Вопрос 3. Основные типы фирм по функциональному признаку
Организационные формы классифицируются по двум типам:
1) Единичные организационные формы, т. е. в которых среди учредителей не более одного юридического лица.
2) Объединения на основе принципа кооперации или концентрации.
Обычно наименование организационной формы определяется видом выпускаемой продукции: товара, услуг, информации и знаний.
товар | услуги | информация | знания | |||
◦ венчур; ◦ завод; ◦ мастерская; ◦ фабрика; | ◦ банк; ◦ биржа; ◦ джоббер; ◦ магазин; ◦ траст; ◦ фактор-фирма; ◦ фонд ◦ консультацион-ная фирма; ◦ аудиторская компания; ◦ ателье; | ◦ институт; ◦ информационное агентство; ◦ телевизионная или радиокомпания; | ◦ школа; ◦ колледж; ◦ техникум; ◦ университет; ◦ НИИ; ◦ академия; |
Рассмотрим некоторые организационные формы компаний.
Венчур – микро или малое предприятие, создаваемое крупной компанией для разработки, отработки или опытного внедрения новых технологий, продукции или услуг.
Завод– промышленная компания, выпускающая серийную или массовую продукцию с длительным производственным циклом.
Фабрика – компания типа завода, ориентированная на производство бумажной, кондитерской, ткацкой, швейной продукции, а также на выполнение отдельных серийных операций: химчистка, приготовление пищи и др.
Банки можно разделить на:
а) Банк-эмитент,т. е. выпускающий в обращение денежные знаки, ценные бумаги, платежно-расчетные документы.
б) Банки-корреспонденты, т. е. выполняющие на основе корреспондентских договоров поручения другим банкам по платежам и расчетам через специальные открытые счета.
в) Ипотечные банки, т. е. выдающие долгосрочные денежные ссуды под залог недвижимого имущества, а также выпускающие закладные листы, обеспечиваемые заложенной недвижимостью.
Биржа –государственная или частная организация, предоставляющая помещения, гарантии, расчетные и информационные услуги для сделок с ценными бумагами или товарами, получающая за это комиссионные от сделок и накладывающая определенные ограничения на торговлю. Биржа организует оптовую торговлю массовыми товарами, имеющими устойчивые и четкие качественные параметры (товарная биржа), или систематические операции по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты (фондовая биржа).
Джоббер — это фирма-посредник, скупающая крупные партии дефицитных продовольственных и промышленных товаров для быстрой перепродажи.
Корпорация (акционерное общество) – это организация (союз организаций), созданная для защиты интересов и привилегий ее участников и образующая самостоятельное юридическое лицо.
Ассоциация –это объединение организаций одного рода деятельности. Входящие в него организации не теряют юридической, финансовой и другой самостоятельности при решении своих уставных задач. Основными задачами ассоциации являются: координация деятельности, входящих организаций, информационная и технологическая поддержка.
Комбинат – объединение организаций разных отраслей промышленности, в которой продукция одной организации служит сырьем или полуфабрикатом для производственной деятельности другой. («Останкинский молочный комбинат» - в состав комбината входят фермы, поставляющие молоко).
Картель —это долговременное договорное объединение ряда компаний для выполнения функций, связанных с созданием благоприятной инфраструктуры бизнеса. Входящие в него компании сохраняют свою юридическую и финансовую самостоятельность при решении индивидуальных задач. Основные направления деятельности картелей заключаются в согласовании политики цен, разграничении рынков сбыта, установке квот на куплю-продажу, лицензирование деятельности, соблюдении условий найма персонала и др.
Конгломерат –организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальнойинтеграции, без всякой производственной общности.
Консорциум – временной союз хозяйственно независимых фирм, с целью скоординированной предпринимательской деятельности. Консорциум создается для высококачественного исполнения срочных и дорогостоящих заказов и проектов, требующих консолидации усилий и средств научно-технических, производственных, обслуживающих и финансовых компаний, способных совместно решить поставленную задачу. Зачастую консорциумы создаются для совместной разработки месторождений.
Каждая компания, входящая в консорциум, сохраняет свою фирменную независимость, систему управления и характер деятельности. Консорциумы могут быть национальными и международными. Консорциум — одна из форм сращивания банковского и промышленного капитала.
Концерн– это долговременное договорное объединение ряда компаний для формирования полной технологической цепи:
производство – сбыт – производство – сбыт.
Компании, входящие в концерн, сохраняют свою юридическую, финансовую и коммерческую самостоятельность при решении своих индивидуальных задач. В концерн могут входить заводы, транспортные компании, банки, рекламные агентства, компании по добыче сырья и др. Функции административного управления обычно берет на себя самая крупная компания этого концерна.
Синоним концерна – группа, ФПГ.
Корнер– это кратковременное договорное объединение ряда организаций, выполняющих функции, связанные с формированием благоприятной инфраструктуры их бизнеса. Входящие в него организации сохраняют юридическую, финансовую и другие виды самостоятельности при решении своих уставных задач. Они создаются для скупки какого-либо товара или акций для последующей перепродажи или для приобретения контрольного пакета акций какой-либо компании.
