Территориальное Внутрихозяйственное

Землеустройство

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Землеустройство - это система мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации земельной территории в целях рационального использования земель, сохранения и повышения плодородия почв, создания экологически благоприятной обстановки, охраны прав и законных интересов собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Землеустройство как одна из функций гос. управления в области использования и охраны земель проводится при наличии к тому определённых оснований.

Ст. 4 ФЗ "О землеустройстве" от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ закрепляет основания проведения землеустройства:

1) решение федеральных органов гос. власти о проведении землеустройства

2) решение органов гос. власти субъекта федерации

3) решение органов местного самоуправления

4) договор о проведении землеустройства

5) судебное решение о проведении землеустройства.

По общему правилу, землеустройство проводится по инициативе заинтересованных лиц. В то же время в ст.З ФЗ "О землеустройстве" названы случаи, когда землеустройство проводится в обязательном порядке (независимо от форм собственности и от организационно-хозяйственных форм хозяйствования на земле):

1) изменение границ объектов землеустройства

2) предоставление или изъятие земельных участков

3) при перераспределении земельных участков, используемых для занятия (ведения) с/х производством между гражданами и юридическими лицами

4) выявление нарушенных земель, а также земель, которые подвержены вводно-ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

По своему характеру и назначению:

Территориальное землеустройство

Порядок ведения территориального землеустройства определяется Правительством РФ.

Территориальное землеустройство может иметь место:

· при уточнении генеральной схемы землеустройства всей территории РФ

· на землях, относящихся к федеральной собственности W

· на землях, относящихся к собственности субъектов федерации.

При проведении территориального землеустройства происходит образование новых и упорядочивание уже существующих объектов землеустройства.

Территориальное землеустройство направлено на устранение различного рода неудобств, возникающих в процессе пользования землёй.

При образовании новых и упорядочивании уже существующих объектов землеустройства определяется:

1) местоположение границ объектов землеустройства

2) варианты использования земель с учётом их целевого назначения

3) уточняются площади объектов землеустройства

4) могут быть уточнены и иные характеристики земель.

При территориальном землеустройстве образуются новые объекты => происходят определённые стадии землеустроительного процесса. Одной из стадий является юридическое оформление документов.

Внутрихозяйственное землеустройство

Внутрихозяйственное землеустройство, как правило, проводится для сельскохозяйственных организаций, предприятий.

В процессе землеустройства определяются земельные участки, которые могут использоваться как пахотные земли (пашни), сенокосы, пастбища, луга и т.д.

Внутрихозяйственное землеустройство определяет различные виды с/х угодий в структуре земель с/х назначения.

Внутрихозяйственное землеустройство касается выявления земельных участков самого худшего качества (непригодных или малопригодных для использования в с/х производственном процессе) для использования этих земель в качестве пространственно-операционного базиса, на котором будут размещены хозяйственные объекты, административные здания, полевые дороги. Полевые дороги особенно необходимы в период весенне-летних полевых работ, чтобы не допускать порчи других (полезных) земель техникой.

Прежде, чем приступить к землеустройству, необходимо выполнить определённые действия (мероприятия):

1) подать заявление в письменной форме, в котором излагается ходатайство
заинтересованного лица о необходимости проведения землеустройства

2) составление и рассмотрение землеустроительного проекта

3) утверждение землеустроительного проекта

4) перенесение утверждённого землеустроительного проекта на местность

5) контроль за реализацией землеустроительного проекта в реальных жизненных
условиях.

В целом землеустройство - это экономическая категория, в то же время оно имеет правовой аспект (правовую сторону).

Правовой аспект землеустройства выражается в следующем:

1) землеустройство - это одна из функций гос. управления в области использования и охраны земель, закреплённая нормами земельного права

2) землеустроительные отношения - это составная часть земельных правоотношений, урегулированных нормами земельного права

3) совокупность юридических норм, регулирующих землеустроительные отношения, образует относительно самостоятельный правовой институт – землеустройство - который входит составной частью в общую систему правовых институтов земельного права.

Землеустройство (независимо от вида) должно проводиться на должной основе, с подготовкой необходимой землеустроительной документации. Землеустроительная документация может быть направлена на гос. экспертизу.

Государственная экспертиза землеустроительной документации

Такая экспертиза проводится в соответствии с «Положением о государственной экспертизе землеустроительной документации» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 214).

Цель проведения экспертизы - обеспечить соответствие землеустроительной документации техническим условиям и требованиям проведения землеустройства.

Организует проведение экспертизы Федеральная государственная служба земельного кадастра (ФГСЗК) и её территориальные органы.

Экспертиза может проводиться по решению органов гос. власти (например, при уточнении при уточнении генеральной схемы землеустройства), органов местного самоуправления, по инициативе заинтересованных физических и юридических лиц.

В каких случаях проведение экспертизы организует сама ФСГЗК. ФСГЗК организует проведение экспертизы следующей землеустроительной документации:

1) генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации

2) документация, касающаяся земель, находящихся в федеральной собственности

3) документация по вопросам землеустройства, разработанная в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов федерации

Проведение экспертизы остальной землеустроительной документации (например: районная схема планировки и застройки соответствующего поселения; генеральный план города; землеустроительный проект) организуют территориальные органы ФСГЗК.

Землеустроительная документация направляется либо в ФСГЗК, либо в её территориальный орган, где она регистрируется в установленном порядке.

Не более чем через 7 дней с момента регистрации поступившей землеустроительной документации ФСГЗК или её территориальный орган уведомляют заказчика:

1) о принятии землеустроительной документации на экспертизу (если документы оформлены правильно и соответствуют требованиям, предъявляемым к землеустроительной документации)

2) о сроках предоставления недостающей землеустроительной документации (если это имеет место)

В пределах 14 дней после регистрации поступившей документации ФСГЗК или её территориальный орган определяют состав экспертной комиссии.

Состав экспертной комиссии