Психические процессы и свойства

личности: представление,память и мышление

1. Память, ее виды. Характеристика узнавания, запоминания, сохранения и воспроизведения.

2. Характеристика видов памяти.

3. Представления. Их классификация, свойства и функции.

4. Общая характеристика мышления. Операциональные компонен­ты мышления.

5. Интеллектуальные особенности личности и качества ума.

1. Память, ее характеристика и закономерности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ

Память является основой психической жизни личности. Без сох­ранения следов воздействовавших раздражителей каждое ощущение и восприятие переживалось бы как впервые возникшее.

Память — запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятель­ств жизни и деятельности личности.

Виды памяти

Наиболее широкая классификация памяти — на генетическую (наследственную в виде кодов ДНК, кот. определяет формирование организма, его структур)) и прижизненную (хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти).

Прижизненная память в свою очередь подразделяется на следу­ющие виды:

1) по х-ру псих. активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словес­нологическую; 2) по характеру целей деятельности — на непроиз­вольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в де ятель­ности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

Виды памяти (дать схему)

Материальные основы памяти.

- Самая первая гипотеза рассматривала память как механичес­кий отпечаток.

- Ассоциативная теория памяти гласит, что основой памяти являются взаимосвязи между различными предметами и явлениями и личным человеческим опытом. Психологами было выделено несколько типов ассоциаций: — по смежности во времени, в пространстве, по сходству и контрасту.

В последние десятилетия возникло учение о следах памяти на биохимическом и биофизическом уровне. Высказана гипотеза, что удержание материала в кратковременной памяти существует благода­ря циркуляции электрических потенциалов, возникших в "результа­те возбуждения группы нейронов. Долговременная связана с измене­нием структур рибонуклеиновых кислот. Для перевода следа из

кратковременной памяти в долговременную необходим период до 30

мин.

Согласованной теории следов памяти еще нет. Ее создание — за­дача будущего.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ И ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

Запоминание.

Процесс запоминания протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.

Запечатление — прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъяв­ления материала на несколько секунд. Путем запечатления в крат­ковременной памяти возникают эйдетические образы.

В долговременной памяти запечатление происходит, когда мы сталкиваемся с событиями, производящими сильное эмоциональное впечатление. У многих в памяти сохраняются в подробностях сцены поворотных для судьбы личности горестных и радостных событий.

Непроизвольное запоминание — сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольное запомина­ние отражает постоянно действующие, повторяющиеся события.

Ведущей формой запоминания у человека является произвольное. Оно связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необ-

ходимые для трудовой деятельности.

Заучивание — запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.

Виды и закономерности заучивания.

По отнощению к исходному тексту различают заучивание дослов­ное, близкое к тексту и смысловое.

По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запо­минание механическое и смысловое.

Эти виды запоминания неразрывно между собою связаны в каж­дом акте заучивания.

Смысловое запоминание предполагает глубокое понимание мате­риала, широкий запас знаний по предмету, а на более высоких сту­пенях обучения и ориентировку в методологии.

Заучивание создает основу для понимания, понимание облегчает заучивание.

Закономерности запоминания.

1. Зависимость запоминания от цели, которую поставил человек. Значимая эмоционально или практически цель способствует бо-

лее прочному запоминанию.

2. Зависимость запоминания от средства предъявления материа­ла.

(Основным средством передачи знаний является язык: речь учи­теля, письменный текст учебника. В настоящее время в школе все большее распространение находит не только традиционная нагляд­ность (дидактические картинки), но и современные средства массо-

вой коммуникации, используемые в целях обучения (кино, телевиде­ние, радио). В связи с этим резко возросла доля образов в пере­даче знаний).

3. Зависимость запоминания от логической структуры материа­ла. Логическая организация материала является непременным зало­гом успеха при заучивании.

4. Зависимость запоминания от организации процесса заучива­ния. (продуманная последовательность заучивания и pacпpeдeлeния зayчивaeмoгo мaтeриала во времени.

( При работе студенту и школьнику приходится учить одновре­менно ряд разных учебных дисциплин. Следует организовать заучи-

вание так, чтобы два сходных, предмета не учить один за другим.

Труднее дифференцировать и удержать в памяти сходный материал. Заучивание следует распределять во времени. Продуктивнее

возвратится к материалу через два — три часа, чем читать подряд

два-три раза.

При запоминании, близком к тексту, большой по объему материал следует разбить на логические части и заучивать по частям, возв­ращаясь через некоторое время к повторению его в целом).

5. В запоминание следует включать все виды памяти.

(В учении всегда следует опираться на зрение, слух и двигатель­ную память. Поэтому запоминая материал, его следует записывать, конспектировать, читать, повторять вслух или про себя).

6. Запоминая сложный материал, его следует воспроизводить вслух. Задача рассказать, выразить мысль в полных развернутых предложениях более сложна, чем задача воспроизвести про себя.

7. При запоминании материала, в котором преобладают меха­нические связи, следует применять мнемотехнические приемы. Эти приемы облегчают удержание материала в памяти.

Сохранение.

