Международные отношения во второй половине 40-х – 60-е годы. Начало и ход « холодной войны». Формирование биполярной системы в международных отношениях.
ЛЕКЦИЯ 9
Структурные изменения в международных отношениях.Когда 25 апреля 1945 г. у Торгах на Эльбе советские и американские солдаты подали друг другу руки, у измученного войной мира появилась надежда на то, что наступает новая эпоха примирения и безопасности. Встреча на Эльбе воспринималась как символ победы союзников над национал-социализмом.
В ней видели момент зарождения будущей совместной политики союзников, способной обеспечить стабильность и демократию в мире. Однако конфликты, существовавшие в антигитлеровской коалиции, в частности по вопросу о послевоенной политики в отношении Германии и Японии, проявились уже в 1943 г. при обсуждении вопросов послевоенного мирного устройства. США стремились к созданию либерального мирового порядка, в рамках которого им как бесспорно сильнейшей в экономическом отношении державе принадлежало бы и политическое лидерство. СССР, напротив, настаивал на принципе обеспечения стабильного мира посредством раздела сфер влияния между двумя сверхдержавами.
В основу американских представлений о либеральном « едином мире», живущем в атмосфере безопасности и свободы, были положены принципы Атлантической Хартии ( 1941), сформулированные президентом США Франклином Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем. США выступали против политики насилия, настаивали на осуществлении права наций на самоопределение, за международное разоружение, свободу торговли и международное сотрудничество во всех областях. Эту модель « единого мира» должны были принять все народы, и таким образом новое согласие в мировой политике было бы достигнуто. « В целях поддержания и беспечения мира» союзники по антигитлеровской коалиции основали Организацию Объединенных наций ( ООН).
При обсуждении проблем послевоенного устройства мира, когда американской модели « единого мира» были противопоставлены советские идеи о разделе сфер влияния, обнаружились противоречия в оценке двумя державами складывавшейся в мире ситуации. В апреле 1945 г. Сталин заявил: « Эта война не похожа на прежние; кто займет какую-то территорию, тот и придаст ей соответствующую общественную систему, причем в тех пределах, куда дошла его армия. Иначе и быть не может». СССР, согласно своему пониманию безопасности, уже с 1943 г. готовился упрочить свое влияние в Восточной Европе, намереваясь после окончания войны создать на своей западной границе систему государств просоветской ориентации. Первый из конфликтов, которыми сопровождался переход от сотрудничества к конфронтации, возник из-за сталинской политики в отношении Польши. Установление в стране власти просоветского Люблинского комитета и отстранение буржуазного эмигрантского правительства в Лондоне означало поворот к холодной войне. Следующим шагом конфронтации стал германский вопрос. Раздел Германии был символом разделения Европы и мира на два противостоящих лагеря.
Важнейшим фактором мировой политики в послевоенном мире стало изобретение и применение США ядерной бомбы. Америка преследовала цель закрепить за собой монопольное обладание атомным оружием ( так наз. «план Баруха», внесенный США в Комиссию ООН по атомной энергии в июне 1946 г.). Но уже в 1947 г. атомный « секрет» был раскрыт советским ученым во главе с академиком И.В. Курчатовым, а в августе 1949 г. в СССР был осуществлен первый экспериментальный взрыв атомной бомбы. И США и СССР обрели новые рычаги воздействия на мировую политику. Их превращение в сверхдержавы ( с точки зрения военной техники) связано с созданием водородной бомбы ( 1952 г. в США, 1953 г. в СССР) и последующих, все более совершенных систем вооружения. Обладателями ядерного оружия стали и три других государства из числа победителей- Великобритания, Франция и Китай. Однако они не смогли достичь уровня сверхдержав. Их позиции в мире, не подкрепленные после второй мировой войны собственной силовой мощью, строились на чисто политической основе.
Истоки и сущность холодной войны.В июле-октябре 1946 г. в Париже прошла мирная конференция на которой были выработаны условия мирных договоров с союзниками Германии. 10 февраля 1947 г. были подписаны мирные договоры с Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией, которые вынуждены были смириться с утратой территорий и платить репарации. Италия потеряла свои колонии, отдала Югославии часть Хорватии, Триест оставался под контролем англо-американских военных властей ( до 1954 г.). Греция получила от Италии Южные Спорады. СССР получил от Финляндии Восточную Карелию, от Румынии - Буковину и Бессарабию. Румыния вернула себе Трансильванию. Болгария отказалась от притязаний на Македонию и получила Южную Добруджу. В Западной Европе было восстановлено большинство довоенных границ. Кроме того, в этих странах предусматривалось установление демократических режимов, наказание военных преступников, ограничение армий.
