Понятие и общая характеристика государственного управления в области использования и охраны земель
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
Возмещение убытков собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам
· Ст.57, 583КРФ
· Общие положения и общие нормы ГК РФ
· Правила возмещения убытков собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам, причинённых изъятием или временным занятием земельного участка, ограничением прав собственников земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц / Утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г.
В связи с этим Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства от 28 января 1993 г. утратило юридическую силу в части возмещения убытков.
Убытки - это расходы, произведённые лицом, земельные права которого нарушены.
Это может быть утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые могли быть получены при обычных условиях гражданского оборота, если бы его земельные права никто не нарушил.
Это стоимость жилых домов, зданий и других сооружений; плодово-ягодных насаждений; затраты, вызванные неудобствами в использовании земельных участков.
Убытки могут быть причинены изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд; временным изъятием земельных участков; ухудшением качества их земель в результате влияния, вызванного деятельностью физических или юридических лиц либо ограничением прав землепользователей (в широком смысле).
В перечисленных случаях убытки подлежат возмещению в полном объёме, включая упущенную выгоду.
1. Понятие и общая характеристика государственного управления в области использования и охраны земель
2. Виды государственного управления в области использования и охраны земель и органы, осуществляющие эти виды управления
3. Функции государственного управления в области использования и охраны земель:
- государственный земельный кадастр
- мониторинг земель
- землеустройство
- государственный земельный контроль
- предоставление и изъятие земель.
Сначала необходимо выяснить 3 момента:
1) цель государственного управления в области использования и охраны земель
2) требования, предъявляемые к государственному управлению в области использования и охраны земель
3) юридические основания данной проблемы
Цель государственного управления в области использования и охраны земель Цель обусловлена двумя факторами:
1) местом управления среди других правовых институтов земельного права По своему характеру гос. управление играет служебную роль по отношению к праву собственности и праву землепользования. Потому что государство, предоставляя земельные участки, изымая их» осуществляя гос. земельный контроль, реализует тем самым свои правомочия собственника => управление - это средство реализации государством своих правомочий.
2) задачами земельного законодательства
Требования, предъявляемые к государственному управлению
в области использования и охраны земель Требования определяются двумя факторами:
1) целью управления
2) характером объекта управленческих отношений (т.е. характером земли как эколого-экономической категории). Управление призвано обеспечить разумное сочетание экономических и экологических факторов (интересов).
Юридические основания данной проблемы
1) право государственной собственности на землю. В советский период земля находилась исключительно в гос. собственности.
2) право политического верховенства: государство действует как политический суверен, реализуя властные полномочия на территории всей страны.
В советское время эти основания находились на одном уровне, выполнялись государством одинаково. В настоящее время государство остаётся крупным собственником, т.е. значение первого основания несколько снизилось, значение второго -осталось прежним.
Гос. управление осуществляется в отношении земли в её триединстве; земли как главного природного ресурса; земли, выступающей основой жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории => управление должно быть гибким, оперативным, соответствовать потребностям современного времени (условиям рынка и рыночной экономики).
Гос. управление характеризуется динамизмом. Динамизм проявляется в том, что гос. управление не является раз и навсегда созданной, застывшей, аморфной категорией, оно претерпевает различные изменения в зависимости от тех преобразований, которые происходят в обществе, экономике и земельных отношениях. Происходящие преобразования влекут изменения в системе управления, меняются задачи и функции органов.
Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. «О структуре исполнительных органов государственной власти»:
· Государственный комитет по земельной политике был упразднён, а его функции частично переданы Министерству имущественных отношений, а другая, большая часть функций передана Федеральной государственной службе земельного кадастра
· Государственный комитет по охране окружающей природной среды был упразднён, а его функции переданы Министерству природных ресурсов.
Государственное управление в области использования и охраны земель - это исполнительно-распорядительная государственная деятельность гос. органов, направленная на реализацию принадлежащих государству правомочий собственника и носителя политической власти на всей территории, направленная на рациональное использование и охрану земель.
Гос. управление тесно связано с принципами земельного законодательства (органы осуществляют их реализацию через принимаемые ими решения).
Гос. управление в области использования и охраны земель связано с управлением иными сферами экономики страны. Например: с гос. управлением сельским хозяйством, агропромышленным комплексом (там земля используется как главное средство производства). Такое управление сельским хозяйством осуществляет Министерство сельского хозяйства. Гос. управление в области использования и охраны земель связано с управлением другими природными ресурсами (недро-, водо-, лесопользованием).
Гос. управление в области использования и охраны земель, с одной стороны, характеризуется единством, с другой - дифференциацией. Единство обусловлено:
1) единством самого земельного фонда РФ (ст.7 ЗК РФ)
2) единством принципов земельного законодательства как ориентиром в правовом регулировании земельных отношений
3) единством задач земельного законодательства
4) единством свойств земли
Дифференциация обусловлена делением единого гос-венного земельного фонда РФ на составные части (категории). Каждая категория имеет свою специфику управленческой деятельности.