Основные отечественные и зарубежные теории личности

Особенности психического отражения.

Формы поведения животных

- Инстинкт (врожденная видовая форма поведения; для него х-но 1)шаблонность, 2) жесткая детерминация, 3) они вызываются строго определенными раздражителями.)

- Навык (индивидуально приобретенная форма поведения) (вы­рабатывается в течение жизни, изменяется при изменении обстанов),

и интеллектуальная форма поведения (отражаются взаимосвязи между предметами, имеет подготовительный этап).

Отражение присуще всей материи. Взаимодействие любых матери­альных тел приводит к их взаимным изменениям.

Чем же характеризуется психика как отражение?

К особенностям психического отражения относятся:

- это активный процесс (носит характер взаимодействия)

- любое воздействие преломляется через внутреннее состояние того, кто отражает;

- психическое отражение носит опережающий характер;

Основными функциями психики человека являются:

- отражение действительности;

- сохранение целостности организма;

- регуляция поведения

Все эти функции в целом способствуют адаптации.

Рис.

Органическими предпосылками развития личности является дос­таточный уровень развития центральной нервной системы и включе­нность человека в систему социальных отношений (Маугли и т.п.).

Необходимо отметить, что в настоящее время доказано, что особенности деятельности коры головного мозга накладывает су­щественный отпечаток на проявления психики.

Так, в настоящее время известен такой феномен, как ассимет­рия полушарий. Левое полушарие в своей работе выступает как ве­дущее в в осуществлении речевых и других связанных с речью функ­ций (чтения, письма, счета, логической памяти, словесно-логичес­кого мышления, произвольной речевой регуляции психических про­цессов и состояний). Правое полушарие выполняет не связанные с речью функции и соответствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне.

Правое полушарие отвечает з целостное восприятие объекта и выполняет функцию глобальной интеграции образа.

Левое полушарие функционирует на основе аналитического под­хода, осуществляя отображение предмета, формируя отдельные части психического образа.

Необходимо отметить, что в восприятии внешнего мира задейс­тсвованы оба полушария. Нарушение работы любого из них может привести к потере контакта человека с окружающей действитель­ностью.

1. Психоаналитическая концепция З.Фрейда. Структура личнос­ти включает в себя 3 составляющие: Оно (ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

ОНО — руководствуется принципами удовольствия и проявля­ется в неосознаваемых желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и желаниях.

Я — разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствии с прици­пом реальности.

Сверх-Я — основана на принципе реальности и представлено социальными нормами, определяющими поведение личности.

Основные противоречия происходят между Сверх-Я и Оно, кото­рые разрешает и регулирует Я . Если оно не может их разрешить, возникает внутриличностный конфликт.

Фрейд в своей теории раскрывает природу внутриличностных конфликтов и механизмы защиты от них (проекция, сублимация, ра­ционализация, вытеснение, регрессия).

2. Теория комплекса неполноценности А.Адлера.

По Адлеру у человека уже в первые 5 лет жизни формируется комплекс неполноценности. Он вызывает активность личности. Ак­тивность проявляется в виде развитого социального чувства (поиск интересной работы, друзей) или в виде неразвитого социального чувства (преступности, алкоголизма, наркомании). Эти формы спо­собствуют компенсации комплекса неполноценности. Комплекс непол­ноценности компенсируется и стимуляцией собственных способнос­тей, имеющий 3 формы проявления: 1)адекватная компенсация (сов­падение превосходства с социальными интересами (спорт, музыка);

2) сверхкомпенсация (гиперразвитие эгоистической способности (накопительство, ловкачество) и 3) мнимая компенсация (уход в болезнь).

3. Типология личности К. Юнга. Он выделяет два типа личнос­ти: экстравертов (он ориентирован на внешний мир) и интровертов (оринтированных на мир собственных переживаний).

4. Теория личности Э.Фрома. Личность имеет двойственную, дихотомическую природу. Поэтому источником ее конфликтов являют­ся такие проблемы, как проблемы жизни и смерти, ограниченность человеческой жизни, проблемой громадных возможностей человека и ограниченностью возможностей их реализации.

5. Теория психосоциального развития Э.Эриксона. Он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности. На каждой стадии существуют свои критические отметки. И если их личность проходит благоприятно, то развитие личности продолжает­ся гармоническое и наоборот.

6. К.К. Платонов понимал под личностью биосоциальную струк­туру, имеющую следующие составные части : 1)направленность, 2) опыт, 3) индивидуальные особенности отражения; 4) темперамент.

7. Концепция личности И.П.Павлова. Психического как самос­тоятельного явления в природе не существует и все психические явления можно объяснить с помощью биологических (физиологических понятий (биологизаторская концепция личности).

8. Концепция В.Штерна. Психическое развитие личности в краткой форме воспроизводит основные ступени исторического раз­вития общества (социологизаторская концепция личности).

Концепция личности К.Хорни. Человеком управляют две тенден­ции — стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Эти стремления часто ведут к столкновению. Су­ществует 3 стратегии их преодоления: 1)стремление к людям;

2)стремление отдалиться от них; 3) стремление действовать против людей (агрессия) (это пути здорового человека) и 4) невротичес­кая покорность (больного).