Виды потребностей.
В настоящее время достаточна популярна классификация пот-
ребностей А.Маслоу.
(дать схему).
Согласно его представлениям, если не удовлетворены нижележащие потребности, то вышележащие могут и не возникать.
ИНТЕРЕСЫ
Интерес-это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то деятельности.
И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно.
Виды интересов. Интересы различают по их содержанию, или направленности. В этом плане можно выделить материальные, общественные и духовные интересы.
Материальный интерес может проявляться в стремлении к жилищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т. п.
Духовные интересы характеризуют высокий уровень развития личности. Это прежде всего познавательные интересы (в широком смысле слова) к математике, физике, химии, биологии, философии, психологии и т. п. К ним также относятся интересы к литературе и разным видам искусства (музыке, живописи, театру).
Общественные интересы включают интерес к общественной работе, к организационной деятельности.
Различают непосредственный и опосредованный интересы. Непосредственный интерес — это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, овладения знаниями, процессу труда, творчества. Опосредованный интерес-это интерес к результатам деятельности: например, к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению, ученому званию или, наконец, к материальным результатам труда.
По уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные интересы — это созерцательные интересы. Активные интересы — это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевая объектом интереса.
Интересы различают также и по объему. Могут быть люди с широкими, разносторонними и глубокими интересами и люди с широкими, но поверхностными интересами.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИДЕАЛЫ ЛИЧНОСТИ
Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу, общество и человеческое мышление.
Мировоззрение служит высшим регулятором поведения и действий личности. Импульс к действию, возникший под влиянием внутренних условий или внешних обстоятельств, соотносится с моральными взглядами человека.
Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, — оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
Понятие об идеале.
Идеал-это образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания.
Сознание своего идеала вызывает разнообразные переживания у человека. Идеальное обычно вызывает переживание удивления, восторга и восхищения, а у деятельной личности, кроме того, и страстное желание работать над собой, с тем чтобы приблизиться к идеалу.
Наблюдаются два типа отношения к идеалу: 1) созерцательное и
2) деятельное. В первом случае человек ограничивается восхищением идеалом. Считая идеальное недосягаемым, он руководствуется в жизни так называемым здравым смыслом: "живи, как живется", "живи, как другие рядом живут". Во втором случае восхищение идеальным порождает огромную энергию для превращения идеального в реальные черты собственного характера. Идеал выступает как план действий.
Л — 3
3. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы.
Структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка, или нейрон. Всю нервную систему можно представить как взаимосвязанную и взаимодействующую сеть из нескольких триллионов нервных клеток.
По своей функциональной значимости в составе рефлекторной дуги различают три вида нейронов:
рецепторные (чувствительные, афферентные), имеющие чувствительные нервные окончания, которые способны воспринимать раздражения из внешней или внутренней среды;
эффекторные (эфферентные), окончания аксонов которых передают нервный сигнал на рабочий орган;
ассоциативные (вставочные, центральные), являющиеся промежуточными в составе рефлекторной дуги и передающие информацию с чувствительного нейрона на эффекторные.
Принято различать следующие функции нейрона:
1. Воспринимающая — преобразование энергии раздражителя в специфическую энергию.
2. Интегративная функция — обработка одновременно или в течение короткого интервала времени поступающих нервных сигналов
3. Мнестическая функция, или следовая функция.
4. Проводниковая функция (скорость распространения сигнала колеблется от нескольких сантиметров до 100-120 метров в секунду.)
5. Передающая функция (как передаточное звено).
Часто в бытовых разговорах приходится слышать сожалеющее вы сказывание, что нервные клетки не восстанавливаются. Да, применительно к телу нейрона, это действительно так, и в ряде случаев это действительно плохо. Но следует также иметь в виду, что количество нейронов у человека значительно превышает его потреб-
ности на протяжении всей жизни. И, кроме того, следует иметь в
виду, как это указывалось выше, нервные клетки на протяжении
жизни человека "обучаются", "приобретают опыт", а потому включение в слаженный нейрональный ансамбль "необученного" элемента затруднило бы его работу.