Механизм правового регулирования.

Пределы правового регулирования.

Пределы правового регулирования - это границы государственно-властного вмешательства государства, его органов в систему общественных отношений. Они имеют две стороны: верхнюю и нижнюю.

Верхний предел (верхняя граница) - указывает границы возможного вмешательства государства. Отношения за ними находятся вне досягаемости государственной власти (регулируются другими нормами).

Она определяется объективными пределами правового регулирования. Правовому регулированию относятся только те отношения, которые:

- находятся под контролем сознания и воли субъектов, т.е. волевые отношения;

- поддаются внешнему контролю;

- допускают возможность выбора субъектом одного из нескольких вариантов поведения. Если такого выбора нет, то требование норм права бесполезно;

- имеют социальное значение, оказывают влияние на интересы других людей.

Нижний предел (нижняя, внутренняя граница) - говорит о необходимости вмешательства государства и определяется важностью для государства и общества тех или иных общественных отношений.

Государство постоянно испытывает соблазн переступить «нижние» границы правового регулирования, охватить как можно большее число отношений, возникающих в повседневной жизни людей. Данная тенденция опасна чрезвычайной регулированности, установления «полицейского» порядка в государстве. Эта опасность еще более возрастает в связи со стремлением определить сферу правового регулирования посредством подзаконных актов.

Не нуждаются в государственном регулировании те общественные отношения, эффективность которых поддерживается путем саморегуляции без вмешательства государства, желаемый порядок сохраняется посредством воздействия норм морали, обычаев и других не правовых регуляторов. Эти отношения также находятся за пределами «нижней» границы правового регулирования.

 

Определение. Механизм правового регулирования - это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы), с помощью которых осуществляется правовое регулирование.

Значение механизма правового регулирования. Понятие механизма правового регулирования позволяет:

1. собрать вместе все части юридической надстройки и факторы на нее влияющие;

2. расставить их по своим местам;

3. увидеть те основные функции, которые выполняют юридические, психологические и другие факторы в процессе правового регулирования, т.е. в процессе выполнения правом своих функций;

4. понять процесс трансформации правовых принципов и норм в поведение, возникновение законности и правопорядка или правового нигилизма;

5. обосновать необходимость совершенствования правового регулирования в обществе.

Особенности механизма правового регулирования. Механизм правового регулирования - это:

1. комплекс правовых средств, различных по своей природе и функциям (формальный признак);

2. комплекс системный - правовые средства расположены по местам и по специализации, т.е. представляют собой технологическую схему правового регулирования;

3. комплекс, обеспечивающий организационное воздействие, позволяет достичь поставленных целей (содержательный признак).

Правовые средства – это юридические институты, с помощью которых право выступает в качестве регулятора общественных отношений. Они представляют собой:

1. инструменты, способы обеспечения интересов субъекта права;

2. системообразующие инструменты (взаимодействуя друг с другом они становятся рабочими частями действия права);

3. инструменты, имеющие юридическую силу и поддерживаемые государством.

Правовые средства классифицируются по следующим основаниям:

1. по психологической направленности:

- стимулирующие (поощрение, льготы, дозволения);

- ограничивающие (наказания, запреты, обязанности);

2. по отраслям права:

- конституционные, гражданские, административные и т.д.;

3. по функциям права:

- регулятивные правовые средства;

- охранительные;

4. по характеру норм права:

- материальные средства;

- процессуальные средства.

Элементы механизма правового регулирования. Исходя из этапов правового регулирования, обычно выделяют три основных элемента, компонента:

1. норму права;

2. правоотношения;

3. акты реализации прав и обязанностей.

Некоторые авторы дополнительно к ним называют: юридический факт или фактический состав, охранительный правоприменительный акт (А.В.Малько, В.К.Бабаев, В.М.Баранов, В.А.Толстик); юридически значимое поведение субъектов (Л.И.Спиридонов); нормативно-правовые акты, акты официального толкования, правосознания, режим законности (Р.К.Русинов).

По мнению В.М.Сырых, единый механизм правового регулирования сообразно стадиям правового регулирования подразделяется на три компонента: механизм правотворчества, механизм реализации норм права и механизм государственного принуждения.

Роль норм права в механизме правового регуирования. Нормы права:

1. определяют круг субъектов, на которых распространяются ее действие;

2. формулируют обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписанием;

3. раскрывают содержание самого правила поведения;

4. устанавливают меры юридической ответственности;

5. являются каналом связи между управляющими и управляемыми;

6. устанавливают методы правового регулирования.

Роль правоотношений. Как особый компонент механизма правового регулирования правоотношения выполняет три функции:

1. конкретизируют круг лиц, на которые распространяет свое действие соответствующая норма права;

2. переводят абстрактные права с обязанности в сферу прав и обязанностей конкретных лиц;

3. создают конкретные ситуации для применения мер государственного принуждения в случаях не исполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей.

Роль актов реализации. Акты реализации прав и обязанностей - это фактическое поведение субъектов. Здесь действие механизма правового регулирования заканчивается, так как обеспечивается то фактическое, реальное поведение субъектов, тот результат, на который была направлена воля законодателя.

Среди актов реализации выделяются акты применения права. Акт применения норм права - это индивидуальное государственно-властное ведение (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела. Акты применения норм права:

1. обеспечивают возникновение правоотношений;

2. проводят требования норм права в жизнь;

3. гарантируют осуществление прав и обязанностей и т.д.

Роль правосознания в механизме правового регулирования. Правосознание играет специфическую роль:

1. оказывает регулирующее воздействие через волю и сознание людей. Регулирующая роль не выходит за рамки идеологического воздействия;

2. приводит в движение всю систему правового регулирования, подключаясь к другим элементам;

3. служит источником права (идеологическим), отражающим объективные потребности развития общества;

4. является фактором правомерного поведения, законности.

Своеобразие правосознания в механизме правового регулирования заключается в том, что оно является:

- нематериализованным элементом правового регулирования;

- универсальным элементом - действует на всех этапах правового регулирования;

- субъективным элементом.