Психические процессы и свойства
личности: представление,память и мышление
1. Память, ее виды. Характеристика узнавания, запоминания, сохранения и воспроизведения.
2. Характеристика видов памяти.
3. Представления. Их классификация, свойства и функции.
4. Общая характеристика мышления. Операциональные компоненты мышления.
5. Интеллектуальные особенности личности и качества ума.
1. Память, ее характеристика и закономерности.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ
Память является основой психической жизни личности. Без сохранения следов воздействовавших раздражителей каждое ощущение и восприятие переживалось бы как впервые возникшее.
Память — запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности.
Виды памяти
Наиболее широкая классификация памяти — на генетическую (наследственную в виде кодов ДНК, кот. определяет формирование организма, его структур)) и прижизненную (хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти).
Прижизненная память в свою очередь подразделяется на следующие виды:
1) по х-ру псих. активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словеснологическую; 2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в де ятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.
Виды памяти (дать схему)
Материальные основы памяти.
- Самая первая гипотеза рассматривала память как механический отпечаток.
- Ассоциативная теория памяти гласит, что основой памяти являются взаимосвязи между различными предметами и явлениями и личным человеческим опытом. Психологами было выделено несколько типов ассоциаций: — по смежности во времени, в пространстве, по сходству и контрасту.
В последние десятилетия возникло учение о следах памяти на биохимическом и биофизическом уровне. Высказана гипотеза, что удержание материала в кратковременной памяти существует благодаря циркуляции электрических потенциалов, возникших в "результате возбуждения группы нейронов. Долговременная связана с изменением структур рибонуклеиновых кислот. Для перевода следа из
кратковременной памяти в долговременную необходим период до 30
мин.
Согласованной теории следов памяти еще нет. Ее создание — задача будущего.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ И ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
Запоминание.
Процесс запоминания протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.
Запечатление — прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Путем запечатления в кратковременной памяти возникают эйдетические образы.
В долговременной памяти запечатление происходит, когда мы сталкиваемся с событиями, производящими сильное эмоциональное впечатление. У многих в памяти сохраняются в подробностях сцены поворотных для судьбы личности горестных и радостных событий.
Непроизвольное запоминание — сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольное запоминание отражает постоянно действующие, повторяющиеся события.
Ведущей формой запоминания у человека является произвольное. Оно связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необ-
ходимые для трудовой деятельности.
Заучивание — запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.
Виды и закономерности заучивания.
По отнощению к исходному тексту различают заучивание дословное, близкое к тексту и смысловое.
По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое.
Эти виды запоминания неразрывно между собою связаны в каждом акте заучивания.
Смысловое запоминание предполагает глубокое понимание материала, широкий запас знаний по предмету, а на более высоких ступенях обучения и ориентировку в методологии.
Заучивание создает основу для понимания, понимание облегчает заучивание.
Закономерности запоминания.
1. Зависимость запоминания от цели, которую поставил человек. Значимая эмоционально или практически цель способствует бо-
лее прочному запоминанию.
2. Зависимость запоминания от средства предъявления материала.
(Основным средством передачи знаний является язык: речь учителя, письменный текст учебника. В настоящее время в школе все большее распространение находит не только традиционная наглядность (дидактические картинки), но и современные средства массо-
вой коммуникации, используемые в целях обучения (кино, телевидение, радио). В связи с этим резко возросла доля образов в передаче знаний).
3. Зависимость запоминания от логической структуры материала. Логическая организация материала является непременным залогом успеха при заучивании.
4. Зависимость запоминания от организации процесса заучивания. (продуманная последовательность заучивания и pacпpeдeлeния зayчивaeмoгo мaтeриала во времени.
( При работе студенту и школьнику приходится учить одновременно ряд разных учебных дисциплин. Следует организовать заучи-
вание так, чтобы два сходных, предмета не учить один за другим.
Труднее дифференцировать и удержать в памяти сходный материал. Заучивание следует распределять во времени. Продуктивнее
возвратится к материалу через два — три часа, чем читать подряд
два-три раза.
При запоминании, близком к тексту, большой по объему материал следует разбить на логические части и заучивать по частям, возвращаясь через некоторое время к повторению его в целом).
5. В запоминание следует включать все виды памяти.
(В учении всегда следует опираться на зрение, слух и двигательную память. Поэтому запоминая материал, его следует записывать, конспектировать, читать, повторять вслух или про себя).
6. Запоминая сложный материал, его следует воспроизводить вслух. Задача рассказать, выразить мысль в полных развернутых предложениях более сложна, чем задача воспроизвести про себя.
7. При запоминании материала, в котором преобладают механические связи, следует применять мнемотехнические приемы. Эти приемы облегчают удержание материала в памяти.
