Принципы земельного права, земельного законодательства

Метод правового регулирования земельных отношений

 

Метод правового регулирования земельных отношений - это особый способ воздействия на субъектов (участников) земельных отношений нормами земельного, экологического, гражданского права. Речь идёт о правовом воздействии.

Проблема эта спорная, дискуссионная. Преобладает мнение учёных, согласно которому существуют 2 основных метода:

1) императивный (административно-правовой) с присущими ему приёмами воздействия на участников земельных отношений, такими как предписание, запрет;

2) диспозитивный (гражданско-правовой) с присущими ему приёмами воздействия на участников земельных отношений, такими как дозволение, согласование, разрешение.

В регулировании земельных отношений применяются оба названных метода. Однако на протяжении развития земельного права их соотношение менялось.

• В советский период, когда господствовала административно-командная система, значительно преобладал императивный метод, действовала система предписаний и запретов. Вся земля находилась исключительно в гос. собственности. Всякие сделки с землёй решительным образом пресекались (вплоть до уголовной ответственности).

• С переходом России на рыночную экономику, рыночные отношения на первое место выдвигается диспозитивный метод. Это обусловлено включением земли в рыночный оборот, законодательным закреплением земли как объекта купли-продажи, как недвижимого имущества; многих форм собственности, права частной собственности на землю; предоставлением самостоятельности землепользователям (вытекающей из ст.36 Конституции РФ); разработана правовая защита. Однако в рыночных условиях императивный метод тоже имеет применение. Это объясняется особой социальной значимостью земельных отношений, необходимостью соблюдения порядка использования и охраны земель.

В рыночных условиях изменилось и сочетание приёмов воздействия на субъектов земельных отношений:

· институт права землепользования: дозволение, согласование

· институт управления земельными ресурсами: предписание

· институт ответственности: запреты, применяемые к охраняемым отношениям.

Сочетание различных приёмов воздействия на субъектов земельных отношений позволяет сделать вывод о самостоятельности земельных отношений.

 

 

Принципы земельного права, земельного законодательства - это руководящие идеи, основные положения, начала, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование земельных отношений.

Принципы эти создаются учёными-аграрниками в научных трудах.

Нормы, воплощающие принципы в актах, - это нормы-принципы.

Принципы - это ориентиры в правовом регулировании земельных отношений. В этой роли они применяются двояко: 1) в правотворческой деятельности и 2) в правоприменительной деятельности.

Подходы:

1) законодатель в документе выделяет статью, где даёт перечень будущих принципов. Например: ст.2 закона о с/х кооперативах, закон об арендных отношениях, ст.2 закона Свердловской области, ст.1 ЗК РФ 2001 г.

2) законодатель конкретной статьи с перечислением принципов не выделяет. Принципы рассредоточены по всему документу. Например, ЗК РСФСР 1991 г. в ред. 1993 г.

Принципы земельного права (содержатся в ст.1 ЗК РФ 2001 г.):

1) принцип планового и строго целевого использования земель.

Существует генеральный план муниципального образования г. Екатеринбурга, в котором все земельные участки расписаны на настоящее время и распланировано их использование на будущее. Земли с/х использования распланированы внутрихозяйственным планом. Земли должны использоваться исключительно по тому назначению, для которого они предназначены (в противном случае земли могут быть изъяты).

2) принцип устойчивости (стабильности) землепользования.

В нём особенно заинтересованы субъекты на землях с/х назначения (т.к. им приходится делать долгосрочные вложения в землю и они должны быть уверены в своих правах на неё). Когда земля получена на титуле собственности, имеет место бессрочное пользование. Однако даже частная собственность на землю не может быть безграничной и вседозволенной, земельные участки могут быть изъяты в особых случаях по основаниям, указанным в ЗК РФ.

3) принцип хозяйственной самостоятельности.

Решение Пленума ЦК КПСС от марта 1965 г.

Землепользователь свободен в осуществлении своей внутрихозяйственной деятельности.

4) принцип равноправного развития различных форм хозяйствования на земле. В советское время было 2 формы хозяйствования на земле: колхозы и совхозы. Насчитывалось 26.620 колхозов и 25.620 совхозов. Занято было 12 млн. колхозников и 11,8 млн. человек в совхозах. Колхозы - это крупные с/х объединения, насчитывавшие каждый 10 - 12 тыс. работников. Колхозами и совхозами производилось 80% всей валовой продукции. Потом вышел Указ Президента РФ от 27.12.91 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», содержащий предписание реорганизовать колхозы и совхозы в другие формы хозяйствования. В Свердловской области сейчас насчитывается около 50 колхозов. На базе бывших колхозов и совхозов сейчас открыты с/х кооперативы, акционерные общества, хозяйственные товарищества, крестьянские (фермерские) хозяйства (их сейчас насчитывается 270 - 280 тыс.) и иные. 5) принцип платности земли. Является новым, впервые закреплён в ЗК РФ 2001 г.

 

Принципы земельного законодательства:

1) учёт значения земли как основы жизни и деятельности человека => при

регулировании отношений по использованию и охране земли учитывается её триединая роль.

2) принцип охраны жизни и здоровья человека. При осуществлении деятельности по использованию земли должны приниматься только такие решения, которые обеспечат безопасность и сохранение жизни людей.

3) принцип участия граждан и общественных объединений в принятии решений, затрагивающих их права на землю

4) принцип деления земель по их целевому назначению на соответствующие категории

5) принцип разграничения гос. собственности на землю на:

· собственность РФ

· собственность субъектов в составе РФ

· собственность муниципальных образований.

6) принцип сочетания общественных интересов и интересов граждан. В целом регулирование земельных отношений осуществляется с учётом общественных интересов, но при этом должны быть обеспечены гарантии каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение своим земельным участком (это вытекает из ст.36 Конституции РФ).

Все принципы взаимосвязаны. Нормы-принципы проводятся в жизнь органами государства.