Международные отношения в 20-е годы XX в.

ЛЕКЦИЯ 4

Международное положение Советской России в 1921-1922 гг.В 20-е годы был принят ряд мер по укреплению Версальско-Вашингтонской системы. Одной из таких мер можно считать возвращение в мировую политику Советской России и Германии. Однако этому предшествовал период гражданской войны и иностранной военной интервенции.

Отношения Советской России и западных стран в 1918-1920 гг. были крайне сложными. Жесткая антироссийская позиция стран Антанты сформировалась уже после заключения Брест- Литовского мира, подписанием которого Россия нарушила соглашения от 5 сентября 1914 г. о незаключении сепаратного мира. Осенью 1918 г. страны Антанты

___________________________

1 К. Маркс , Ф. Энгельс, Соч., т 26, стр.68.

установили политическую и экономическую блокаду Советской России, направили туда свои войска и начали активно помогать белогвардейцам бороться с большевиками. Причинами иностранной военной интервенции были следующие:

- аннулирование Советами внешних государственных долгов и национализация собственности иностранцев;

- красный террор, развязанный большевиками в 1918 г., включая убийство царской семьи;

- арест ЧК в августе 1918 г. 200 английских и французских подданных, живых в то время в Москве, а также убийство британского морского атташе;

- геополитическая стратегия большевиков экспорта социалистической революции в другие страны.

На Парижской мирной конференции представители Франции Клемансо и маршал Фош, британский военный министр У.Черчилль высказались за создание санитарного неордона в Восточной Европе против предполагаемой большевистской экспансии. После проведения в Москве в марте 1919 г. первого конгресса Коминтерна большинство участников конференции высказались за прямую поддержку антибольшевистских формирований на территории России и за начало интервенции.

Международная ситуация вокруг Советской России начала меняться после окончания в ней гражданской войны. сохраняя приверженность идее мировой революции, советские руководители осознавали необходимость установления с западными странами нормальных экономических и политических отношений. в 1020 г. Советское правительство подписало мирные договоры с Финляндией, Литвой, Латвией и Эстонией, а в 1921 г. - договоры о дружбе и добрососедстве с Турцией, Ираном, Афганистаном и Монголией. Эти договоры позволили обезопасить границы Советской России, а также стали первым шагом по выходу ее из международной изоляции.

С 1921 г. началась нормализация отношений РСФСР ( а с 1922 г. – СССР) с западными странами. Советское правительство убедилось в провале своих надежд на мировую революцию и осознало необходимость проведения реалистичной внешней политики. Необходимы были также кредиты для развития страны. Со своей стороны западные страны стремились получить доступ на советский рынок, а также расценили переход к новой экономической политике как начало трансформации советского режима. Прорывом дипломатической изоляции Советской России стал торговый договор с Великобританией, заключенный в 1921 г. Для других западных правительств также становилось очевидной целесообразность нормализации отношений с Россией.

В конце 1921-начале 1922 гг. были заключены временные торговые соглашения с Италией, Норвегией, Австрией, Швецией и Чехословакией.

Попытки укрепления Версальской системы.В 1920 г. разразился мировой экономический кризис, затронувший прежде всего Японию и США. Затем кризис перекинулся и на остальные страны. Кризис усилил революционное движение во Франции, в Италии, Англии, Германии и ряде других государств.

Стало ясно, что выпадение из мирового хозяйства одной шестой части всего мира отрицательно сказывается на всем мировом хозяйстве. На заседании Верховного совета Антанты в Каннах в январе 1922 г. премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж выступил с предложением проведения широкого международного форума, к участию в котором впервые приглашались и делегации Советской России и стран, признанных виновниками первой мировой войны.

В апреле 1922 г. в Генуе состоялась международная конференция по экономическим и финансовым вопросам с участием делегации РСФСР. Всего было представлено 29 стран, а если считать доминионы Англии- 34. это было наиболее широкое собрание представителей европейских держав, когда-либо имевшее место в Европе. В первую очередь на конференции стоял вопрос о выплате Советской Россией долгов царского и Временного правительств. По вопросу о военных займах особых разногласий не предвиделось потому, что , во-первых, ни одна из стран Европы фактически не платила своих долгов; во-вторых, параграфом 116 Версальского мира было формально оговорено право Советской России на значительную долю той контрибуции, которую Антанта навязала Германии.

