Понятие и общая характеристика государственного управления в области использования и охраны земель

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

Возмещение убытков собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам

· Ст.57, 583КРФ

· Общие положения и общие нормы ГК РФ

· Правила возмещения убытков собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам, причинённых изъятием или временным занятием земельного участка, ограничением прав собственников земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц / Утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г.

В связи с этим Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства от 28 января 1993 г. утратило юридическую силу в части возмещения убытков.

Убытки - это расходы, произведённые лицом, земельные права которого нарушены.

Это может быть утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые могли быть получены при обычных условиях гражданского оборота, если бы его земельные права никто не нарушил.

Это стоимость жилых домов, зданий и других сооружений; плодово-ягодных насаждений; затраты, вызванные неудобствами в использовании земельных участков.

Убытки могут быть причинены изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд; временным изъятием земельных участков; ухудшением качества их земель в результате влияния, вызванного деятельностью физических или юридических лиц либо ограничением прав землепользователей (в широком смысле).

В перечисленных случаях убытки подлежат возмещению в полном объёме, включая упущенную выгоду.

 

1. Понятие и общая характеристика государственного управления в области использования и охраны земель

2. Виды государственного управления в области использования и охраны земель и органы, осуществляющие эти виды управления

3. Функции государственного управления в области использования и охраны земель:

- государственный земельный кадастр

- мониторинг земель

- землеустройство

- государственный земельный контроль

- предоставление и изъятие земель.

 

 

Сначала необходимо выяснить 3 момента:

1) цель государственного управления в области использования и охраны земель

2) требования, предъявляемые к государственному управлению в области использования и охраны земель

3) юридические основания данной проблемы

Цель государственного управления в области использования и охраны земель Цель обусловлена двумя факторами:

1) местом управления среди других правовых институтов земельного права По своему характеру гос. управление играет служебную роль по отношению к праву собственности и праву землепользования. Потому что государство, предоставляя земельные участки, изымая их» осуществляя гос. земельный контроль, реализует тем самым свои правомочия собственника => управление - это средство реализации государством своих правомочий.

2) задачами земельного законодательства

Требования, предъявляемые к государственному управлению

в области использования и охраны земель Требования определяются двумя факторами:

1) целью управления

2) характером объекта управленческих отношений (т.е. характером земли как эколого-экономической категории). Управление призвано обеспечить разумное сочетание экономических и экологических факторов (интересов).

Юридические основания данной проблемы

1) право государственной собственности на землю. В советский период земля находилась исключительно в гос. собственности.

2) право политического верховенства: государство действует как политический суверен, реализуя властные полномочия на территории всей страны.

В советское время эти основания находились на одном уровне, выполнялись государством одинаково. В настоящее время государство остаётся крупным собственником, т.е. значение первого основания несколько снизилось, значение второго -осталось прежним.

Гос. управление осуществляется в отношении земли в её триединстве; земли как главного природного ресурса; земли, выступающей основой жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории => управление должно быть гибким, оперативным, соответствовать потребностям современного времени (условиям рынка и рыночной экономики).

Гос. управление характеризуется динамизмом. Динамизм проявляется в том, что гос. управление не является раз и навсегда созданной, застывшей, аморфной категорией, оно претерпевает различные изменения в зависимости от тех преобразований, которые происходят в обществе, экономике и земельных отношениях. Происходящие преобразования влекут изменения в системе управления, меняются задачи и функции органов.

Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. «О структуре исполнительных органов государственной власти»:

· Государственный комитет по земельной политике был упразднён, а его функции частично переданы Министерству имущественных отношений, а другая, большая часть функций передана Федеральной государственной службе земельного кадастра

· Государственный комитет по охране окружающей природной среды был упразднён, а его функции переданы Министерству природных ресурсов.

Государственное управление в области использования и охраны земель - это исполнительно-распорядительная государственная деятельность гос. органов, направленная на реализацию принадлежащих государству правомочий собственника и носителя политической власти на всей территории, направленная на рациональное использование и охрану земель.

Гос. управление тесно связано с принципами земельного законодательства (органы осуществляют их реализацию через принимаемые ими решения).

Гос. управление в области использования и охраны земель связано с управлением иными сферами экономики страны. Например: с гос. управлением сельским хозяйством, агропромышленным комплексом (там земля используется как главное средство производства). Такое управление сельским хозяйством осуществляет Министерство сельского хозяйства. Гос. управление в области использования и охраны земель связано с управлением другими природными ресурсами (недро-, водо-, лесопользованием).

Гос. управление в области использования и охраны земель, с одной стороны, характеризуется единством, с другой - дифференциацией. Единство обусловлено:

1) единством самого земельного фонда РФ (ст.7 ЗК РФ)

2) единством принципов земельного законодательства как ориентиром в правовом регулировании земельных отношений

3) единством задач земельного законодательства

4) единством свойств земли

Дифференциация обусловлена делением единого гос-венного земельного фонда РФ на составные части (категории). Каждая категория имеет свою специфику управленческой деятельности.