Казалось, что появилась реальная возможность создать новую систему международных отношений. Однако на самом деле их развитие стало определять противостояние сверхдержав- США и СССР. В мире произошел переход от многополюсности к биполярности ( или двухполюсности); этот переход к « господству двух блоков» происходил в рамках жесткой конфронтации, получившей название « холодной войны». Противостояние приобретало дополнительную остроту вследствие существования двух принципиально отличных общественных систем, каждая из которых считала свою идеологию и жизненные ценности единственно правильным. Обе страны стремились максимально расширить сферу своего влияния и хотели распространить на весь мир свою модель общества. « Холодная война» - это идеологическое, экономическое и политическое противоборство сверхдержав, не без использования военной силы. Историки называют разные точки отсчета начала « холодной войны»: парад Победы в Москве в июне 1945 г., атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, речь Черчилля в Фултоне ( США) в марте 1946 г. Именно там он заявил: « От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике опустился над Европейским континентом железный занавес». « Железнодорожный занавес отделил свободный мир Запада от коммунистической империи. Черчилль обвинил СССР в желании воспользоваться « плодами войны и получить возможность неограниченного распространения своего могущества и своей доктрины» и призвал к созданию ассоциации, которая включала бы Британскую империю и США, объединенных военно-политическим союзом, ставившим целью противостояние экспансии СССР и его попыткам веровать новых союзников. В речи Черчилля содержались основные идеологические постулаты, которые Запад использовал для оправдания холодной войны. Но как бы то ни было, вполне очевидно, что ответственность за возникновение « холодной войны» в равной степени несут США и СССР.
Блоковая политика великих держав. « Холодная война» привела к появлению блоковой политики. Блоковая политика – это создание сверхдержавами различных коалиций, в т.ч. и военных, для расширения своего лагеря. В итоге послевоенный мир приобрел биполярный характер, т.к. странам мира приходилось ориентироваться на одну из сверхдержав.
Первым объектом блоковой политики стала Европа. США взяли курс на ограничение распространения коммунистической идеологии в странах Европы и поддержки Советским Союзом коммунистических движений.
Новая политика выражалась в экономической, финансовой и военной помощи некоммунистическим, в том числе антидемократическим режимом. Новую внешнеполитическую доктрину США изложил президент Гарри Трумэн в выступлении 12 марта 1947 г. в американском конгрессе. Она получила название доктрины Трумэна. У ее истоков стоял Д.Кеннан, тогда советник американского посольства в Москве. Кеннан писал в меморандуме государственному департаменту, Союз « фактически придерживался той точки зрения, что с Соединенными Штатами не может быть постоянного модус-вивенди ( взаимных отношений - авт.), что желательно и необходимо разрушить внутреннюю гармонию нашего общества, уничтожить наш традиционный образ жизни и подорвать международный авторитет США- без этого не может быть безопасности Советской державы». Доктрина « сдерживания», предложенная Д. Кеннаном, стала основой внешней политики администрации Трумэна.
Составной частью нового внешнеполитического курса была программа экономического возрождения разрушенной войной Европы. Ее разработал государственный секретарь США Маршалл. Названный его именем план был одобрен на Международной конференции в Париже в июле-сентябре 1947 г. СССР в конференции не участвовал, поскольку ни он сам, ни страны, входившие в сферу его влияния, плана не приняли.
План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948 г., когда конгресс США принял « закон об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла составила около 12,4 млрд. долларов. Главная цель этой помощи заключалась в том, чтобы не допустить к власти коммунистов на волне послевоенных трудностей.
На фоне обострявшихся противоречий между двумя сверхдержавами- США и СССР – началось все более тесное сплочение западноевропейских государств. 17 марта 1948 г. в Брюсселе Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург заключили на 50 лет пакт, предусматривавший сотрудничество в экономической, социальной, культурной и военной областях. Создание Организации европейского экономического сотрудничества ( ОЕЭС, 16.04.1948) усилило экономическую интеграцию западноевропейских стран и подключило к этому процессу западные оккупационные зоны Германии. Главной задачей этой организации, куда кроме западных оккупационных зон вошли Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Швейцария и Швеция, было распределение средств, выделяемых по Программе восстановления Европы ( план Маршалла). СССР с настороженностью следил за экономическим, политическим и военным сближением западных стран. В 1948 г. он отреагировал на это заключением договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Румынией, Венгрией и Болгарией. Кроме того, 6 апреля 1948 г. СССР заключил договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Финляндией, который предусматривал нейтралитет Финляндии в случае конфликта между Востоком и Западом.