Иное значение имел вопрос о довоенных долгах. Общая сумма займов составляла около 4,5 миллиардов рублей золотом, не считая процентов. Заключенные в частных банках, распределявших русские бумаги главным образом среди мелких держателей, эти довоенные займы интересовали миллионы людей, вложивших в них сбережения. И от выплаты этих долгов зависел международный престиж Советской России. Однако в качестве противовеса Советское правительство потребовало от Антанты возмещения ущерба от интервенции в размере 30 миллиардов золотых рублей. Ллойд Джордж заявил, что советская делегация назвала поражающую сумму своих претензий.

Кроме того, Антанта отказалась обсуждать вопрос о снижении суммы германских репараций, чем поставила Германию практически в безвыходное положение.

16 апреля 1922 г. в местечке Рапалло близ Генуи был подписан договор между Германией и РСФСР, который предусматривал восстановление дипломатических отношений между двумя странами, оказавшимися в дипломатической и политической изоляции. Стороны отказывались от взаимных экономических и финансовых претензий, что облегчало положение Германии, продолжавшей выплачивать репарации странам Антанты, и предоставляли друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле. Для советского правительства договор стал первым международно-правовым документом, признававшим его в качестве законного правительства России. Между Россией и Германией устанавливались « особые отношения», что, в частности, нашло отражение в секретных соглашениях о военно-техническом сотрудничестве. По этим соглашениям Германия получила возможность разместить на территории России учебные и испытательные меры; были созданы для совместного использования аэродромы, танкодромы, полигоны для испытаний химического и другого оружия, производство которого было запрещено по условиям Версальского мирного договора.

Рапалльский договор является бомбой, разорвавшейся совершенно неожиданно на генуэзской конференции. Таким образом, конференция зашла в тупик. Ее работу было решено продолжить в Гааге.

В июне-июле 1922 г. состоялась конференция в Гааге, которая рассматривала вопросы о долгах, о частной собственности и кредитах. Советское правительство согласилось признать довоенные долги без процентов на условии предоставления кредитов и отказа стран Антанты от требования военных долгов. Но делегация Советской России отказалась обсуждать вопрос о возвращении иностранцам национализированной частной собственности на территории России.

Вопрос о возвращении частной собственности и явился причиной разрыва. Гаагская конференция, как и Генуэзская, зашла в тупик.

По сути дела, Генуэзская и Гаагская конференции были направлены на укрепление Версальской системы, которая сама была соткана из противоречий. Такой план провалился.

Образование СССР. Дуализм его внешней политики.В 1918-1921 гг. была создана группа независимых советских республик ( Украина, Беларусь, Грузия, Армия, Азербайджан), две народные советские республики- Хорезмская и Бухарская, Дальневосточная республика и многочисленные кратковременные объединения. Некоторые народы( поляки, финны, литовцы, латыши, эстонцы вышли из состава России.

В годы гражданской войны и интервенции между РСФСР и республиками были подписаны двусторонние договоры. Формально республикам гарантировалась национальная независимость, но РСФСР, как правило, играла доминирующую роль.

В августе 1922 г. была создана специальная комиссия по подготовке проекта объединения республик. Сталин( народный комиссар по делам национальностей) выступил с идеей « автономизации», согласно которой Украина, Беларусь и Кавказские республики должны были войти в состав РСФСР на условиях автономии. При этом государственные органы России становились высшими органами всех республик.

Против сталинского плана автономии республик выступил Ленин, который предложил объединение на основе добровольного союза советских республик.

Союз ССР был образован на I Всесоюзном съезде Советов 30 декабря 1922 г. Были утверждены Договор об образовании СССР, определивший механизм взаимоотношений между республиками, и Декларация, указывавшая причины и принципы объединения.

Союзное государство учреждалось как федерация суверенных государств с сохранением права свободного выхода и открытым доступом в нее. Однако механизм выхода разработан не был.

В компетенцию Союза передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, путей сообщения, обороны и связи. Остальные находились в ведении республик.

31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов утвердил первую Конституцию СССР, законодательно оформив создание единого союзного государства. В 1924-1925 гг. были приняты Конституции республик, в основном повторившие союзную.

Бесспорно, что образование союзного государства имело прогрессивное значение, так как сложились новые предпосылки для экономического и культурного развития народов СССР. Однако начиная с 30-х гг., когда власть Сталина стала непререкаемой, ленинский проект равноправного союза трансформировался в сталинский проект « автономизации» республик.

Внешняя политика Советского Союза в рассматриваемый период складывалась из двух составляющих. Советской экономике как воздух нужны были иностранные кредиты для закупки машин и оборудования, продовольствия и промышленных товаров. Кроме того, при планировании развития советской экономики нельзя было не учитывать показатели и тенденции развития экономики капиталистический стран. Все это диктовало необходимость установления нормальных дипломатических отношений с этими странами. В 1924-1926 гг. Советский Союз признали 13 государств, в том числе Великобритания, Швеция, Япония, Мексика.