Сохранение.
Сохранение — более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны — сохранение и забывание.
Исследование хода забывания показало, что наибольший процент забывания приходится на первые 48 часов после восприятия или заучивания материала. Отсюда следуют некоторые рекомендации по борьбе с забыванием.
Повторять материал следует спустя небольшое время после его восприятия. Например, полезно вечером прочитать записанную утром лекцию, вспомнить то, что не вошло в конспект. Это предупредит забывание.
Способствует прочному сохранению активное включение приобретённых знаний в деятельность.
Сохраняемое в долговременной памяти не стирается, а становится неосознаваемым.
Память — процесс динамичный. Ранее запомненные знания взаимодействуют с вновь усваиваемыми: они вступают в новые связи (ассоциируются), уточняются и дифференциируются, перекодируются.
Воспроизведение.
Воспроизведение — воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Различают несколько уровней воспроизведения.
Узнавание — воспроизведение при опоре на восприятие объекта.
(Можно наблюдать такие факты. Ученик не помнит урока, но утверждает, что учил. Действительно, достаточно ему посмотреть на выученный материал одну-две минуты, и он может его правильно воспроизвести. Это и есть первый уровень воспроизведения).
Собственно воспроизведение — воссоздание материала, не вызывающее затруднений и не требующее опоры на восприятие. Его признаком является отсутствие волевых усилий при припоминании. (Материал как бы сам всплывает в памяти. Однако для воспроизведения больших по объему текстов желательно иметь опору в виде плана).
С позиций кибернетики воспроизведение описывается как вывод материала из долговременной памяти в оперативную. Оперативная память направлена на обслуживание протекающей в данный момент деятельности.
Припоминание — воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено. Припоминание требует волевого усилия, а иногда и отвлечения от припоминаемой мысли.
2. Характеристика видов памяти.
Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.
Эмоциональная память — это память на чувства.
Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого Человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.
Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.
Личностные особенности памяти включают: индивидуальные для каждого человека сочетания видов памяти, особенности процессов запоминания и сохранения, типичные для каждого человека свойства памяти.
Соотношение уровней развития запоминания и сохранения.
Запоминание может быть измерено количеством повторений, которое необходимо для воспроизведения того или иного материала.
По соотношению запоминание-забывание память подразделяется следующим образом:
1. Быстрое запоминание — небыстрое забывание. Здесь необходима своевременная организация повторений материала.
2. Медленное запоминание и медленное забывание. В этом случае необходимо обращать внимание на систематическое заучивание небольшими порциями.
3. Быстрое запоминание и медленное забывание. Это самое удачное сочетание особенностей процессов памяти.
4. Медленное запоминание и быстрое забывание. Это наименее удачное сочетание процессов памяти. Следует постоянно работать над развитием памяти.
Объем, точность, мобилизационная готовность, уверенность в правильности воспроизведения. Эти параметры также характеризуют особенности мнемической функции личности.
Объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла (слоги, числа, слова иностранного языка, новые термины), равен магическому числу Миллера 7 +2.
Точность памяти — способность без искажения, в тех же самых словах воспроизвести информацию.
Мобилизационная готовность памяти — умение припомнить нужный материал в данный момент.
(Мобилизационная готовность памяти развивается в общении, в
воспроизведении запомненного материала в новом для него контексте).
Уверенность в правильности воспроизведения материала связана с уровнем развития наблюдательности.
Уверенность зависит от внушаемости.Внушаемый менее уверен в правйльности воспроизведения, чем менее внушаемый. Целенаправленное запоминание с установкой на долгое сохранение также способствует уверенному воспроизведенша
В зависимости от того, какой материал, с какими целями запоминает человек, у него формируется профессиональная память.
Среди личностных особенностей памяти особое место занимают воспоминания. Воспоминания — воспроизведение в памяти событий жизненного пути личности.
С возрастом воспоминания во все большей степени становятся составной частью духовной жизни личности.
Мнемотехнические приемы, способствующие прочному запоминанию.
1. Метод группировки (номер телефона, объем закупок по наименованиям и т.п.)
2. Метод ритма и рифмы (1,2,3,4757 — вышл зайчик погулять)
3) Метод акронимов (сокращенные названия из первых букв) и акростихов (первые буквы каждого слова соответствуют цвету)
4) Цепной метод (кофе, ветчина, масло, яйца и т.п. )- сюрреалистический рисунок
5) Метод "мест". Использовали древнегреческие и древнеримские ораторы.
6) Метод парных ассоциаций.
Амнезии — нарушение памяти на события (ретроградная амнезия — забывание информации, предшествующей травме; антероградная
амнезия — нарушение запоминания после травмы или болезни).