Вопрос 2. Основные элементы организации
Классификация систем
Социальные, биологические, технические подсистемы могут быть:
- искусственными и естественными,
- открытыми и закрытыми,
- полностью предсказуемыми и частично предсказуемыми,
- жесткими и мягкими,
В свете социальных систем:
Искусственная система – это система, созданная по желанию человека или общества для реализации намеченных целей, программ (семья, конструкторское бюро, предвыборные объединения и др.)
Естественные системы создаются природой или обществом (система землепользования, система мироздания, система мировой экономики).
Открытые системы характеризуются широким набором связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее (СМИ, органы власти).
Закрытые системы характеризуются внутренними связями и создаются людьми или компаниями для удовлетворения интересов и потребностей преимущественно своего персонала или учредителей компании (политические партии, профсоюзы).
Полностью предсказуемые системы функционируют по заранее заданным правилам с заранее определенным результатом (система обучения студентов в институте).
Частично предсказуемые (вероятностные) системы характеризуются тем, что выходные воздействия могут отличаться от ожидаемых, а результаты деятельности не всегда совпадают с запланированными.
Это обусловлено:
1) события в организации происходят помимо воли персонала (форс-мажорные обстоятельства);
2) недостатком профессионализма персонала;
3) сложностью задания или новизны информации.
Жесткие системы основаны на высоком профессионализме небольшой группы руководителей и отлаженной технологии производства и управления. Они обладают большой устойчивостью к внешним и внутренним возмущающим воздействиям и медленно реагируют на слабые воздействия.
Мягкие системы имеют высокую чувствительность к внешним и внутренним возмущающим воздействиям и поэтому слабую устойчивость.
Кроме того системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными.
Каждая система должна обладать всеми признаками системы. Отсутствие одного из них приводит организацию к ликвидации.
Можно отметить, что системный характер организации – это необходимые условия ее деятельности.
Кроме того, нужно учитывать комплексный и аспектный подход.
Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних, влияющих на принятие решений).
Комплексный подход требует определения приоритетов ключевых элементов и учета наиболее важных из них.
Аспектный подход ограничивается учетом отдельных элементов при анализе организационных формирований.
Комплексный и аспектный подходы дешевле, но менее точны. Системный подход требует больше ресурсов и времени.
Организация является сложной социально-технической системой, на функционирование которой воздействуют внешние и внутренние факторы. Любая организация должна располагать важнейшими ресурсами, такими как капитал, материалы, оборудование, информация, кадры и т.д.
Внешними факторами являются природные, политические, экономические, социальные, климатические, демографические и, кроме того, факторы, поддающиеся влиянию: инфраструктура рынка, посредники, потребители, конкуренты.
К внутренним факторам организации относится понятие организационная культура, которая в подсистеме менеджмент занимает важное место.
Организационная культура – это совокупность норм, правил поведения, традиций, отличающих одну организацию от другой и позволяющих сдерживать влияние факторов внешней среды, разрушающих организацию.
Организационная культура может быть изучена по ряду уровней:
· поверхностный слой или подуровень включает символику, внешнюю атрибутику, интерьер, оформление офиса, ведение переговоров, отношения внутри организации.
· 2-й подуровень сложен, но возможен для изучения, - это внешнее отношение работников компании к нормам, принципам и уставам организации.
· 3-й подуровень – душа компании, то, как на самом деле каждый член организации относится к правилам, нормам, традициям организации и разделяет их в своем сознании. Этот пласт организационной культуры практически не возможен для изучения.
Организационная культура не формируется в одночасье, требуются долгие годы для создания организационной культуры необходимого содержания, в отличие от организационной структуры, которую можно быстро изменять. Именно организационная культура, пронизывая организационную структуру, «цементирует» ее блоки и дает возможность достигнуть поставленных целей наиболее оптимальными путями. Поэтому создание организационной культуры в организации является важнейшей задачей руководства и менеджеров. Кроме того, в любой организации наравне с организационной культурой могут существовать ряд субкультур, которые, если они несут позитивный характер, должны приветствоваться руководством, а если негативный – должны быть подавленны.
Субкультура – это организационная культура отдельной группы людей в организации. Важно, чтобы субкультуры развивались в том же направлении, что и общая организационная культура компании.
В основе организационной культуры компании лежит понятие управленческая культура.
Управленческая культура – это организационная культура управленческого звена компании. Она складывается из знания научных теоретических основ управления, которые включают приемы методы, способы, технологии управления и искусство управления, в основе которого лежит опыт, интуиция, прирожденные данные руководителя.
Теоретические основы управления должны реализовываться в умении руководителя разрабатывать, принимать и реализовывать управленческие решения.
Каждая организация имеет свой технологический базис, т.е. совокупность используемых технологий в производственных процессах. Технологии с одной стороны влияют на состав используемых средств в организации, с другой на возможные варианты ее декомпозиции с выделением соответствующих подразделений.
Деятельность организации формируется в виде технологий и включает 3 основных процесса:
- Получение сырья и ресурсов из внешней среды;
- Преобразование сырья в продукт;
- Передача продукта во внешнюю среду.
Технология связывает задачи с целями и влияет на характер декомпозиции системы, на подсистемы, блоки, на специализацию разделения труда, объем выполнения по вертикали и по горизонтали.
Организация должна стремиться к достижению не только целей организации, но и личных целей своих членов. Причем личным целям должно предаваться не меньшее значение.
Организация выполняет следующие функции:
- Достижение целей организации и целей отдельных ее членов;
- Управление поведением и стимулированием трудовых усилий;
- Служит эталоном измерения деятельности в данной сфере, т.е. если цели не достигаются, то эффективность работы организации ставится под сомнение.
Неотъемлемой частью организации является управление. Управление включает в себя координацию человеческих и материальных ресурсов для достижения целей организации.
На управляющих ложится ответственность за координирование, регулирование, объединение различных видов деятельности для эффективного и своевременного достижения поставленных целей организации.
Проблемы, с которыми сталкиваются управляющие:
1) Запутанность. Центральным для этой проблемы является фактор контроля и согласованности.
2) Размер организации. Увеличение размера организации приводит к тому, что люди не представляют о том, что делается в других частях организации, и не знают большинства людей, с которыми приходится работать. Они теряют связь с целями организации, осложняется процесс мотивации и координации.
3) Развитие науки и технологии. Наука и технология оказывает влияние не только на техническую сторону функционирования организации, но и на каждый аспект организационной деятельности.
Любая организация характеризуется своей организационной структурой.
Организационная структура – это общая сумма методов, которыми организация разделяет свой трудовой процесс на отдельные звенья, а затем добивается координации между этими звеньями.
Организационная структура включает следующие подходы:
1. Горизонтальную дифференциацию – способ разделения заданий по отдельным звеньям.
Виды заданий:
- по выполняемой работе,
- по производимому продукту,
- по потребительским группам,
- по месторасположению.
2. Вертикальную дифференциацию. Она определяется количеством уровней власти в организации.
Организации, в которых иерархических уровней власти много, называются длинными, в которых мало – плоскими.
В большинстве организаций существуют скалярная цепь подчинения – каждый член организации должен иметь одного линейного начальника.
В организационной структуре у каждого начальника есть широта контроля, и она определяется через количество подчиненных и зависит от степени вертикальной дифференциации. Кроме того, любая организационная структура обладает соответствующей формализацией.
Формализация – это степень спецификации правил и регулирующих положений, которые управляют рабочим поведением членов организации, а также степень распространения формальных письменных способов коммуникации, которые проходят через иерархическую цепь команд.
Формализация служит для координирования поведения членов организации.