С другой стороны, руководство ВКП(б) и Коминтерна по-прежнему ориентировалось на победу « мировой революции». В результате усилия Наркоминдела, проводившего политику по укреплению позиций страны, в западном мире чаще всего вызывали недоверие. Не поверил Запад ни в искренность советских намерений сократить свои вооружения, ни в обещания СССР не вмешиваться во внутренние дела других народов. Вопреки логике из Москвы постоянно раздавались призывы к мировой революции. В 1919 г. в Меморандуме Троцкого содержалась геополитическая стратегия мировой революции. Руководитель Коминтерна Г. Зиновьев в 1925 г. заявил о готовности завоевать пять шестых земной суши, « чтобы во всем мире был Союз Советских Социалистических Республик». Еще более усилило антисоветскую компанию на западе предложение советских профсоюзов финансовой помощи бастующим рабочим Великобритании в 1927 г. На этой почве произошел разрыв дипломатических отношений с Англией, которая играла главную роль на европейской сцене. Кроме того в 1929 г. экспорт социализма на китайскую почву привел к очередному разрыву дипломатических отношений с Китаем.

В итоге в результате перемен, произошедших в странах Запада- стабилизации экономики, спада рабочего движения, попыток формирования системы коллективной безопасности – советское руководство сменило стратегию построения социализма в России через мировую революцию. К концу 20-х гг. была выдвинута новая идея- о возможности построения социализма в отдельно взятой стране.

Внешняя политика стран Запада в 20- е годы.Одним из ключевых вопросов для стран Запада в это время была проблема о выплатах Германией репараций победителям. Образованная на Парижской конференции комиссия по репарациям должна была определить итоговую сумму репараций и общие принципы их выплаты. Этому были посвящены конференции в Спа в июле 1920 г. о распределении германских выплат между странами-победительницами и в Лондоне в 1921 г., которая установила итоговую сумму выплат в 132 млрд золотых марок. Это была неподъемная сумма для Германии и немецкое правительство решило бойкотировать выплату репараций. В ответ 11 января 1923 г. французские и бельгийские войска начали оккупацию Рурского бассейна, где добывалось свыше 70 % германского угля и вырабатывалось более половины чугуна и стали. Экономика Рура оказалась парализованной. В ответ на репрессии оккупационных властей ( штрафы, аресты, депортация 130 000 жителей) населения Рура начало пассивное сопротивление, включавшее саботаж и забастовки. После восьмимесячного сопротивления германское правительство отказалось от пассивного сопротивления, но не возобновило выплату репараций и обязательных поставок победителям. Тем временем, сама французская экономика оказалась на грани краха, так как к осени 1929 г. расходы по оккупации Рура достигли 1 млрд франков. Премьер- министру Франции Пуанкаре ничего более не оставалось, как согласиться на созыв международного комитета экспертов по вопросу о германских платежах.

Положение осложнялось отказом Турции соблюдать условия севрского договора. Франции удалось вовлечь Грецию в войну с Турцией. Греческая армия была разгромлена, а в октябре 1922 г. было подписано перемирие Турции со сторонами Антанты. В апреле 1923 г. на Лозаннской конференции западным странам пришлось признать полный суверенитет Турецкого государства. На конференции была подписана Конвенция о режиме проливов, по которой проливы были переданы под контроль международной комиссии, а военные корабли любой страны получили право свободного прохода через проливы не только в мирное, но и в военное время. СССР не ратифицировал Конвенцию как нарушающую его законные права.

После провала рурецкой авантюры Пуанкаре решение репарационного вопроса взяли в свои руки английская и американская дипломатия. Созданный в конце 1923 г. под председательством американского банкира Чарльза Дауэса комитет финансовых экспертов разработал новый репарационный план для Германии. Этот план, получивший наименование « план Дауэса», был утвержден на Лондонской конференции держав-победительниц в августе 1927 г. и принять германским правительством.

«План Дауэса» не изменял общей суммы репараций, но уменьшал ежегодные платежи; Франция должна была окончательно вывести войска из Рурского бассейна; для стабилизации финансовой системы Германии ей предоставлялся международный займ в 800 млн. марок.

