Социальная сущность личности
Личность является в одно и то же время объектом и субъектом общественных отношений. Богатство личности зависит от многообразия ее связей с другими людьми, от активного отношения к жизни.
Личность как объект общественных отношений. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и прежде всего экономических, трудовых отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.
На психологию личности вместе с тем влияет и психология социальной группы, в которую личность входит. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам.
Личность как субъект общественных отношений. Личность не только объект общественных отношений, но и субъект, т. е. является деятелем общественного развития. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей.
Личность-существо сознательное, она может выбирать тот или иной образ жизни.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
В настоящее время психологическая наука изучает целый спектр психических явлений, которые могут быть подразделены на следующие категории:
- психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные) (характеризует процессуальность исследуемого свойства);
- психические состояния (характеризует статический момент, относительное постоянство исследуемого явления)
- психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность) отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности.
+ неосознаваемые психические процессы.
(дать рисунок структура личности (псих. процессов, сост. и св-в и неосознаваемых псих. процессов)
При изучении личности акцент производится на свойствах как усточивых компонентах личности.
Первый компонент структуры характеризует направленность личности, или избирательное отношение человек к деиствительности.
Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности.
Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде.
Четвертый компонент — темперамент, динамическая характеристика психических явлений человека.
2. Понятие о направленности личности. Потребности, интересы, установки мировоззрение и идеалы личности.
Основные компоненты личности (дать схему св-в личности).
Первый компонент структуры характеризует направленность личности, или избирательное отношение человек к деиствительности.
Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующая направленность определяет всю психическую деяельности личностй.
Направленность личности — это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.
Побуждать человека могут как материальные, так и идеальные мотивы.
Мотивы — это осознанные побуждения к деятельности или поведению.
От мотивов как осознанных побуждений следует отличать так называемые влечения, когда личность действует под влиянием внутренних побуждений или внешних стимулов, которые не осознаны.
ПОТРЕБНОСТИ Для того чтобы жить, люди должны удовлетворять различные потребности: в пище, одежде и многом другом.
Потребность — это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.
Потребности побуждают человека к активности.
Потребности определенным образом влияют на переживания, мышление и волю человека. В связи с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, в зависимости от средств и способа их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения или успокоения, удовольствия или неудовольствия.
Потребности человека многообразны. Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Так, например, человек, испытывающий голод или жажду, ни о чем другом не может думать, как о поисках средств утоления жажды или голода.
Широта потребностей зависит от уровня развития человека и материальных условий его жизни.