Виды правотворчества

Принципы правотворчества

Принципы правотворчества. Принципы правотворчества – это основополагающие идеи (ценности), на которые должно ориентироваться правотворчество.

Виды принципов правотворчества. В юриспруденции выработан целый ряд принципов правотворчества, среди которых можно выделить наиболее употребляемые:

1. законность; 5. научная обоснованность;

2. демократизм; 6. гласность;

3. оперативность.

Из других принципов правотворчества юридическая литература называет:

- гуманизм, профессионализм, плановость (В.Н. Протасов);

- подчинённость целям государственной власти, правозаконность, властность, соответствие формы и содержания (М.М. Рассолов, В.О. Елеонский);

- связь правотворчества и практики (В.К. Бабаев, А.Ф. Черданцев, О.А. Пучков);

- народный характер правотворчества (В.К. Бабаев);

- справедливость, строгая дифференциация правотворческих полномочий (В.В. Лазарев, С.В. Липень);

- принцип использования правового опыта (С.А. Пучков);

- принцип системности, строгого учёта системы права, законодательства (Ю.А. Тихомиров, В.М. Сырых).

 

Классификация правотворчества очень разнообразна. Она может осуществляться по следующим основаниям (критериям):

1. по юридической силе принимаемых актов различают:

- законотворчество;

- подзаконное нормотворчество;

2. по субъектам правотворческой деятельности выделяют:

- непосредственное правотворчество народа;

- правотворчество государственных органов;

- правотворчество отдельных государственных должностных лиц; (президента, министра);

- правотворчество органов местного самоуправления;

- локальное правотворчество; (на предприятии, учреждении, организации);

- правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов);

3. по кругу (количеству) субъектов правотворчества различают:

- моносубъективное правотворчество;

- полисубъективное правотворчество (М.М. Рассолов, В.О. Елеонский);

4. по способу придания юридической силы нормативному акту выделяют:

- делегированное правотворчество;

- санкционированное правотворчество;

5. по наличию лоббирования:

- лоббируемое правотворчество;

- нелоббируемое правотворчество (В.К. Бабаев).

Законотворчество.

Законотворчество – это правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона.

Особенности законотворчества. Законотворчество – самостоятельный вид правотворчества, который имеет следующие особенности:

1. ограниченный круг субъектов правотворчества. Законы принимают представительные органы;

2. ограниченный круг субъектов законодательной инициативы;

3. предмет правотворчества – закон, акт высшей юридической силы, основа всей системы права;

4. строгая (усложнённая) процедура прохождения проекта нормативного акта.

Законотворческий процесс, как правило, закрепляется особыми актами – Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

Подзаконное правотворчество.

Подзаконное правотворчество – этодеятельность органов и должностных лиц по подготовке и принятию нормативно – правовых актов на основе и во исполнение законов.

Особенности подзаконного правотворчества. Подзаконное правотворчество отличает:

1. широкий круг субъектов правотворчества (все государственные органы);

2. широкий круг субъектов правотворческой инициативы, как правило, отсутствие законодательной инициативы;

3. широкий предмет правотворчества (множественность форм нормативно –правовых актов);

4. вторичный характер – правотворчество сообразуется с законом;

5. оперативность подготовки и принятия актов правотворчества в виду своей очевидной динамичности;

6. упрощённая, не заформализованная процедура принятия актов. Каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласования, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания. Существует порядок подготовки проектов указов Президента, есть порядок подготовки постановления и распоряжений Правительства и т.д.

Подзаконное правотворчество имеет место в случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его представительным высшим органам. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона.

К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент, правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов.

Достоинства подзаконного правотворчества. К ним относятся:

- гибкость и меньшая формальность;

- компетентность соответствующих органов, их знание местных и иных условий, увеличивающих эффективность принятого юридического решения.

Недостатки подзаконного правотворчества. К ним можно отнести:

- закрытость процесса принятия правового решения;

- сложность обзора и применения норм права из-за большого числа нормативных актов;

- отсутствие контроля общества за правотворческой работой и др.

Непосредственное правотворчество народа (референдум).

Референдум – это средство участия населения в осуществлении акта законодателя власти и принятия правотворческого решения.

Особенности референдума. Референдум отличается тем, что

1. правотворческое решение принимается всенародным голосованием;

2. принятое решение обладает высшей юридической силой;

3. решение не нуждается в последующем утверждении;

4. изменять решение можно только в результате повторного референдума.

