Специфические законы организации

Специфические законы объединяют ряд законов, касающихся только социальных организаций. Основной элемент социальной организации - человек

Специфические законы связаны с законами организации организаций и законами (принципами) организации людей. Человек является центральным звеном организации и соотношения формализованной коммуникации (оргструктура) и неформальных отношений.

Неформальные отношения – чувства, симпатии, антипатии, общие интересы, потребности, традиции (оргкультура).

Формализованные коммуникации – оргструктура, инструкции, регламентированные положения о внутреннем распорядке, контракты и т.д.

В теории организации принципы имеют две направленности:

• принципы организации организаций,

• принципы организации людей.

Принципы организации организаций включают:

1. Закон своеобразия: для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая оргструктура.

Несмотря на существующую типологию организационных структур управления (линейную, функциональную, штабную и др.), в каждой организации имеются особенности (нюансы) ее построения в зависимости от набора и сочетания субъективных факторов. Каждая организация, как и человек, неповторима, поэтому нет никакого смысла полностью копировать ее структуру, методы и т. п. для других организаций.

2. Для каждой организации существует минимальный КПД (коэффициент полезного действия) или эффективность, при которой организация должна быть ликвидирована или «заморожена»;

3. Закон социальной гармонии: для каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда как за счет повышения эмоционального уровня работника, так и за счет активизации трудовой деятельности (генерации идей).

Принципы организации людей:

- закон социальной загрузки: для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрываются его способности и возможности. Чтобы его найти необходимо использовать методику «мелких шагов». Эта методика заключается в том, что для каждого работника руководитель выбирает ориентировочный объем работы, который тот может выполнить в течение недели. Если работник уверенно справился с заданием, то руководитель увеличивает объем задания на 10%, если не справился, то задание уменьшается на 10% и т.д. Такой прием повторяется многократно до достижения наилучших результатов;

- закон эффективного восприятия и запоминания информации: процессы восприятия и запоминания информации необходимо приближать к процессу мышления;

- закон эффективного осмысления: для эффективного осмысления нового необходимо иметь достаточно большой объем знаний или информации по данной тематике;

- закон установки: любой человек воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился и к которой приготовился. Руководитель должен заранее оповещать о тематике собрания;

- закон устойчивости информации: первая информация о каком-либо событии всегда более устойчива, чем вторичная;

- закон доходчивости информации: доходчивость сообщения будет выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации.

Законы организации и законы для организаций будут эффективно работать на организацию, если руководитель сумеет найти их разумное сочетание, выделить главный на текущий момент закон и обеспечить подчинение ему всех других для достижения глобальной цели организации.

____________________

Закон информированности-упорядоченности, закон самосохранения и закон развития – это функциональные законы, связанные с организацией как процессом.

Закон синергии, единства анализа и синтеза и закон композиции и пропорциональности – это структурные законы, связанные с организацией как явлением.