Психология в системе других наук
Этапы проведения психологического исследования.
Методы исследования, применяемые в психологии
Построить исследование так, чтобы оно отвечало всем рассмотренным принципам, помогает его правильная организация.
Существует следующая классификация методов, используемых при проведении психологических исследований:
- методы организации исследований (лонгитюдный, сравнительный);
- методы сбора фактического материала (самонаблюдение, наблюдение (внешнее, включенное), анкетирование, беседа, опросники (открытые, закрытые), изучение продуктов деятельности, тесты (успешности, достижений, проективные), эксперимент (естественный, лабораторный (с использованием аппаратуры и без нее);
- методы обработки материала (качественный и количественный анализы).
Проведение конкретных психологических исследований может быть весьма различным. Однако обычно большинство из них включает в себя некоторые общие этапы.
Так, любое исследование имеет следующие этапы:
1) подготовительный (первый) этап исследования, в ходе которого изучается литература по интересующему вопросу и проводится первичное знакомство с испытуемыми. Наиболее часто для этого используют такие методы, как наблюдение, беседа, анкета.
Этот этап завершается определением предмета исследования, основных его гипотез и разработкой исходных позиций построения методики.
2) Второй этап — это этап создания методики исследования. Здесь определяется метод организации исследования (лонгитюдный или сравнительный и возможные их сочетания), выбираются основные методы сбора фактического материала, готовится необходимое экспериментальное оборудование.
3) Третий этап — основной сбор фактического материала с помощью тех методов, которые выбраны для данного исследования.
4) Четвертый этап — качественный и количественный анализ материалов исследования, их интерпретация и изложение полученных результатов.
Человек изучается в различных дисциплинах
- как представитель биологического вида
- как член общества
- как субъект деятельности
Исходя из этого, психология имеет тесные связи со следующими науками:
- биологическими (биология, антропология, анатомия, эмбриология и т.д.)
- гуманитарными (философия, педагогика, социология, история)
- техническими (эргономика, инженерная психология).
Отрасли психологии, их взаимосвязьПсихологическая наука на современном этапе развития предс-
тавляет собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин.
Отдельные области психологии тесно связаны между собой.
Различают следующие отрасли психологии:
Общая психологияисследует наиболее общие закономерности пси-
хической деятельности взрослого нормального человека.
Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека в различном возрасте.
Педагогическая психологияисследует психологические основы
обучения и воспитания.
Психология труда исследует психологические основы трудовой деятельности.
Инженерная психология исследует вопрос о взаимодействии человека с машиной.
Космическая психология занимается вопросами волевой и моральной подготовки космонавтов, психологическим обоснованием методов обучения и тренировки.
Военная психология занимается психологией человека в военной обстановке
Психология спорта разрабатывает психологические основы обучения и воспитания спортсменов, изучает законы выработки спортивных навыков и умений.
Психология искусства рассматривает психологические компоненты деятельности, направленной на создание произведений искусства, раскрывает закономерности восприятия человеком этих произведений.
Социальная психология изучает психические проявления различных социальных общностей, характер взаимоотношений людей в группах, положение личности в них.
Юридическая психология изучает проблемы, связанные с психологическими аспектами следствия, а также психологические особенности личности преступника, мотивы преступления, психологию заключенного, психологические основы перевоспитания преступников.
Медицинская психология занимается вопросами психотерапии, психогигиены, вопросами общения врача и больного.
Патопсихология исследует различные формы нарушения нормальной психической деятельности людей.
Имеется несколько направлений в этой отрасли психологии: олигофренопсихология (изучает патологические случаи психического развития, связанные с врожденными дефектами мозга); тифлопсихология (изучает психологию людей, не имеющих зрения или слабовидящих); сурдопсихология (исследует психологические особенности, связанные с на рушением слуха).
Сравнительная психология изучает психику животных.
3. Органические предпосылки развития личности. Особенности психического отражения.Асимметрия полушарий и особенности психических процессов.
Психика возникает только на определенном этапе развития материи. До появления на Земле живых существ, обладающих психикой, существовала неживая природа, возраст которой исчисляется миллиардами лет. Первые живые существа появились только несколько миллионов лет назад.
Материальной основой психики является деятельность центральной нервной системы. При этом, по мере усложнения строения нервной системы усложнялась и психическая деятельность.
Этапы развития Н.С.:
1) простейшая н.с. — сетевидная — у кишечноплостных (гидра, медуза, актиния) — форма поведения (недифференцированные реакции
на различные раздражители);
2) ганглиозная (цепочная) Н.С. — у насекомых (возможны обонятельные, вкусовые, осязательные и зрительные ощущения). (Сенсорная стадия развития психики).
3) ЦНС (у позвоночных животных) — возможно целостное отражение предмета (Перцептивная стадия развития психики).