Чуть ранее, в ноябре 1947 г. коммунистические и рабочие партии Болгарии, Венгрии, Италии, Польши, Румынии, СССР, Франции, Чехословакии и Югославии создали Информационное бюро ( Коминформ). Местом его пребывания стал Белград.
Коминформ ставил своей задачей распространение пропагандистских материалов, призванных способствовать солидарности международного коммунистического движения. Новая международная коммунистическая организация в определенной степени наследовала традиции Коминтерна, созданного в 1919 г. и распущенного в период мировой войны( 1943 г).
Вопреки договоренности союзников рассматривать все четыре оккупационные зоны Германии как единое экономическое пространство, на западе и востоке страны были проведены сепаратные денежные реформы.
В трех западных оккупационных зонах взамен почти полностью обесценившейся рейхсмарки 21 июня 1948 г. была введена новая единица- западногерманская марка. Это мероприятие в скором времени стабилизировали западногерманскую экономику.
В ответ на этот шаг 23 июня СССР провел в своей зоне денежную реформу. 24 июня советские войска перекрыли все наземные и речные пути в город. Поскольку США рассматривали Берлин как фактор сдерживания советского влияния в Европе. Эти действия стали началом раскола Германии, а завершились они в августе-сентябре 1949 г. созданием Федеративной Республики Германии.
В апреле 1949 г. в США 12 стран – Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Франция – создали военно-политический союз, получивший название Организация Североатлантического договора, ставивший своей задачей защиту демократических свобод и противодействие коммунистической экспансии. Договор, содержание которого обсуждалось с 6 июля 1948 г., был заключен на 20 лет и предусматривал следующие обязательства стран- участниц: взаимная помощь в случае нападения на одну из стран- участниц; поставки американского оружия государствам-членам НАТО; создание Совета НАТО и Комитета военного планирования.
СССР в ответ на действия США в 1946-1948 гг. привел к власти в странах Центральной и Юго-Восточной Европы ( ЦЮВЕ) коммунистические режимы, а в октябре 1949 г. создал в своей зоне оккупации Германскую Демократическую республику. В январе 1949 г. СССР и страны ЦЮВЕ ( кроме Югославии) создали свой экономический союз-Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В мае 1955 г., в ответ на создание НАТО и принятие в него ФРГ, страны СЭВ создали свой военно-политический блок- Организацию Варшавского договора. Договор предусматривал оказание странами- участницами взаимной помощи в случае нападения на одну из них, взаимные консультации в кризисных обстоятельствах и создание Объединенного командования вооруженными силами.
Блоковая политика затронула и Азию. Здесь СССР в 1948-1949 гг. расширил сферу своего влияния за счет КНДР и КНР, где к власти пришли коммунисты. США в ответ превратили Японию в свою опорную базу на Дальнем Востоке и вместе с Великобританией создали несколько военно-политических оков вдоль советской сферы влияния в Азии : в 1954 г. Организацию договора Юго-Восточной Азии ( СЕАТО) в составе Австрии, Великобритании, Новой Зеландии, Пакистана, США, Таиланда, Филиппин и Франции; в 1955 г.- Багдадский пакт в составе Ирака, Турции, Великобритании, Ирана и Пакистана ( позже -блок СЕНТО).
Вооруженные конфликты в 50-60-е годы.Своего пика борьба сверхдержав за сферывлияния достигла во время корейской войны 1950-1953 гг. В 1948 г. на юге Кореи была провозглашена Корейская республика во главе с президентом Ли Сын Манном. На Севере коммунисты ответили 9 сентября провозглашением Кфейской Народно-Демократической Республики во главе с Ким Ир Сеном. Однако оба правительства претендовали на управление всей территорией Кореи. Согласно союзническому договору Корея была разделена: промышленный Север заняли советские, а аграрный Юг- американские войска. Исходя из договоренности о восстановлении единства Кореи, на Юге были проведены выборы в национальное собрание ( на Севере выборы не состоялись). ООН признала правомочность южнокорейского правительства.
