Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.

Действие нормативных актов.

Действие нормативно-правового акта - это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Оно имеет свои пределы. Пределы действия нормативно - правового акта обычно устанавливаются по трем основным измерениям:

1. по времени;

2. территории;

3. и кругу лиц.

Иногда добавляют и четвертое измерение - определенную сферу общественных отношений, которую регулируют содержащиеся в нормативно - правовом акте нормы права и в этом случае говорят о предметном действии нормативно - правовых актов.

Действие во времени.

Временные пределы действия нормативно-правовых актов определяются датами вступления их в силу и отмены силы. Практика выработала ряд способов вступления и отмены действия нормативных актов.

Способы вступления в силу нормативных правовых актов. В России они вступают в силу одним из следующих способов:

1. в результате указания в тексте акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

2. в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (с момента подписания, с момента опубликования и т.д.);

3. в результате применения общих правил (нормативные правовые акты высших представительных органов по истечению 10 дней со дня их официального опубликования.

Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативно - правовом акте, или специально сопутствующем документе. Называется конкретная дата, причем чаще всего срок. Между принятием и введением в действие нормативно - правового акта не превышает одного - трех месяцев.

Нормативно - правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно. В этом случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статей обозначаются определенными сроками либо связываются с наступлением определенных условий.

Способы утраты силы нормативных актов. Нормативные акты утрачивают силу:

1. по истечению срока действия акта (самоотмена);

2. в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

3. на основании указания государственного органа об отмене конкретного акта (прямая отмена);

4. на основании изменения обстановки, исчезновения общественных отношений, на регулировании которых были рассчитаны те или иные нормативно - правовые акты.

Принципы действия нормативно правовых актов во времени. Действие нормативно - правового акта во времени происходит в соответствии с тремя принципами:

1. немедленного действия (действия вперед);

2. обратного действия;

3. переживания закона.

Принцип действия вперед. Для него характерно следующее:

1. акт действует вперед, т.е. распространяется на все случаи после введения его в действие;

2. это общее правило действия нормативных актов во времени, т.е. типичный вариант действия нормативного правового акта;

3. многовариантность введения нормативного акта в действие. Возможны три варианта: он вводится в действие по принятым правилам (например, законы - после 10 дней со дня опубликования.); с указанного срока (например, УК РФ 1996 г. через 6 месяцев 1997); поэтапно (например, часть УК РФ 1997- до 2001 года).

Принцип действия назад. Действие нормативного акта назад в правоведении называется обратной силой. Обратная сила нормативно-правового акта ( ретроактивность) - это распространение действия нового нормативно правового акта на факты и порождаемые ими правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу.

Обратное действие закона - исключение, каждый случай его должен быть оговорен в законе.По общему правилу нормативно - правовой акт не распространяет свое действие на факты и юридические последствия, которые наступили до его вступления в силу. Этот принцип знало еще римское право - «закон обратной силы не имеет».

По степени завершенности наступивших последствий в соответствии с прежним правовым нормативным актом различают:

1. ревизионную обратную силу и

2. простую ревизионную силу

Ревизионная обратная сила - распространение действия нормативно-правового акта на факты, которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий. Простая обратная сила - нормативно - правового акта пересмотра завершенных юридических последствий не предлагает.

Переживание закона (ультраактивность) - продолжение действия норм закона после его отмены. Возможно тогда, когда новый закон продлевает на определенный период действие норм старого закона.

«Переживание» нормативно-правового акта явление противоположное обратной силе. Старый документ, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать, и после утраты им юридической силы. Он как бы «переживает» отведенный ему срок. Переживание возможно в тех случаях, когда для приведения старых общественных отношений в соответствие с новым нормативно - правовым актом требуется определенный срок.

Действие в пространстве.

Действие нормы права в пространстве характеризуется сочетание двух принципов:

1. территориального и

2. экстерриториального.

Территориальный принцип заключается в применении нормы на той территории, властями которой норма была принята. Этот принцип тесно связан с государственным суверенитетом: власть государства распространяется на территорию государства и ограничивается этой территорией. Соответственно, территориальный принцип господствует в отраслях законодательства, регулирующих управленческие и охранительные отношения: в конституционном, административном, уголовном, процессуальном законодательстве

Территориальное действие нормативных актов определяется двумя факторами:

1. положением государственного органа, издавшего нормативный акт и

2. территорией государства.

