Социальная сущность личности

Личность является в одно и то же время объектом и субъектом общественных отношений. Богатство личности зависит от многообра­зия ее связей с другими людьми, от активного отношения к жизни.

Личность как объект общественных отношений. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отноше­ний, и прежде всего экономических, трудовых отношений, складыва­ющихся в процессе производства и потребления материальных благ.

На психологию личности вместе с тем влияет и психология со­циальной группы, в которую личность входит. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отно­шений к обществу, труду, людям, собственным качествам.

Личность как субъект общественных отношений. Личность не только объект общественных отношений, но и субъект, т. е. явля­ется деятелем общественного развития. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных за­кономерностей.

Личность-существо сознательное, она может выбирать тот или иной образ жизни.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

В настоящее время психологическая наука изучает целый спектр психических явлений, которые могут быть подразделены на следующие категории:

- психические процессы (познавательные, волевые, эмоцио­нальные) (характеризует процессуальность исследуемого свойства);

- психические состояния (характеризует статический момент, относительное постоянство исследуемого явления)

- психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность) отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности.

+ неосознаваемые психические процессы.

(дать рисунок структура личности (псих. процессов, сост. и св-в и неосознаваемых псих. процессов)

При изучении личности акцент производится на свойствах как усточивых компонентах личности.

Первый компонент структуры характеризует направленность лич­ности, или избирательное отношение человек к деиствительности.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельнос­ти.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде.

Четвертый компонент — темперамент, динамическая характерис­тика психических явлений человека.

2. Понятие о направленности личности. Потребности, ин­тересы, установки мировоззрение и идеалы личности.

Основные компоненты личности (дать схему св-в личности).

Первый компонент структуры характеризует направленность лич­ности, или избирательное отношение человек к деиствительности.

Направленность включает различные свойства, систему взаимо­действующих потребностей и интересов, идейных и практических ус­тановок. Доминирующая направленность определяет всю психическую деяельности личностй.

Направленность личности — это система побуждений, определя­ющая избирательность отношений и активность человека.

Побуждать человека могут как материальные, так и идеальные мотивы.

Мотивы — это осознанные побуждения к деятельности или пове­дению.

От мотивов как осознанных побуждений следует отличать так называемые влечения, когда личность действует под влиянием внут­ренних побуждений или внешних стимулов, которые не осознаны.

ПОТРЕБНОСТИ Для того чтобы жить, люди должны удовлетворять различные потребности: в пище, одежде и многом другом.

Потребность — это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.

Потребности побуждают человека к активности.

Потребности определенным образом влияют на переживания, мышление и волю человека. В связи с удовлетворением или неудов­летворением потребностей, в зависимости от средств и способа их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения или успокое­ния, удовольствия или неудовольствия.

Потребности человека многообразны. Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять ос­новное направление деятельности. Так, например, человек, испыты­вающий голод или жажду, ни о чем другом не может думать, как о поисках средств утоления жажды или голода.

Широта потребностей зависит от уровня развития человека и материальных условий его жизни.