В июне 1950 г. КНДР напала на Республику Корея и через неделю захватила 90 % ее территории. ООН признала КНДР агрессором и направила в Корею войска 15 государств. Командование войсками ООН, основу которых составляли силы США, осуществлял американский генерал Дуглас Макартур. Американцы нанесли мощный контрудар и заняли почти всю территорию КНДР. СССР помог КНДР военной техникой, а Китай направил в Корею около 5 млн. солдат. Летом 1951 г. армия США была отброшена к 38-й параллели. Генерал Макартур предложил нанести по Китаю ядерный удар, но президент Трумэн на такой шаг не решился. После этого военные действия приобрели позиционный характер. Корейская война закончилась перемирием в Паньмыньчжоне 27 июля 1953 г., по которому граница между двумя корейскими государствами прошла по 38-й параллели.
В 60-е годы возник острый локальный конфликт во Вьетнаме. В 1954 г. закончилась колониальная война с Францией, длившаяся с 1945 г. Перемирие, подписанное 17 июля 1954 г., разделило территорию Вьетнама на две части, граница между ними проходила по 17-й параллели. На территории бывшего Французского Индокитая образовались четыре самостоятельных государства: Северный и Южный Вьетнам, Камбоджа и Лаос. В Северном Вьетнаме была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам во главе с Хо Ши Минном. В южном Вьетнаме после свержения императора Бао-Дая в октябре 1955 г. провозглашена Вьетнамская Республика с проамериканским режимом Нго Динь Зьема.
В 1961 г. коммунисты Южного Вьетнама подняли восстание и при помощи сил Демократической Республики Вьетнам поставили режим Нго Динь Зьема в критическое положение. США в 1962 г. направили в Южный Вьетнам оружие и военных советников, а в 1964 г. президент Л.Джонсон ввел в Южный Вьетнам войска и начал массированные бомбардировки ДРВ. В ответ СССР и КНР оказали ДРВ большую военную помощь. Война приняла затяжной характер, так как американцам никак не удавалось подавить партизанское движение в Южном Вьетнаме. С целью прекратить снабжение партизан из ДРВ США перенесли боевые действия на территорию Лаоса и Камбоджи. Но этот шаг успеха не имел.
В январе 1973 г. представители США, ДРВ, Вьетнамской республики ( Южный Вьетнам) и Временного революционного правительства Южного Вьетнама подписали соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Это положило конец американскому вмешательству во Вьетнаме, однако еще не означало окончания войны.
После французов, которым пришлось уйти из Индокитая, американцы на собственном опыте убедились, что войну в джунглях против хорошо обученного противника нельзя выиграть даже с использованием новейших образцов обычных вооружений.
Военное вмешательство США, начавшееся еще при президенте Джоне Кеннеди и продолжавшееся при президенте Линдоне Джонсоне и Ричарде Никсоне, ввергло страну в глубокий кризис. Америка потеряла 58000 солдат. Военные неудачи, а также растущее антивоенное движение в США в конце концов привели к мирным переговорам. Еще весной 1972 г. США попытались массированными ударами авиации добиться перелома в войне. Но ни бомбардировки северовьетнамской столицы Хоноя и важного портового города Хайфона, ни минирование портов не смогли сдержать натиска северовьетнамской армии.
Главные участники переговоров за достижение соглашения о прекращении войны- советник президента США Генри Киссинджер и представитель правительства ДРВ Ле Дык Тхо- получили Нобелевскую премию мира.
Война во Вьетнаме окончательно окончилась в апреле 1974 г. безоговорочной капитуляцией Южного Вьетнама. Страна была воссоединена.
После окончания второй мировой войны возник целый ряд конфликтов на Ближнем Востоке. В 1947 г. ООН приняла решение о создании на территории Палестины арабского и европейского государств. В этот же день начались вооруженные столкновения между арабами и евреями, переросшие в мае 1948 г. в войну.
Провозглашенное 14 мая 1948 г. государство Израиль соседние арабские страны не признали и попытались его уничтожить. В ходе первой арабо-израильской войны Израиль одержал победу и захватил часть той территории, на которой по решению ООН должно было быть создано арабское государство. Этот конфликт вызвал массовое бегство палестинских арабов с захваченных Израилем земель.