Положение государственного органа издавшего нормативный акт предполагает, что:

1. акты федеральных органов действует на территории федерации;

2. республиканские акты - на территории данной республики;

3. нормативные акты местных органов имеют силу на подведомственной территории.

В федеративных государствах территориальные пределы действия нормативных актов обусловлены внутриполитическими отношениями. В качестве общего правила нормативные акты членов федерации действуют на собственной территории, акты местных органов власти и управления на управляемой ими территории.

Однако распространено и другое положение: юридические акты, принятые государственными органами одних административных и политических единиц признаются в качестве таковых на территории других. Столкновение нормативных актов равноправных (однопорядковых) органов решаются на основе коллизионных норм, установленных федеральными властями.

Экстерриториальное действие нормативного правового акта - это распространение действия акта одного государства на соответствующую территорию иного государства.

Экстерриториальный принцип характеризуется тем, что

1. всегда применяется в порядке исключения в силу особого указания в законе, основанного на взаимной договоренности государств;

2. его развитие обусловлено развитием между народных связей, прежде всего в экономики и культуры;

3. широкое применение данный принцип находит в международном частном праве, он используется также в гражданском, торговом, семейном, международном публичном праве;

4. выступает в форме иммунитета дипломатических и консульских представителей, а также возможности применения актов уголовно - правового характера на территории другого субъекта федерации, где совершено преступление, независимо от того, где задержан и привлечен к ответственности преступник.

Действие по кругу лиц.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия. Однако из этого правила имеются исключения:

1. иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами

2. ряда правоотношений (например, быть судьями состоять на службе в Вооруженных силах России);

3. иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;

4. некоторые нормативно - правовые акты России распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Граждане России в случае совершения преступления за границей несут ответственность по российским законам; если они понесли наказание, то наш суд может смягчить или освободить от него полностью.

Основания действия актов по кругу лиц различны: по принадлежности лица к государству (гражданству), по признаку пола, по возрастному цензу, по профессиональной принадлежности (военнослужащие, специальные служащие и т.п.); иные основания ( например, инвалидность).

Предметное действие нормативно правового акта.

Для действия нормативно-правового акта по предмету характерно ограничение его:

1. предметом правового регулирования;

2. волевым характером общественных отношение;

3. деяниями.

Действие нормативно - правового акта по предмету правового регулирования может быть: общим; отраслевым; специальным.

Общее действие. Неограниченное действие по предмету, действие имеют нормы Конституции; они распространяются на все без исключения отношения, которые в области государственной юрисдикции существуют в обществе. В первую очередь это относится к общим конституционным принципам, конституционным нормам о правах и свободах человека.

Отраслевое действие. Действие отраслевых законов ограничено предметом данной отрасли права. Так, гражданские законы распространяются на все имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, автономны, не находятся в состоянии соподчинения; административные законы - на управленческие, властноорганизирующие отношения.

Специальное действие. В рамках той или иной отрасли в пределах отдельных институтов существует приоритет специальных норм: если в законе содержаться общие положения по тому или иному кругу общественных отношений (например, по подрядным отношениям) и в то же время предусмотрены особые, специальные нормы (например, по подряду в строительстве), рассчитанные на разновидность этих отношений, то при решении юридических вопросов, касающихся данной разновидности, действует в первую очередь специальные нормы.

В предмет правового регулирования входят волевые общественные отношения, что исключает действие актов в отношении событий или других состояний, в которых не может участвовать воля человека. Такого рода обстоятельства могут выступать только в качестве юридических последствий, но повлиять на их ход нормы права бессильны.

Действие нормативного правового акта по предмету ограничено деяниями.. Законодатель исключает привлечение к ответственности за образ мыслей, считая такую практику реакционной. Он исходит из формулы: «Помимо своих действия я совершенно не существую для закона, не являюсь его объектом».

 

Лекция 16. Юридическая техника.

1. Понятия юридической техники.

2. Законодательная (правотворческая) техника.