Виды потребностей.

В настоящее время достаточна популярна классификация пот-

ребностей А.Маслоу.

(дать схему).

Согласно его представлениям, если не удовлетворены нижележа­щие потребности, то вышележащие могут и не возникать.

ИНТЕРЕСЫ

Интерес-это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то дея­тельности.

И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно.

Виды интересов. Интересы различают по их содержанию, или направленности. В этом плане можно выделить материальные, об­щественные и духовные интересы.

Материальный интерес может проявляться в стремлении к жи­лищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т. п.

Духовные интересы характеризуют высокий уровень развития личности. Это прежде всего познавательные интересы (в широком смысле слова) к математике, физике, химии, биологии, философии, психологии и т. п. К ним также относятся интересы к литературе и разным видам искусства (музыке, живописи, театру).

Общественные интересы включают интерес к общественной рабо­те, к организационной деятельности.

Различают непосредственный и опосредованный интересы. Не­посредственный интерес — это интерес к самому процессу деятель­ности: процессу познания, овладения знаниями, процессу труда, творчества. Опосредованный интерес-это интерес к результатам де­ятельности: например, к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению, ученому званию или, нако­нец, к материальным результатам труда.

По уровню действенности различают пассивные и активные инте­ресы. Пассивные интересы — это созерцательные интересы. Активные интересы — это интересы действенные, когда человек не ограничи­вается созерцанием, а действует, овладевая объектом интереса.

Интересы различают также и по объему. Могут быть люди с ши­рокими, разносторонними и глубокими интересами и люди с широки­ми, но поверхностными интересами.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИДЕАЛЫ ЛИЧНОСТИ

Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу, об­щество и человеческое мышление.

Мировоззрение служит высшим регулятором поведения и дейс­твий личности. Импульс к действию, возникший под влиянием внут­ренних условий или внешних обстоятельств, соотносится с мораль­ными взглядами человека.

Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, — оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и нак­лонностей.

Понятие об идеале.

Идеал-это образ, которым руководствуется личность в настоя­щем и который определяет план самовоспитания.

Сознание своего идеала вызывает разнообразные переживания у человека. Идеальное обычно вызывает переживание удивления, вос­торга и восхищения, а у деятельной личности, кроме того, и страстное желание работать над собой, с тем чтобы приблизиться к идеалу.

Наблюдаются два типа отношения к идеалу: 1) созерцательное и

2) деятельное. В первом случае человек ограничивается восхищени­ем идеалом. Считая идеальное недосягаемым, он руководствуется в жизни так называемым здравым смыслом: "живи, как живется", "жи­ви, как другие рядом живут". Во втором случае восхищение идеаль­ным порождает огромную энергию для превращения идеального в ре­альные черты собственного характера. Идеал выступает как план действий.

Л — 3

3. Нейрон как структурно-функциональная единица нерв­ной системы.

Структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка, или нейрон. Всю нервную систему можно предста­вить как взаимосвязанную и взаимодействующую сеть из нескольких триллионов нервных клеток.

По своей функциональной значимости в составе рефлекторной дуги различают три вида нейронов:

рецепторные (чувствительные, афферентные), имеющие чувстви­тельные нервные окончания, которые способны воспринимать раздра­жения из внешней или внутренней среды;

эффекторные (эфферентные), окончания аксонов которых пере­дают нервный сигнал на рабочий орган;

ассоциативные (вставочные, центральные), являющиеся проме­жуточными в составе рефлекторной дуги и передающие информацию с чувствительного нейрона на эффекторные.

Принято различать следующие функции нейрона:

1. Воспринимающая — преобразование энергии раздражителя в спе­цифическую энергию.

2. Интегративная функция — обработка одновременно или в течение короткого интервала времени поступающих нервных сигналов

3. Мнестическая функция, или следовая функция.

4. Проводниковая функция (скорость распространения сигнала ко­леблется от нескольких сантиметров до 100-120 метров в секунду.)

5. Передающая функция (как передаточное звено).

Часто в бытовых разговорах приходится слышать сожалеющее вы сказывание, что нервные клетки не восстанавливаются. Да, приме­нительно к телу нейрона, это действительно так, и в ряде случаев это действительно плохо. Но следует также иметь в виду, что ко­личество нейронов у человека значительно превышает его потреб-

ности на протяжении всей жизни. И, кроме того, следует иметь в

виду, как это указывалось выше, нервные клетки на протяжении

жизни человека "обучаются", "приобретают опыт", а потому включе­ние в слаженный нейрональный ансамбль "необученного" элемента затруднило бы его работу.