В 1956 г. разразился Суэцкий кризис. Израиль, Франция и Великобритания вступили в вооруженный конфликт с Египтом, после того как президент Египта Гамаль Абдель Насер объявил о национализации Суэцкого канала. В Лондоне собрались представители 22 стран, чтобы выработать свои предложения Египту. В итоговом документе встречи говорилось о признании международного статуса канала и о коллегиальном управлении каналом всеми странами, которые им пользуются. Но Насер отверг этот план.
На заседании Совета Безопасности ООН СССР и США осудили действия Франции и Великобритании: США не захотели портить отношения с арабскими странами, а СССР даже пригрозил направить в Египет свои войска. Агрессия завершилась полным провалом.
В 1957 г. президент США Дуайт Эйзенхауэр обнародовал программное заявление, гарантировавшее государствам Ближнего Востока военную помощь США против коммунизма. « Поддержание независимости и целостности стран Ближнего Востока во имя наших жизненно важных национальных интересов и во имя мира во всем мире»- таков был его смысл. Эти страны могла рассчитывать на экономическую и военную помощь США, вплоть до прибытия американских войск.
Суэцкий кризис обострил холодную войну. Боязнь растущего влияния СССР сделала Ближний Восток центром внимания американской внешней политики. США хотели превратить его в сферу своего влияния. Госсекретарь США Джон Фостер Даллес стремился проводить эту политику с помощью военно-политических пактов, направленных против СССР, и стратегии « массированного возмездия» ( см.ниже) предполагавшей возможность нанесения ядерного удара.
В 1967 г. Гамаль Абдель Насер призвал арабские страны уничтожить Израиль. В ответ в июне 1967 г. Израиль начал вторую арабо-израильскую войну. Эта война вошла в историю как шестидневная война. Израильские войска под командованием министра обороны Моше Даяна ( бывшего офицера Советской Армии) молниеносным ударом на трех фронтах с 5 по 11 июня 1967 г. разгромила египетские, сирийские и норданские войска. Израиль захватил Синайский полуостров у Египта, Голанские высоты у Сирии и Западный берег реки Иордан и восточную часть Иерусалима у Нордании. Арабские государства ответили нефтяным бойкотом США и Великобритании и закрытием Суэцкого канала. СССР объявил о разрыве дипломатических отношений с Израилем.
И, наконец, в октябре 1973 г., в один из самых больших еврейских праздников- Йом Киппур- Египет и Сирия внезапно напали на Израиль. Со времени Шестидневной войны Израиль получал вооружение от США, Египет и Сирия сформировали свои вооруженные силы с помощью СССР.
В этой третьей по счету арабо-израильской войне Египту и Сирии удалось достичь некоторого успеха, но затем были разбиты. И только вмешательство ООН спасло их от оккупации.
Итогом « холодной войны» и в условиях роста напряженности в отношениях между Востоком и Западом стало выдвижение госсекретарем США Джоном Фостером Даллесом доктрины « массированного возмездия» ( 1954 г). Это означало возможность применения ядерного оружия в ответ на агрессию или угрозу агрессии в отношении государств НАТО. Учитывая растущий военный потенциал СССР, реализация стратегии « массированного возмездия» была чревата новой мировой войной.
Изменения в системе международных отношений. Политика мирного сосуществования.Со второй половины 50-х годов противостояния сверхдержав начало постепенно смягчаться. Первый шаг в этом направлении сделало руководство СССР, заявив о переходе к политике « мирного сосуществования» с Западом. Эта политика не означала отказа СССР от соперничества с США, но предполагала, что это соперничество будет идти не в военно-политической сфере, а в области идеологии и экономики. Такой поворот в позиции СССР был обусловлен тем, что ускорился распад колониальной системы и многие освободившиеся страны установили дружеские отношения с СССР. Таким образом, СССР мог ослабить усилия, направленные на противостояние с США, так как баланс сил менялся в пользу СССР. США также вынуждены были перейти к политике « мирного сосуществования», особенно под влиянием успехов СССР в создании ракет, что сделало США уязвимыми для ядерного удара.
Переход к политике « мирного сосуществования» был ускорен двумя остейшими кризисами, которые поставили мир на грань ядерной войны: Берлинским ( 1961 г)., и Карибским ( 1962 г).
