Ответственность. Законность и правопорядок
Правоотношения. Юридические факты. Юридическая
Согласно ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Нормативные акты распространяют свое действие на:
- территорию Российской Федерации;
- территорию субъекта Российской Федерации;
- территорию, указанную в самом нормативном акте;
- локальную территорию конкретного юридического лица.
Действие нормативного акта по кругу лиц определяет то, что он действует в отношении всех граждан Российской Федерации, государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, иностранцев и лиц без гражданства. Специальные нормативные акты могут распространять свое действие на отдельные категории граждан и должностных лиц.
Основным источником российского права выступает нормативно-пра-вовой акт.
Нормативные акты классифицируют следующим образом: закон, подзаконные и локальные акты.
Закон– это нормативный (нормативно-правовой) акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
По юридической силе законы классифицируются так:
1) Конституция Российской Федерации;
2) федеральные конституционные законы;
3) федеральные законы;
4) законы субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
В порядке убывания юридической силы выделяют следующие подзаконные акты:
1) Указы и распоряжения Президента РФ;
2) Постановления и распоряжения Правительства РФ;
3) Приказы федеральных органов исполнительной власти;
4) Постановления и распоряжения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
5) Нормативные акты муниципальных органов власти.
Локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного юридического лица (устав, правила внутреннего трудового распорядка, приказы руководителя).
Нормы права воздействуют на общественные отношения через сознание
и волю его участников, превращая эти отношения в правоотношения.
Правоотношение – это идеологического характера общественные отношения, урегулированные нормами права, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей и осуществление которых обеспечивается мерами государственного принуждения.
Элементами правоотношения являются:
1. Субъекты, между которыми оно устанавливается.
2. Объекты, на которые оно направлено.
3. Содержание (субъективные права и юридические обязанности).
Субъект правоотношения – граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, второй субъект – организации, особый субъект – само государство.
Для того, чтобы быть субъектом правоотношения необходимо обладать особыми юридическими свойствами, при наличии которых они могут участвовать в правоотношении. Эти свойства образуют правосубъектность, которая состоит из правоспособности и дееспособности.
Правоспособность – это способность лица иметь права и нести обязанности, признанные действующим правом. Правоспособность человека возникает с момента рождения.
Дееспособность – это способность лица своими действиями приобретать, применять и осуществлять права и нести обязанности путем совершения юридических актов. Дееспособность возникает в определенные возрастные периоды.
Правоспособность и дееспособность организаций возникает и прекра- щается одновременно.
Объектом правоотношения являются предметы, на которые направлена деятельность субъектов правоотношения, осуществляемая ими в процессе реализации своих субъективных прав и юридических обязанностей.
Содержанием правоотношения всегда выступают субъективные права и юридические обязанности.
Субъективное право – это закрепленное за управомоченным в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения в данном правоотношении, обеспеченная возложением обязанностей на других лиц.
Юридическая обязанность – это предписанная обязанному лицу в целях удовлетворения интересов управомоченного мера должного поведения в данном правоотношении, обеспеченная предоставлением управомоченному требовать от обязанного лица исполнения обязанностей, опираясь при этом на аппарат государственного принуждения.
Юридические факты– это факты или обстоятельства, с наличием которых норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Юридические факты подразделяются по их связи с индивидуальной волей субъекта на две группы: события и действия.
События – это юридические факты, происходящие независимо от воли людей.
Действия – это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей.
Все действия подразделяются на правомерные и неправомерные.
Правомерные действия – это такие юридические факты, которые влекут за собой возникновение у лиц юридических прав и обязанностей, пред-усмотренных нормами права.
Правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки.
Юридические акты – это такие правомерные действия, которые специально совершаются людьми с целью вступления их в определенные право-отношения.
Юридические поступки – это правомерные действия, которые специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, однако влекут за собой такие последствия.
Неправомерные действия (правонарушения) – это такие юридические факты, которые противоречат (не соответствуют) требованиям правовых норм.
Все правонарушения делятся на преступления и проступки.
Правонарушение – это противоправное, общественно вредное, виновное деяние, влекущее за собой юридическую ответственность.
Противоправность – сущностный признак правонарушения, указывающий на нарушение определенной нормы права.
Общественная вредность правонарушения имеет характер и степень. Характер общественной вредности правонарушения – его качественная характеристика, позволяющая отграничивать правонарушения друг от друга в зависимости от общественных отношений, на которые они посягают. Степень общественной вредности – количественная характеристика правонарушения. Степень общественной вредности является критерием для дифференциации правонарушений в зависимости от размера вреда.
Вина определяет психическое отношение лица к противоправному и общественно вредному деянию.
Признаком и одновременно следствием правонарушения является также установление законодательством юридической ответственности за совершение тех или иных деяний.
Юридическая ответственность – это претерпевание субъектом правонарушения неблагоприятных последствий, установленных законом.
Юридическая ответственность имеет следующие признаки: правонарушение как основание, государственное принуждение, претерпевание неблагоприятных последствий.
Правонарушение как основание предусматривает, что к юридической ответственности можно привлечь только за те деяния, за которые она предусмотрена законодательством.
Государственное принуждение означает, что при возложении юридической ответственности возникают правоотношения, при которых одна сторона (правонарушитель) вынуждена подчиниться другой стороне (государству в лице его органов и должностных лиц).
Претерпевание неблагоприятных последствий находится в зависимости от совершенного правонарушения. Эти последствия реализуются применением различных мер наказания за совершенное правонарушение.
Различают следующие основные виды юридической ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.
Законность– это неуклонное соблюдение норм права всеми субъектами общественных отношений (гражданами, организациями, государственными органами, должностными лицами).
Основными принципами законности являются: верховенство закона, всеобщность, общественная польза, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, неотвратимость ответственности за нарушение закона.
Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой по отношению к любым другим актам. Конституция как Основной закон имеет высшую юридическую силу перед другими законами. Верховенство закона выражается в том, что основные общественные отношения должны регулироваться только законами.
Всеобщность предполагает, что любой закон должен единообразно реализовываться на всей территории государства при осуществлении любой деятельности и в отношении любого лица.
Общественная польза означает, что должны приниматься только те законы, которые продиктованы потребностями развития общества, а не корыстными и иными субъективными представлениями отдельных физических или юридических лиц.
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности обусловлено тем, что существует объективное отставание принятия новых законов от изменений общественных отношений либо, напротив, опережение законом сложившихся общественных отношений. Любая целесообразность допустима только в том случае, если она не противоречит закону.
Неотвратимость ответственности за нарушение закона позволяет воплощать законность в общественной практике и поддерживать ее, без чего она останется отвлеченной теоретико-юридической конструкцией.
С законностью тесно связано другое правовое явление – правопорядок.
Правопорядок – это реализованная законность, состояние упорядоченных на основе норм права общественных отношений.
Правопорядок всегда вторичен по отношению к законности. Поэтому укрепление законности, реализация ее принципов в полном объеме неизбежно укрепляет и правопорядок. В свою очередь, чем слабее реализуются принципы законности, тем слабее правопорядок и сильнее произвол, тем ниже защищенность прав и свобод граждан, уровень их личной безопасности.
Современное общество заинтересовано в укреплении законности и создании такого правопорядка, который обеспечит его прогрессивное развитие, укрепление государства и повышение благосостояния граждан.