Принципы земельного права, земельного законодательства
Метод правового регулирования земельных отношений
Метод правового регулирования земельных отношений - это особый способ воздействия на субъектов (участников) земельных отношений нормами земельного, экологического, гражданского права. Речь идёт о правовом воздействии.
Проблема эта спорная, дискуссионная. Преобладает мнение учёных, согласно которому существуют 2 основных метода:
1) императивный (административно-правовой) с присущими ему приёмами воздействия на участников земельных отношений, такими как предписание, запрет;
2) диспозитивный (гражданско-правовой) с присущими ему приёмами воздействия на участников земельных отношений, такими как дозволение, согласование, разрешение.
В регулировании земельных отношений применяются оба названных метода. Однако на протяжении развития земельного права их соотношение менялось.
• В советский период, когда господствовала административно-командная система, значительно преобладал императивный метод, действовала система предписаний и запретов. Вся земля находилась исключительно в гос. собственности. Всякие сделки с землёй решительным образом пресекались (вплоть до уголовной ответственности).
• С переходом России на рыночную экономику, рыночные отношения на первое место выдвигается диспозитивный метод. Это обусловлено включением земли в рыночный оборот, законодательным закреплением земли как объекта купли-продажи, как недвижимого имущества; многих форм собственности, права частной собственности на землю; предоставлением самостоятельности землепользователям (вытекающей из ст.36 Конституции РФ); разработана правовая защита. Однако в рыночных условиях императивный метод тоже имеет применение. Это объясняется особой социальной значимостью земельных отношений, необходимостью соблюдения порядка использования и охраны земель.
В рыночных условиях изменилось и сочетание приёмов воздействия на субъектов земельных отношений:
· институт права землепользования: дозволение, согласование
· институт управления земельными ресурсами: предписание
· институт ответственности: запреты, применяемые к охраняемым отношениям.
Сочетание различных приёмов воздействия на субъектов земельных отношений позволяет сделать вывод о самостоятельности земельных отношений.
Принципы земельного права, земельного законодательства - это руководящие идеи, основные положения, начала, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование земельных отношений.
Принципы эти создаются учёными-аграрниками в научных трудах.
Нормы, воплощающие принципы в актах, - это нормы-принципы.
Принципы - это ориентиры в правовом регулировании земельных отношений. В этой роли они применяются двояко: 1) в правотворческой деятельности и 2) в правоприменительной деятельности.
Подходы:
1) законодатель в документе выделяет статью, где даёт перечень будущих принципов. Например: ст.2 закона о с/х кооперативах, закон об арендных отношениях, ст.2 закона Свердловской области, ст.1 ЗК РФ 2001 г.
2) законодатель конкретной статьи с перечислением принципов не выделяет. Принципы рассредоточены по всему документу. Например, ЗК РСФСР 1991 г. в ред. 1993 г.
Принципы земельного права (содержатся в ст.1 ЗК РФ 2001 г.):
1) принцип планового и строго целевого использования земель.
Существует генеральный план муниципального образования г. Екатеринбурга, в котором все земельные участки расписаны на настоящее время и распланировано их использование на будущее. Земли с/х использования распланированы внутрихозяйственным планом. Земли должны использоваться исключительно по тому назначению, для которого они предназначены (в противном случае земли могут быть изъяты).
2) принцип устойчивости (стабильности) землепользования.
В нём особенно заинтересованы субъекты на землях с/х назначения (т.к. им приходится делать долгосрочные вложения в землю и они должны быть уверены в своих правах на неё). Когда земля получена на титуле собственности, имеет место бессрочное пользование. Однако даже частная собственность на землю не может быть безграничной и вседозволенной, земельные участки могут быть изъяты в особых случаях по основаниям, указанным в ЗК РФ.
3) принцип хозяйственной самостоятельности.
Решение Пленума ЦК КПСС от марта 1965 г.
Землепользователь свободен в осуществлении своей внутрихозяйственной деятельности.
4) принцип равноправного развития различных форм хозяйствования на земле. В советское время было 2 формы хозяйствования на земле: колхозы и совхозы. Насчитывалось 26.620 колхозов и 25.620 совхозов. Занято было 12 млн. колхозников и 11,8 млн. человек в совхозах. Колхозы - это крупные с/х объединения, насчитывавшие каждый 10 - 12 тыс. работников. Колхозами и совхозами производилось 80% всей валовой продукции. Потом вышел Указ Президента РФ от 27.12.91 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», содержащий предписание реорганизовать колхозы и совхозы в другие формы хозяйствования. В Свердловской области сейчас насчитывается около 50 колхозов. На базе бывших колхозов и совхозов сейчас открыты с/х кооперативы, акционерные общества, хозяйственные товарищества, крестьянские (фермерские) хозяйства (их сейчас насчитывается 270 - 280 тыс.) и иные. 5) принцип платности земли. Является новым, впервые закреплён в ЗК РФ 2001 г.
Принципы земельного законодательства:
1) учёт значения земли как основы жизни и деятельности человека => при
регулировании отношений по использованию и охране земли учитывается её триединая роль.
2) принцип охраны жизни и здоровья человека. При осуществлении деятельности по использованию земли должны приниматься только такие решения, которые обеспечат безопасность и сохранение жизни людей.
3) принцип участия граждан и общественных объединений в принятии решений, затрагивающих их права на землю
4) принцип деления земель по их целевому назначению на соответствующие категории
5) принцип разграничения гос. собственности на землю на:
· собственность РФ
· собственность субъектов в составе РФ
· собственность муниципальных образований.
6) принцип сочетания общественных интересов и интересов граждан. В целом регулирование земельных отношений осуществляется с учётом общественных интересов, но при этом должны быть обеспечены гарантии каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение своим земельным участком (это вытекает из ст.36 Конституции РФ).
Все принципы взаимосвязаны. Нормы-принципы проводятся в жизнь органами государства.