Сохранение — более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны — сохранение и забывание.

Исследование хода забывания показало, что наибольший процент забывания приходится на первые 48 часов после восприятия или за­учивания материала. Отсюда следуют некоторые рекомендации по борьбе с забыванием.

Повторять материал следует спустя небольшое время после его восприятия. Например, полезно вечером прочитать записанную утром лекцию, вспомнить то, что не вошло в конспект. Это предуп­редит забывание.

Способствует прочному сохранению активное включение приоб­ретённых знаний в деятельность.

Сохраняемое в долговременной памяти не стирается, а стано­вится неосознаваемым.

Память — процесс динамичный. Ранее запомненные знания взаи­модействуют с вновь усваиваемыми: они вступают в новые связи (ассоциируются), уточняются и дифференциируются, перекодируются.

Воспроизведение.

Воспроизведение — воссоздание в деятельности и общении сохра­ненного в памяти материала. Различают несколько уровней воспро­изведения.

Узнавание — воспроизведение при опоре на восприятие объекта.

(Можно наблюдать такие факты. Ученик не помнит урока, но утверж­дает, что учил. Действительно, достаточно ему посмотреть на выу­ченный материал одну-две минуты, и он может его правильно восп­роизвести. Это и есть первый уровень воспроизведения).

Собственно воспроизведение — воссоздание материала, не вызыва­ющее затруднений и не требующее опоры на восприятие. Его призна­ком является отсутствие волевых усилий при припоминании. (Материал как бы сам всплывает в памяти. Однако для воспроизве­дения больших по объему текстов желательно иметь опору в виде плана).

С позиций кибернетики воспроизведение описывается как вывод материала из долговременной памяти в оперативную. Оперативная память направлена на обслуживание протекающей в данный момент деятельности.

Припоминание — воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено. Припоминание требует волевого усилия, а иногда и отв­лечения от припоминаемой мысли.

2. Характеристика видов памяти.

Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохра­нение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и тру­довых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осущест­влять соответствующие действия.

Эмоциональная память — это память на чувства.

Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого Чело­века. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная память — это память на представления, картины при­роды и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образ­ной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизво­дится затем в форме представлений.

Следует отметить, что многие исследователи разделяют образ­ную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Личностные особенности памяти включают: индивидуальные для каждого человека сочетания видов памяти, особенности процес­сов запоминания и сохранения, типичные для каждого человека свойства памяти.

Соотношение уровней развития запоминания и сохранения.

Запоминание может быть измерено количеством повторений, ко­торое необходимо для воспроизведения того или иного материала.

По соотношению запоминание-забывание память подразделяется следующим образом:

1. Быстрое запоминание — небыстрое забывание. Здесь необходима своевременная организация повторений материала.

2. Медленное запоминание и медленное забывание. В этом случае необходимо обращать внимание на систематическое заучивание не­большими порциями.

3. Быстрое запоминание и медленное забывание. Это самое удач­ное сочетание особенностей процессов памяти.

4. Медленное запоминание и быстрое забывание. Это наименее удачное сочетание процессов памяти. Следует постоянно работать над развитием памяти.

Объем, точность, мобилизационная готовность, уверенность в правильности воспроизведения. Эти параметры также ха­рактеризуют особенности мнемической функции личности.

Объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла (слоги, числа, слова иностранного языка, но­вые термины), равен магическому числу Миллера 7 +2.

Точность памяти — способность без искажения, в тех же самых словах воспроизвести информацию.

Мобилизационная готовность памяти — умение припомнить нуж­ный материал в данный момент.

(Мобилизационная готовность памяти развивается в общении, в

воспроизведении запомненного материала в новом для него контекс­те).

Уверенность в правильности воспроизведения материала свя­зана с уровнем развития наблюдательности.

Уверенность зависит от внушаемости.Внушаемый менее уверен в правйльности воспроизведения, чем менее внушаемый. Целенаправ­ленное запоминание с установкой на долгое сохранение также спо­собствует уверенному воспроизведенша

В зависимости от того, какой материал, с какими целями за­поминает человек, у него формируется профессиональная память.

Среди личностных особенностей памяти особое место занимают воспоминания. Воспоминания — воспроизведение в памяти событий жизненного пути личности.

С возрастом воспоминания во все большей степени становятся составной частью духовной жизни личности.

Мнемотехнические приемы, способствующие прочному запомина­нию.

1. Метод группировки (номер телефона, объем закупок по наи­менованиям и т.п.)

2. Метод ритма и рифмы (1,2,3,4757 — вышл зайчик погулять)

3) Метод акронимов (сокращенные названия из первых букв) и акростихов (первые буквы каждого слова соответствуют цвету)

4) Цепной метод (кофе, ветчина, масло, яйца и т.п. )- сюр­реалистический рисунок

5) Метод "мест". Использовали древнегреческие и древнеримс­кие ораторы.

6) Метод парных ассоциаций.

Амнезии — нарушение памяти на события (ретроградная амне­зия — забывание информации, предшествующей травме; антероградная

амнезия — нарушение запоминания после травмы или болезни).