Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.
Действие нормативных актов.
Действие нормативно-правового акта - это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Оно имеет свои пределы. Пределы действия нормативно - правового акта обычно устанавливаются по трем основным измерениям:
1. по времени;
2. территории;
3. и кругу лиц.
Иногда добавляют и четвертое измерение - определенную сферу общественных отношений, которую регулируют содержащиеся в нормативно - правовом акте нормы права и в этом случае говорят о предметном действии нормативно - правовых актов.
Действие во времени.
Временные пределы действия нормативно-правовых актов определяются датами вступления их в силу и отмены силы. Практика выработала ряд способов вступления и отмены действия нормативных актов.
Способы вступления в силу нормативных правовых актов. В России они вступают в силу одним из следующих способов:
1. в результате указания в тексте акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
2. в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (с момента подписания, с момента опубликования и т.д.);
3. в результате применения общих правил (нормативные правовые акты высших представительных органов по истечению 10 дней со дня их официального опубликования.
Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативно - правовом акте, или специально сопутствующем документе. Называется конкретная дата, причем чаще всего срок. Между принятием и введением в действие нормативно - правового акта не превышает одного - трех месяцев.
Нормативно - правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно. В этом случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статей обозначаются определенными сроками либо связываются с наступлением определенных условий.
Способы утраты силы нормативных актов. Нормативные акты утрачивают силу:
1. по истечению срока действия акта (самоотмена);
2. в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
3. на основании указания государственного органа об отмене конкретного акта (прямая отмена);
4. на основании изменения обстановки, исчезновения общественных отношений, на регулировании которых были рассчитаны те или иные нормативно - правовые акты.
Принципы действия нормативно правовых актов во времени. Действие нормативно - правового акта во времени происходит в соответствии с тремя принципами:
1. немедленного действия (действия вперед);
2. обратного действия;
3. переживания закона.
Принцип действия вперед. Для него характерно следующее:
1. акт действует вперед, т.е. распространяется на все случаи после введения его в действие;
2. это общее правило действия нормативных актов во времени, т.е. типичный вариант действия нормативного правового акта;
3. многовариантность введения нормативного акта в действие. Возможны три варианта: он вводится в действие по принятым правилам (например, законы - после 10 дней со дня опубликования.); с указанного срока (например, УК РФ 1996 г. через 6 месяцев 1997); поэтапно (например, часть УК РФ 1997- до 2001 года).
Принцип действия назад. Действие нормативного акта назад в правоведении называется обратной силой. Обратная сила нормативно-правового акта ( ретроактивность) - это распространение действия нового нормативно правового акта на факты и порождаемые ими правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу.
Обратное действие закона - исключение, каждый случай его должен быть оговорен в законе.По общему правилу нормативно - правовой акт не распространяет свое действие на факты и юридические последствия, которые наступили до его вступления в силу. Этот принцип знало еще римское право - «закон обратной силы не имеет».
По степени завершенности наступивших последствий в соответствии с прежним правовым нормативным актом различают:
1. ревизионную обратную силу и
2. простую ревизионную силу
Ревизионная обратная сила - распространение действия нормативно-правового акта на факты, которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий. Простая обратная сила - нормативно - правового акта пересмотра завершенных юридических последствий не предлагает.
Переживание закона (ультраактивность) - продолжение действия норм закона после его отмены. Возможно тогда, когда новый закон продлевает на определенный период действие норм старого закона.
«Переживание» нормативно-правового акта явление противоположное обратной силе. Старый документ, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать, и после утраты им юридической силы. Он как бы «переживает» отведенный ему срок. Переживание возможно в тех случаях, когда для приведения старых общественных отношений в соответствие с новым нормативно - правовым актом требуется определенный срок.
Действие в пространстве.
Действие нормы права в пространстве характеризуется сочетание двух принципов:
1. территориального и
2. экстерриториального.
Территориальный принцип заключается в применении нормы на той территории, властями которой норма была принята. Этот принцип тесно связан с государственным суверенитетом: власть государства распространяется на территорию государства и ограничивается этой территорией. Соответственно, территориальный принцип господствует в отраслях законодательства, регулирующих управленческие и охранительные отношения: в конституционном, административном, уголовном, процессуальном законодательстве
Территориальное действие нормативных актов определяется двумя факторами:
1. положением государственного органа, издавшего нормативный акт и
2. территорией государства.