В середине 200-х годов Лига Наций, преодолевая противоречия Версальской системы, приняла резолюцию о создании системы коллективной безопасности. После Рурского конфликта и прихода в 1924 г. к власти новых политических сил ( во Франции- правительство Э Эррио, в Великобритании- Р. Макдональда) были сформулированы пацифистские принципы мировой политики, которые и должны были стать основой деятельности Лиги Наций. Эти принципы предусматривали отказ от насилия как средства для разрешения международных споров, равноправие всех стран, разоружение, формирование системы коллективной безопасности. Одним из шагов к созданию такой системы был комплекс договоров, подписанных в октябре 1925 г. на Локарнской конференции. Там были заключены:

- Рейнский гарантийный пакт между Германией, Францией, Бельгией, Великобританией и Италией. По его условиям гарантировалась нерушимость границ Германии с Францией и Бельгией; эти страны обязывались решать споры между собой мирным путем; стороны обязались соблюдать решение Версальского договора о демилитаризации Рейнской зоны; гарантами этого пакта выступали Великобритания и Италия.

- договор о нерушимости границ Германии с Польшей и Чехословакией; обязательство трех этих стран решать споры мирным путем. Но гарантами этого договора западные страны не являлись, то есть Локарнские договоры оставили « открытым» вопрос о восточных границах Германии( прежде всего с Польшей и Чехословакией, в состав которых отошли территории с компактно проживающим немецким населением).

- Германия получила приглашение вступить в Лигу Наций. Она стала ее членом в 1926 г. и даже получила место постоянного члена Совета Лиги Наций.

Еще одним важным вопросом международных отношений в 20-е годы стал вопрос о сокращении вооружений и предотвращении войны. инициатива в его решении принадлежала Лиге Наций. В 1925 г. в Женеве была подписана международная конвенция о запрещении применения химического и бактериологического оружия. В мае 1926 г. Лига Наций создала специальный комитет по подготовке международной конференции по вопросу разоружения. Однако его работа успеха не имела, так как стороны завязли в дискуссиях.

В апреле 1927 г. французский министр иностранных дел А. Бриан обратился к правительству США с предложением заключить между обеими странами договор, запрещающий войну как средство национальной политики. Это предложение было благожелательно встречено правительством США. Госсекретарь США Ф. Келлог высказался за заключение многостороннего договора об отказе от войны как средство национальной политики. В 1928 г. в Париже 15 стран подписали пакт Бриана- Келлога, по которому обязывались не использовать войну как инструмент внешней политики и мирно решать возникающие споры. Среди подписавших стран были США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония. В разное время к нему присоединились еще 48 стран, в том числе и СССР. Однако этот пакт носил декларативный характер и не содержал конкретных обязательств.

Тем не менее и Локарнские соглашения, и пакт Бриана – Келлога явились первыми шагом в реальной политической консолидации европейского континента. Большую роль в этом сыграли сторонники паневропейского движения. Идеологом объединения стран Европы – паневропеизма – выступил австриец граф Куденхофе-Калерги, который ратовал за единую политическую « унию от Португалии до Польши». Он считал, что культурному единству стран Европы должно соответствовать и единое политическое целое. Объединенная Европа должна противостоять другим геополитическим полюсам- Америке, России, Британской империи и Восточной Азии.

В поддержку паневропейской идеи Куденхофе-Калерги выступили многие ведущие европейские политики. В 1926 г. в Вене состоялся первый Паневропейский конгресс. Его участники высказались за необходимость расширения экономического, таможенного, военного сотрудничества европейских стран при сохранении их государственного суверенитета. Был образован Паневропейский союз по аналогии с Лигой Наций с некоторыми межгосударственными структурами.

После подписания пакта Бриана-Келлога А. Бриан выдвинул идею « общего рынка», т.е. предложил перенести акценты на экономическое сотрудничество. Против этого проекта выступили колониальные державы, в первую очередь Великобритания, Нидерланды и Бельгия, опасавшиеся утраты « особых отношений» со своими колониями, фашистская Италия, призывавшая к союзу « Молодых наций» против « старой Европы» и Германия, которая требовала пересмотра Версальского договора. Поддержали проект страны Центральной и Южной Европы.

В 1932 г. на состоявшемся в Базеле Втором Пан-европейском конгрессе было провозглашено создание Европейском конгрессе было провозглашено создание Европейской партии, которая должна была готовить создание Соединенных Штатов Европы. Но этот проект остался на бумаге, т.к. Европа к этому времени все более раскалывалась на противоборствующие группировки.

Таким образом, в 20-е годы произошла стабилизация международных отношений. однако главные противоречия Версальско-Вашингтонской системы сохранились, поэтому угроза новой мировой войны не была полностью ликвидирована.