Некоторые авторы особенности (признаки) прямого правотворчества видят в том, что проведение его происходит по инициативе групп граждан, населения определённой численности; совокупная воля избирателей является прямым и единственным правообразующим источником Конституции, закона или иного решения; подготовка и проведение референдума возлагается на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, общественные организации, чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели – обеспечить полное и свободное волеизъявление (Ю.А. Тихомиров).

Референдум не является универсальным институтом, видом правотворчества. Существуют страны развитой демократии, в которых он либо не применялся, либо использовался в единичных случаях (Великобритания, Бельгия).

Достоинства референдума. Они проявляются в том, что он позволяет:

- прямо и непосредственно, без промежуточных инстанций и возможных искажений, выявить отношения граждан к тому или иному варианту правового регулирования вынесенного на референдум вопроса;

- сразу же принять по нему окончательное решение.

Недостатки референдума. Они проявляются в том, что:

- это весьма дорогостоящая процедура, требующая больших организационных, технических затрат. Проводится ежемесячно, ежеквартально он не может;

- возможна манипуляция общественным мнением, жесткая зависимость от явки избирателей и др.

Виды референдума. По своему характеру референдум может выступать как:

1. контрольный референдум – всенародное голосование, проводимое в соответствии с нормой, прямо закреплённой в Конституции;

2. факультативный референдум – голосование, проводимое по требованию определённого числа избирателей

3. плебисцитарный референдум – голосование, проводимое с целью выяснения поддержки или недоверия населения в отношении конкретного политического лидера либо правительства;

4. консультативный референдум – референдум, результаты которого необязательны в силу того, что имеют рекомендательный характер (Н.Г. Назаренко).

Правотворчество государственных органов – это разветвлённая деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Это основной вид правотворчества и его отличает следующее:

1. в нём участвует наибольшее количество субъектов правотворчества – почти все государственные органы;

2. правотворческие решения наиболее разнообразны. Выражаются в разветвлённой системе нормативных актов;

3. правотворческие решения имеют разную правотворческую силу.

Правотворчество должностных лиц (некоторые авторы говорят о правотворчестве отдельных лиц) – это процесс принятия нормативных правовых актов Президентом, министрами, руководителями государственных комитетов и ведомств.

Правотворчество органов местного самоуправления. Его особенности:

1. субъектами правотворчества являются представительные и должностные лица муниципальных образований;

2. сфера, область правотворческих решений ограниченна территорией муниципального образования.

Локальное правотворчество. Ему присущи следующие черты:

1. субъекты правотворчества – предприятия, трудовые коллективы и т.п. образования;

2. ограниченная область распространения правотворческих решений;

3. упрощённый порядок правотворчества. Как правило, нормативные акты принимаются руководителем единолично.

Правотворчество общественных (кооперативных организаций.) При этом виде:

1. как правило, исключается самостоятельное принятие ими норм права;

2. в правотворчестве участвует государство в различных формах:

- делегирования правотворческих полномочий;

- санкционирования актов, принятых этими организациями;

- предварительного разрешения на издание соответствующего акта;

- совместного принятия нормативных актов.

Санкционированное правотворчество – это утверждение государственными органами норм, принятых негосударственными организациями. В ряде случаев закон предусматривает такое утверждение или регистрацию уставов и иных актов общественных организаций. Однако, далеко не все авторы признают за подобными процедурами значение правотворчества. При санкционированном правотворчестве происходит санкционирование норм, при котором процесс создания проходит вне государственных органов.

Делегированное правотворчество – это осуществление правотворческой деятельности по поручению компетентных государственных органов. Делегированное правотворчество осуществляется по специальному разрешению. Это разрешение может, быть императивным (повелевающим) и диспозитивным (указывающим границу, оставляя при этом свободу усмотрения).

Императивное разрешение на правотворчество основано на принципе «всё запрещено, кроме того, что разрешено законом».Диспозитивное разрешение - на принципе «всё разрешено, кроме того, что прямо запрещено». Такой вид делегированного правотворчества наблюдается в тех случаях, когда органы государственной власти в соответствии с законом предоставляют право на правотворчество органам, объективно обладающим некоторой автономией (органы местного самоуправления или органы управления общественных объединений).

В зависимости от вида государственного органа, давшего поручение на издание акта следует различать:

- делегированное законотворчество;

- делегированное правотворчество.

Делегированное законотворчество – это нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства по поручению парламента по принятию для оперативного решения определённых проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительных органов.

Исходя из оправдавшей себя зарубежной практики, правительственные акты делегированного законодательства не должны затрагивать:

- основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

- статуса субъектов федерации;

- конституционного статуса органов власти и судебных органов.