Берлинский кризис возник в августе 1961 г., когда власти ГДР построили стену между Западным и Восточным Берлином, а также между тремя Западными секторами Германии и ГДР, известие об этой акции поставило западный мир врасплох. Лишь через четыре дня после начала строительства стены Западные державы выразили протест советскому правительству, нарушившему Потсдамские соглашения по Берлину 1945 г. США подвели к стене танки и собирались ее разрушить. СССР также подвел к стене войска, собираясь дать отпор. В итоге США отвели танки от Берлинской стены, тем самым ликвидировав кризис. Но эта акция ГДР резко усилила противостояние между Западом и Востоком. Стена стала символом раскола мира на два лагеря.
Карибский кризис разгорелся в октябре- ноябре 1962 г. В связи с тайным размещением на Кубе советских ядерных ракет по просьбе кубинского лидера Фиделя Кастро. Президент Кеннеди объявил морскую блокаду Кубы. Вооруженные силы СССР и США были на грани столкновения. После серии бурных протестов СССР уступил американскому нажиму. 25 октября председатель Совета министров СССР Н.С. Хрущев сообщил президенту Кеннеди о согласии демонтировать ракеты под контролем ООН при отказе США от попыток вторжения на Кубу. 27 октября Хрущев направил Кеннеди второе послание, в котором потребовал вывести американские ракеты из Турции. Приняв первое условие, США поначалу проигнорировали второе. 28 октября Хрущев без консультаций с кубинским руководством отдал распоряжение о демонтаже советских ракет. Опасность возникновения большой войны из-за Карибского кризиса была устранена.
Берлинский и Карибский кризисы заставили руководство СССР и США более осторожно действовать на международной арене. В 1963 г. СССР, США и Великобритания подписали договор о запрете ядерных испытаний в трех сферах: в космосе, в атмосфере и под водой. В 1968 г. эти три страны и ряд других государств ( более ста) подписали договор о нераспространении ядерного оружия. По его условиям ядерные державы обязались не передавать ядерное оружие другим странам, а неядерные государства обещали не разрабатывать этот вид оружия. Однако Франция и Китай до середины 90-х годов этот договор не подписывали, так как позже других стран изобрели ядерное оружие и хотели его модернизировать. Подписание этих двух договоров позволило резко сократить ущерб, наносимый окружающей среде, и снизило вероятность распространения ядерного оружия по планете.
В 60-е годы произошло ослабление биполярной структуры мира. Это проявилось в создании Движения неприсоединения. Начало ему было положено на конференции в Бандунге ( Индонезия), где в апреле 1955 г. собрались представители из 23 азиатских и 6 африканских государств, объявивших о своем нейтралитете или не присоединившихся ни к каким блокам. Участники конференции высказались за мир во всем мире, за диалог между военно-политическими блоками, за запрещение и уничтожение ядерного оружия и всеобщее разоружение.
Конференция впервые выдвинула концепцию единой политики государств «третьего мира», которая вытекала из общего колониального прошлого этих стран и порожденных им экономических, социальных и политических проблем. В 1961 г. на конференции в Белграде Движение неприсоединения было оформлено юридически. По решению конференции неприсоединившимися считались государства, которые проводили политику мирного сосуществования, не входили ни в один из военных блоков и поддерживали стремление угнетенных народов к своде.
К этому движению постепенно присоединились абсолютное большинство стран Азии, Африки и Латинской Америке. Появление Движения неприсоединения и его популярность свидетельствовали о том, что многие страны не хотели быть игрушкой в руках сверхдержав и стремились играть самостоятельную роль в мировой политике.
В 60-е годы обостряются противоречия и внутри самих военно-политических блоков. В 1966 г. Франция вышла из военной организации НАТО и начала проводить самостоятельную политику. В советском блоке, в свою очередь, резко ухудшились отношения между СССР и КНР, которые из союзников превратились во врагов. Китай поддержала Албания, которая в 1961 г. вышла из СЭВ, а в 1968 г. – из ОВД. После подавления « пражской весны» в 1968 г. руководство СССР разработало в отношении своих союзников по ОВД так называемую « доктрину Брежнева», согласно которой по ОВД запрещалось проводить политику, которая могла бы создать угрозу социалистическому строю в этих странах.
Таким образом, после второй мировой войны не удалось создать такую систему международных отношений, которая исключила бы вероятность новых войн. Из-за соперничества сверхдержав мир приобрел биполярный характер. Противостояние двух военно-политических блоков содержало вероятность новой мировой войны и в 1961-1962 гг. мир дважды оказывался на ее пороге. Однако постепенно противостояние сверхдержав начало слабеть, что позволило в 70-е годы перейти к политике разрядки международной напряженности.