Положение государственного органа издавшего нормативный акт предполагает, что:
1. акты федеральных органов действует на территории федерации;
2. республиканские акты - на территории данной республики;
3. нормативные акты местных органов имеют силу на подведомственной территории.
В федеративных государствах территориальные пределы действия нормативных актов обусловлены внутриполитическими отношениями. В качестве общего правила нормативные акты членов федерации действуют на собственной территории, акты местных органов власти и управления на управляемой ими территории.
Однако распространено и другое положение: юридические акты, принятые государственными органами одних административных и политических единиц признаются в качестве таковых на территории других. Столкновение нормативных актов равноправных (однопорядковых) органов решаются на основе коллизионных норм, установленных федеральными властями.
Экстерриториальное действие нормативного правового акта - это распространение действия акта одного государства на соответствующую территорию иного государства.
Экстерриториальный принцип характеризуется тем, что
1. всегда применяется в порядке исключения в силу особого указания в законе, основанного на взаимной договоренности государств;
2. его развитие обусловлено развитием между народных связей, прежде всего в экономики и культуры;
3. широкое применение данный принцип находит в международном частном праве, он используется также в гражданском, торговом, семейном, международном публичном праве;
4. выступает в форме иммунитета дипломатических и консульских представителей, а также возможности применения актов уголовно - правового характера на территории другого субъекта федерации, где совершено преступление, независимо от того, где задержан и привлечен к ответственности преступник.
Действие по кругу лиц.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия. Однако из этого правила имеются исключения:
1. иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами
2. ряда правоотношений (например, быть судьями состоять на службе в Вооруженных силах России);
3. иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;
4. некоторые нормативно - правовые акты России распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).
Граждане России в случае совершения преступления за границей несут ответственность по российским законам; если они понесли наказание, то наш суд может смягчить или освободить от него полностью.
Основания действия актов по кругу лиц различны: по принадлежности лица к государству (гражданству), по признаку пола, по возрастному цензу, по профессиональной принадлежности (военнослужащие, специальные служащие и т.п.); иные основания ( например, инвалидность).
Предметное действие нормативно правового акта.
Для действия нормативно-правового акта по предмету характерно ограничение его:
1. предметом правового регулирования;
2. волевым характером общественных отношение;
3. деяниями.
Действие нормативно - правового акта по предмету правового регулирования может быть: общим; отраслевым; специальным.
Общее действие. Неограниченное действие по предмету, действие имеют нормы Конституции; они распространяются на все без исключения отношения, которые в области государственной юрисдикции существуют в обществе. В первую очередь это относится к общим конституционным принципам, конституционным нормам о правах и свободах человека.
Отраслевое действие. Действие отраслевых законов ограничено предметом данной отрасли права. Так, гражданские законы распространяются на все имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, автономны, не находятся в состоянии соподчинения; административные законы - на управленческие, властноорганизирующие отношения.
Специальное действие. В рамках той или иной отрасли в пределах отдельных институтов существует приоритет специальных норм: если в законе содержаться общие положения по тому или иному кругу общественных отношений (например, по подрядным отношениям) и в то же время предусмотрены особые, специальные нормы (например, по подряду в строительстве), рассчитанные на разновидность этих отношений, то при решении юридических вопросов, касающихся данной разновидности, действует в первую очередь специальные нормы.
В предмет правового регулирования входят волевые общественные отношения, что исключает действие актов в отношении событий или других состояний, в которых не может участвовать воля человека. Такого рода обстоятельства могут выступать только в качестве юридических последствий, но повлиять на их ход нормы права бессильны.
Действие нормативного правового акта по предмету ограничено деяниями.. Законодатель исключает привлечение к ответственности за образ мыслей, считая такую практику реакционной. Он исходит из формулы: «Помимо своих действия я совершенно не существую для закона, не являюсь его объектом».
Лекция 16. Юридическая техника.
1. Понятия юридической техники.
2. Законодательная (правотворческая) техника.