Законодательство в сфере охраны здоровья и медицинское право

План

Библиографический список

 

Конституция Российской Федерации // Справочная правовая система «Гарант». URL: http://www.garant.ru (дата обращения 25.05.12).

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» //Там же.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» //Там же.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» //Там же.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» //Там же.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» //Там же.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» //Там же.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» //Там же.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» //Там же.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 г. № 364 «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения// Там же.

Рассолов И.М. Информационное право: учебник /И.М. Рассолов. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – 440 с.

 

Лекция 12

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

1. Законодательство в сфере охраны здоровья и медицинское право.

2. Основные принципы охраны здоровья.

3. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья.

4. Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья.

5. Права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.

6. Права и обязанности застрахованных лиц и медицинских организаций в сфере

обязательного медицинского страхования.

7. Обращение лекарственных, наркотических средств и психотропных веществ.

 

 

 

В развитие конституционных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ) в конце 2011 года в Российской Федерации принят важный законодательный акт – Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон РФ № 323-ФЗ), в ст. 1 которого отмечено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Большое значение имеет ст. 2 Федерального закона РФ № 323-ФЗ, в которой сформулированы следующие основные понятия:

1) здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

3) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

4) медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

5) медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;

6) профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

7) диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

8) лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

9) пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

10) медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

11) медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;

12) фармацевтическая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность;

13) медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность;

14) фармацевтический работник - физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее - лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка;

15) лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения;

16) заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;

17) состояние - изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи;

18) основное заболевание - заболевание, которое само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти;

19) сопутствующее заболевание - заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной смерти;

20) тяжесть заболевания или состояния - критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением;

21) качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

В ст. 3 Федерального закона РФ № 323-ФЗ указано:

«1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.

4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.

Необходимо различать отрасль законодательства в сфере охраны здоровья и медицинское право как соответствующую отрасль права.

Отрасль права – это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений.

Медицинское право– это система правовых норм, регулирующих общественные отношения пациентов (их законных представителей) и медицинских работников, возникающие в процессе оказания медицинской помощи.

Правовые нормы образуют отрасль через правовые институты.

Правовой институт – это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений.

В медицинском праве можно назвать, в частности, следующие правовые институты:

1. Институт информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.

2. Институт применение вспомогательных репродуктивных технологий.

3. Институт врачебной тайны.

Самостоятельную отрасль права характеризуют собственный предмет правового регулирования и специфический метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это то, на что воздействует право. Известно, что право воздействует на общественные отношения.

Следовательно, предмет правового регулирования – это качественно однородный вид общественных отношений, на которые воздействуют нормы определенной отрасли права.

Предметом правового регулирования в медицинском правеявляются взаимоотношения пациентов (их законных представителей) и медицинских работников, возникающие в процессе оказания медицинской помощи.

Метод правового регулирования общественных отношений – это совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения, на поведение граждан и организаций в этих отношениях.

Юридические методы заключаются в том, что право воздействует на общественные отношения трояким путем в зависимости от того, каков характер правил поведения, закрепленных в диспозициях юридических норм.

Среди методов правового регулирования различают: дозволение, предписание, запреты.

Дозволение представляет участникам общественных отношений право на совершение положительных действий, указывает на возможное поведение субъектов.

Предписание устанавливает обязанность физических и юридических лиц совершать какие-либо активные действия.

Запреты указывают на необходимость воздержаться от определенного поведения, признаваемого противоправным.

В юриспруденции традиционно считается, что каждая самостоятельная отрасль права имеет свой специфический метод правового регулирования. И на этом основании нередко в научной юридической литературе можно встретить суждение о том, что какая-либо отрасль, например, медицинское право не может считаться самостоятельной, поскольку у нее нет специфического метода правового регулирования. Данная традиционная точка зрения не отвечает объективным процессам, происходящим в современной российской правовой системе.

Правильнее говорить о преобладании какого-либо метода правового регулирования в определенной самостоятельной отрасли права.

Так, для гражданского права характерно преобладание дозволения как основного метода правового регулирования. Но в гражданском праве применяются и такие методы правового регулирования как предписание и запрет.

В административном праве основным методом правового регулирования является предписание. Вместе с тем в данной отрасли права применяется и запрет, и дозволение.

В уголовном праве основным методом правового регулирования является запрет. Однако, в этой отрасли права применяется также предписание и даже дозволение.

В медицинском праве также применяются все три метода правового регулирования. Для метода правового регулирования в медицинском праве характерно то, что дозволение, предписание и запрет применяются в равных пропорциях.

Таким образом, медицинское право – это самостоятельная отрасль права с собственными предметом правового регулирования и методом правового регулирования, для которого характерно пропорциональное сочетание дозволения, предписания и запрета.