Территориальное Внутрихозяйственное
Землеустройство
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
Землеустройство - это система мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации земельной территории в целях рационального использования земель, сохранения и повышения плодородия почв, создания экологически благоприятной обстановки, охраны прав и законных интересов собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Землеустройство как одна из функций гос. управления в области использования и охраны земель проводится при наличии к тому определённых оснований.
Ст. 4 ФЗ "О землеустройстве" от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ закрепляет основания проведения землеустройства:
1) решение федеральных органов гос. власти о проведении землеустройства
2) решение органов гос. власти субъекта федерации
3) решение органов местного самоуправления
4) договор о проведении землеустройства
5) судебное решение о проведении землеустройства.
По общему правилу, землеустройство проводится по инициативе заинтересованных лиц. В то же время в ст.З ФЗ "О землеустройстве" названы случаи, когда землеустройство проводится в обязательном порядке (независимо от форм собственности и от организационно-хозяйственных форм хозяйствования на земле):
1) изменение границ объектов землеустройства
2) предоставление или изъятие земельных участков
3) при перераспределении земельных участков, используемых для занятия (ведения) с/х производством между гражданами и юридическими лицами
4) выявление нарушенных земель, а также земель, которые подвержены вводно-ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.
По своему характеру и назначению:
Территориальное землеустройство
Порядок ведения территориального землеустройства определяется Правительством РФ.
Территориальное землеустройство может иметь место:
· при уточнении генеральной схемы землеустройства всей территории РФ
· на землях, относящихся к федеральной собственности W
· на землях, относящихся к собственности субъектов федерации.
При проведении территориального землеустройства происходит образование новых и упорядочивание уже существующих объектов землеустройства.
Территориальное землеустройство направлено на устранение различного рода неудобств, возникающих в процессе пользования землёй.
При образовании новых и упорядочивании уже существующих объектов землеустройства определяется:
1) местоположение границ объектов землеустройства
2) варианты использования земель с учётом их целевого назначения
3) уточняются площади объектов землеустройства
4) могут быть уточнены и иные характеристики земель.
При территориальном землеустройстве образуются новые объекты => происходят определённые стадии землеустроительного процесса. Одной из стадий является юридическое оформление документов.
Внутрихозяйственное землеустройство
Внутрихозяйственное землеустройство, как правило, проводится для сельскохозяйственных организаций, предприятий.
В процессе землеустройства определяются земельные участки, которые могут использоваться как пахотные земли (пашни), сенокосы, пастбища, луга и т.д.
Внутрихозяйственное землеустройство определяет различные виды с/х угодий в структуре земель с/х назначения.
Внутрихозяйственное землеустройство касается выявления земельных участков самого худшего качества (непригодных или малопригодных для использования в с/х производственном процессе) для использования этих земель в качестве пространственно-операционного базиса, на котором будут размещены хозяйственные объекты, административные здания, полевые дороги. Полевые дороги особенно необходимы в период весенне-летних полевых работ, чтобы не допускать порчи других (полезных) земель техникой.
Прежде, чем приступить к землеустройству, необходимо выполнить определённые действия (мероприятия):
1) подать заявление в письменной форме, в котором излагается ходатайство
заинтересованного лица о необходимости проведения землеустройства
2) составление и рассмотрение землеустроительного проекта
3) утверждение землеустроительного проекта
4) перенесение утверждённого землеустроительного проекта на местность
5) контроль за реализацией землеустроительного проекта в реальных жизненных
условиях.
В целом землеустройство - это экономическая категория, в то же время оно имеет правовой аспект (правовую сторону).
Правовой аспект землеустройства выражается в следующем:
1) землеустройство - это одна из функций гос. управления в области использования и охраны земель, закреплённая нормами земельного права
2) землеустроительные отношения - это составная часть земельных правоотношений, урегулированных нормами земельного права
3) совокупность юридических норм, регулирующих землеустроительные отношения, образует относительно самостоятельный правовой институт – землеустройство - который входит составной частью в общую систему правовых институтов земельного права.
Землеустройство (независимо от вида) должно проводиться на должной основе, с подготовкой необходимой землеустроительной документации. Землеустроительная документация может быть направлена на гос. экспертизу.
Государственная экспертиза землеустроительной документации
Такая экспертиза проводится в соответствии с «Положением о государственной экспертизе землеустроительной документации» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 214).
Цель проведения экспертизы - обеспечить соответствие землеустроительной документации техническим условиям и требованиям проведения землеустройства.
Организует проведение экспертизы Федеральная государственная служба земельного кадастра (ФГСЗК) и её территориальные органы.
Экспертиза может проводиться по решению органов гос. власти (например, при уточнении при уточнении генеральной схемы землеустройства), органов местного самоуправления, по инициативе заинтересованных физических и юридических лиц.
В каких случаях проведение экспертизы организует сама ФСГЗК. ФСГЗК организует проведение экспертизы следующей землеустроительной документации:
1) генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации
2) документация, касающаяся земель, находящихся в федеральной собственности
3) документация по вопросам землеустройства, разработанная в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов федерации
Проведение экспертизы остальной землеустроительной документации (например: районная схема планировки и застройки соответствующего поселения; генеральный план города; землеустроительный проект) организуют территориальные органы ФСГЗК.
Землеустроительная документация направляется либо в ФСГЗК, либо в её территориальный орган, где она регистрируется в установленном порядке.
Не более чем через 7 дней с момента регистрации поступившей землеустроительной документации ФСГЗК или её территориальный орган уведомляют заказчика:
1) о принятии землеустроительной документации на экспертизу (если документы оформлены правильно и соответствуют требованиям, предъявляемым к землеустроительной документации)
2) о сроках предоставления недостающей землеустроительной документации (если это имеет место)
В пределах 14 дней после регистрации поступившей документации ФСГЗК или её территориальный орган определяют состав экспертной комиссии.
Состав экспертной комиссии