: определять основные направления своей деятельности, её виды (специализацию)

Закон запрещает исполнительным органам и другим органам государственной власти вмешиваться во внутрихозяйственную деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, кроме особых случаев.

2)цель создания - производство, переработка, хранение, транспортировка и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Поскольку цель создания - реализация => имеется в виду товарная с/х продукция -это значит, часть валовой продукции, которая реализуется «на сторону».

3) режим рабочего времени устанавливается самими фермерами.

4) членский состав:

- отдельные граждане

- семья

- членами могут быть граждане, не связанные родством, их число не должно
превышать 5 человек.

5) членами крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть граждане РФ,
иностранные граждане и апатриды. Раньше не было прямого указания.

Иностранцы и апатриды могут владеть землями с/х назначения только на титуле аренды.

Раньше для создания крестьянского (фермерского) хозяйства лицо должно было пройти специальную подготовку, что должно быть подтверждено документом.

Согласно новому закону: членами крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть дееспособные граждане, ст. 15 говорит о квалификации.

Членский состав: родственники по достижении ими 16 лет.

Согласно п.2 ст.4 нового ФЗ, граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

В соглашении указывается, на каком титуле предоставлена земля (собственность или аренда), цель предоставления земельного участка, условия предоставления земельного участка (за плату или бесплатно), численный состав крестьянского (фермерского) хозяйства, местоположение, права и обязанности.

Согласно п.3 ст.4 нового ФЗ, соглашение о создании фермерского хозяйства должно содержать сведения:

  1. о членах фермерского хозяйства
  2. о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермеского хозяйства ( в соответствии со ст. 17 ФЗ) и порядке управления фермерским хозяйством
  3. о правах и обязанноятях членов фермерского хозяйства
  4. о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом
  5. о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства
  6. о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов

Крестьянские (фермерские) хозяйства являются субъектами на землях с/х назначения. Имущество - земельное законодательство воспроизводит ст.257 ГК РФ.

Предоставление земельных участков

1.Все граждане, которые изъявили желание создать фермерское хозяйство, заняться фермерской деятельностью, или уже занимаются фермерством и желают расширить (увеличить) свои земельные ресурсы, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Заявление должно содержать:

1) цель испрашиваемого участка: создание фермерского хозяйства или расширение
земель уже имеющегося

2) испрашиваемое право (титул, на котором фермер просит предоставить ему
землю): собственность или аренда

3) условия предоставления: бесплатно или за плату.

Если земли предоставляются в аренду - должен быть указан срок аренды.

4) обоснование размеров испрашиваемого земельного участка

5) количество членов фермерского хозяйства

6) виды деятельности: растениеводство, растениеводство и животноводство,
овощеводство

7) предполагаемое местоположение земельного участка.

К заявлению должно быть приложено соглашение, заключённое между членами крестьянского (фермерского) хозяйства. О необходимости заключения соглашения говорит ст.4 ФЗ. Соглашение - это, по сути, устав в кратной форме.

2.Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая
землеустроительная организация в пределах 1 месяца определяют границы земельного участка, которые затем утверждаются.

На основании полученного заявления и утверждённых границ орган принимает постановление о предоставлении земельного участка. В данном постановлении отражаются элементы правового режима предоставляемого земельного участка. Орган может отказать в предоставлении земельного участка. Отказ может быть обжалован в судебном порядке (на практике этого не встречается. Если границы уже определены, участок обычно предоставляется).

3. Происходит землеотвод в натуре, с выездом на местность.

4. Проводится юридическое оформление документов (подтверждающих право на земельный участок) с их выдачей заинтересованному лицу.

При создании фермерское хозяйство подлежит регистрации. Согласно ст.23 ГК РФ с момента регистрации глава крестьянского (фермерского) хозяйства признаётся предпринимателем.

Фермерское хозяйство занимается предпринимательской деятельностью. Любой товаропроизводитель (в том числе с/х товаропроизводитель) должен заниматься деятельность, для этого нужен также коллектив.

Коллектив фермерского хозяйства:

- семья

- членами фермерского хозяйства могут быть и другие граждане, не связанные родственными связями с главой фермерского хозяйства.

Имущественная база фермерского хозяйства формируется в соответствии со ст.257 ГК и ст.6 ФЗ. В ЗК РФ и ФЗ говорится, что имущество членам фермерского хозяйства принадлежит им на праве общей совместной собственности.

Состав (структура) имущества фермерского хозяйства:

1) земельные участки

2) хозяйственные постройки, сооружения, административные здания

3) рабочий, продуктивный скот

4) с/х техника и иное оборудование

5) транспортные средства

6) инвентарь

7) другое имущество, необходимое для осуществления фермерским хозяйством с/х и иной деятельности.

Условие: в общей совместной собственности находится имущество, приобретённое на совместные средства, принадлежащие членам.

Порядок распоряжения имуществом определяется соглашением, согласием между членами.

Если члены фермерского хозяйства определили главу фермерского хозяйства, то сделки по распоряжению имуществом фермерского хозяйства осуществляет глава (без доверенности). Глава распоряжается имуществом в интересах всего фермерского хозяйства.

Источники формирования и пополнения имущественной базы фермерского хозяйства:

1) средства, вырученные от реализации произведённой продукции и оказанных услуг

2) ссуды от государства (полученные на возвратной или безвозвратной основе)

3) кредиты банков

4) собственные сбережения членов фермерского хозяйства

5) спонсорская помощь

6) иные источники, не запрещённые законодательством.

Фермерское хозяйство - это самостоятельный хозяйствующий субъект на землях с/х назначения => в процессе своей деятельности фермерское хозяйство вступает в договорные отношения с другими органами, организациями.

Договорные отношения по сбыту с/х продукции

Ст.2 ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" от 2 декабря 1994 г. и ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. закрепляют, что продукция, произведённая фермерским хозяйством является его собственностью => фермерское хозяйство в лице главы самостоятельно реализует продукцию с учётом экономической выгоды (получения прибыли, дохода).

Фермерское хозяйство самостоятельно определяет своих партнёров, а также цену продукции (если ещё до начала посевной кампании фермер не заключил контракт на поставку будущей продукции в федеральный или региональный продовольственный фонд). Продовольственные фонды очень важны. Правительство назначает заказчиков (фермерские хозяйства и другие организации), на которых возлагается обязанность сформировать продовольственные фонды. Также обязательно должен быть создан неприкосновенный запас на непредвиденные случаи. Неприкосновенный запас создаётся минимум на 5 лет, периодически обновляется. Объём определяет Правительство совместно с заинтересованными министерствами, ФГСЗК. Заказчики должны быть снабжены денежными и материальными ресурсами. Государство устанавливает регионы, где идёт массовая закупка (заготовка) зерновой и иной продукции.

Наличие продовольственных фондов - это гарантия сбыта продукции отечественного производителя, а также гарантия бесперебойной поставки и беспрепятственного передвижения продукции по всей территории государства.

Фермеров не устраивают низкие закупочные цены.

Фермеры могут придерживать свою продукцию, рассчитывая на февраль, когда цены на продукцию на рынке возрастут, тогда фермеры и поставят свою продукцию на рынок. Однако это не всегда так, фермеры могут потерпеть убытки.

В настоящее время перед государством стоит задача - заинтересовать отечественного товаропроизводителя. Для этого применяются меры экономического стимулирования:

1) предоплата

Фермеру выплачивается 50% от стоимости общего объёма законтрактованной продукции: 25% выплачиваются сразу после заключения договора, 25% - после завершения посевной кампании, когда появятся всходы (по всходам специалисты могут прогнозировать урожай). Оставшиеся 50% выплачиваются фермеру после того, как продукция начнёт поступать в фонд.

2) за экологически чистую продукцию цены повышаются на 50%
Экологически чистой продукцией распоряжается Правительство: она направляется в районы крайнего Севера и приравненные к ним местности (туда, где она не
выращивается). Экологически чистая продукция хранится отдельно от остальной. Эта продукция направляется в социальные учреждения (прежде всего в детские дошкольные учреждения).

Основания прекращения

Выход одного из членов фермерского хозяйства не влечёт за собой прекращения деятельности фермерского хозяйства.

Выходящему имущество в натуральном виде не выделяется. Определяется доля выходящего члена, ему назначается компенсация доли в денежном выражении. Это положение обеспечивает устойчивость функционирования фермерского хозяйства, позволяет не допустить «растаскивания» его материально-технической базы. Прежнее законодательство устанавливала срок выплаты компенсации - 5 лет, новый закон определил срок - 1 год.

Основания прекращения прав на земельный участок:

1) решение всех членов фермерского хозяйства о прекращении деятельности фермерского хозяйства. Возможны экономические, организационные причины.

2) нет наследников либо наследники не желают заниматься фермерской деятельностью

3) признание фермерского хозяйства банкротом

Действуют как общие положения процедуры признания банкротства предприятия и специфика признания банкротом с/х предприятия.

1) деятельность с/х предприятия реализуется на открытом воздухе

2) реализация с/х деятельности зависит от природно-климатических условий

3)

4) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд

5) изъятие земельного участка на основании решения суда.

Споры, возникающие при ликвидации фермерского хозяйства, рассматриваются в судебном порядке.

Глава фермерского хозяйства извещает местную администрацию о ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства, указывает основания прекращения его деятельности. Информация публикуется в местных печатных органах (для того, чтобы возможные кредиторы могли предъявить требования к фермерскому хозяйству).

Порядок ликвидации определяется ГК РФ и ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Фермерское хозяйство считается прекратившим свою деятельность после исключения из реестра главы фермерского хозяйства.

Оставшееся имущество может остаться в общей совместной собственности членов бывшего фермерского хозяйства либо распределяется по долям.