Пул– форма объединения компаний, при котором прибыль всех участников пула поступает в общий фонд (котел) и затем распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции. Пул - разновидность картеля, но имеет обычно достаточно временный характер. (Различают биржевой пул, конкретный пул, патентный пул, торговый пул).
Синдикат– это объединение компаний на базе договорных соглашений для осуществления всей цепочки коммерческой деятельности. Входящие в него компании сохраняют производственную и юридическую самостоятельность при решении индивидуальных задач. Однако они теряют коммерческую независимость при проведении общих операций. Синдикат имеет много общего с картелем.
Трест – это долговременное договорное объединение ряда компаний для активной совместной деятельности и мощного вторжения на рынок продаж. Все цели входящих компаний должны быть подчинены главной цели треста. Входящие в него компании теряют свою производственную, финансовую и коммерческую самостоятельность. Трест может объединять в рамках своих целей как разнородные, так и однородные компании.
ФПГ– долговременное договорное объединение ряда компаний, действующее как основное для технологической или экономической интеграции. Обязательным условием для ФПГ является наличие а ее составе финансово-кредитного учреждения и компании по производству продукции. ФПГ представляет собой объединение типа концерна, взятое под опеку государства на определенный срок, чтобы обеспечить благоприятные условия для производства продукции стратегического назначения.
Холдинг-компания – это акционерное общество, владеющее контрольным пакетом акций юридически самостоятельных банков и небанковских компаний. Благодаря финансовому механизму холдинг может контролировать компании, суммарный капитал которых в несколько раз больше ее собственного. Холдинг-компания законодательно запрещено создавать монополистические структуры. Поэтому не допускается создание холдинг-компаний в следующих сферх деятельности:
- в с/х-ом производстве и его технологическом обеспечении;
- в торговле товарами производственно-технического назначения;
- в общественном питании, бытовом обслуживании населения;
- в сфере транспорта (кроме железнодорожного и трубопроводного).
Франчайза— объединение, в соответствии с которым крупная корпорация обязуется снабжать мелкую компанию своими товарами, рекламными услугами, технологиями, предоставлять услуги в области менеджмента, маркетинга с учетом местных условий или особенностей обслуживаемой фирмы.
По функциональному назначению фирмы делятся на:
1. Факторинговые фирмы (фактор-фирмы, вышибатели долгов) строят свой бизнес на оказании помощи клиентам в получении оплаты проданной продукции.
Технология факторинга заключается в следующем:
- факторинговая фирма покупает у своих клиентов неоплаченные их контрагентами счета и
- затем в течение 2-3 дней оплачивает им порядка 70-90% в виде аванса.
- оставшиеся 10-30% (за вычетом комиссионных) клиент получает после того, как на счет факторинговой фирмы поступит от должника полная оплата долга.
Фактор-фирмы – дочерние фирмы банка. Ставка фактор-фирмы составляет порядка 0,5-1,5% суммы долга.
Технология факторинга снижает риск предпринимательской деятельности как для малых, так и для средних компаний (рисунок).
Технология факторинговой фирмы
2. Инжиниринговые фирмы.
Инжиниринговые фирмы строят свой бизнес на предоставлении услуг клиенту по оформлению документации и строительстве промышленных и других объектов.
Технология инжиниринга состоит из следующих этапов:
1) определение целесообразности проекта;
2) корректировка проекта относительно местности;
3) помощь в подготовке персонала;
4) подготовка торгов на инженерно-строительные работы;
5) наблюдение и консультирование во время эксплуатации и после сдачи объекта.
Инжиниринговые фирмы объединены в два международных союза: Европейский комитет инженерно-консультационных фирм и Международную федерацию инженеров-консультантов.
По роду деятельности можно выделить следующие инжиниринговые фирмы:
· инженерно-строительные,
· инженерно-консультационные,
· инженерно-исследовательские,
· консультанты по организации и управлению строительством.
3. Лизинговые фирмы
Лизинг – долгосрочная аренда машин и оборудования при сохранении права собственности за арендодателем.
Лизинговая компания (лизингодатель) приобретает в собственность указанное лизингополучателем имущество у выбранного им продавца и предоставляет это имущество лизингополучателю за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Обычно лизинговые фирмы представляют интересы банковских структур.
4.Консалтинговые фирмы – «сервис для бизнеса» - осуществляют обслуживание в области информации, проводят маркетинговые исследования.
5. Венчурные (рисковые) фирмы(рискованные, «первые ласточки» - эксплеренты). Это рисковая фирма при крупном предприятии, осуществляющая инновационную деятельность.
6. Франчайзинговые фирмы. Один предприниматель (правообладатель) предоставляет за вознаграждение другому предпринимателю (пользователю) право использовать в предпринимательской деятельности свои фирменные средства: фирменное наименование и коммерческое обозначение, товарный знак, передает охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау), а также обязуется давать консультации и содействовать в организации бизнеса. Смысл франчайзинговой – создание благоприятных условий для увеличения прибыли предприятия-пользователя за счет использования им деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя.