СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ.

30.09.2011

ПРИЗНАКИ ПРАВОСУДИЯ.

1) Осуществляется только судом – ст.118 КРФ п.1

2) Осуществляется определенными способами (4 вида судопроизводства) – путем разрешения споров и рассмотрения в судебных заседаниях дел, отнесенных к их компетенции посредством ГР Конст Админ УГ судопроизводства

3) Соблюдение процедуры

4) 4)акты правосудия носят общеобязательный характер

Принцип – основополагающая идея, начало, исходное положение, определяющая наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности или лежащая в основе правового регулирования тех или иных сфер общественных отношений.

Характеристики принципов права (признаки):

1) имеют высокую юридическую силу, как правило, они закреплены в КРФ

2) обязательны для правоприменителя и для законодателя (законодатель должен конструировать и формировать законы таким образом, чтобы не только не нарушить принцип правосудия, но и воплотить его), вообще общеобязательны

3) принципы являются стабильными и устойчивыми; реализация принципов исторически, политически и социально обусловлена

5) Принципы носят общий характер

6) Принципы образуют систему основополагающих положений (ни один из принципов не может быть главенствующим, доминирующим; каждый из них дополняет другой; они имеют сбалансированное значение)

 

ПРИНЦИПЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1) Принцип законности – все должно быть в соответствии с законом

2) Принцип «разрешено все, что не запрещено законом» и «разрешено только то, что разрешено»(по отношению к публичной власти)

Оба находят применение в правоохранительном механизме

Разрешительный принцип («разрешено только то, что разрешено») адресован публичной власти

«Разрешено все, что не запрещено» – для гражданина, например, ст.45 п.2

3) Принцип согласованности, баланса личных, общественных и государственных интересов

Ст.2 КРФ

4) Принцип соблюдения человеческого достоинства (как продолжение принципа №3)

5) Принцип деполитизации и деидеологизации правоохранительной деятельности

 

Ст.10 КРФ – разделение властей

Судебная власть и судебная система - это нетождественные понятия(в СССР была судебная система, но не было судебной власти).

Схема судебных органов представляет собой судебную систему.

Судебная власть невозможна без судебной системы, но наличие судебной системы не означает, что есть судебная власть.

Судебная власть существует:

1) Когда суд наделяется реальными полномочиями, дающими ему возможность защищать свободу личности от произвола законодательной и исполнительной властей. Идеологической, теоретической и юридическойпредпосылкой создания судебной власти является признание такого государственного устройства и политического режима, которые бы сводили к минимуму опасность произвола;

2) Трансформация судебной системы в судебную власть предполагает наличие условий ее автономного функционирования.

Автономность судебной власти относительна, т.к:

1) она действует по законам, создаваемыми законодательной властью. Судебная власть не должна быть произвольной, она тоже ограничена рамками. Парламент устанавливает границы, правила, по которым функционирует судебная власть;

2) финансирование же находится в руках исполнительной власти. Поэтому судебная власть в определенной мере зависит и от нее.

 

«Суд – уста закона»Ш.Л.Монтескье. Закон говорит через суд. Определение «суд - уста закона» недостаточно потому, что если суд только декларирует закон, провозглашает то, что в законе, то суд будет заложником неправового закона. Когда появляется функция конституционного контроля, сопровождаемая включением общепризнанных принципов и норм международного права в систему источников права, а об этом в ст.15 КРФ ч.4,. вот тогда появляются условия, чтобы говорить о судебной власти как о реальной власти в системе сдержек и противовесов. Тогда судебная власть становится равновеликой с остальными видами власти. Такое возможно, когда судебная власть может отказаться применять неправовой закон, когда она перестает быть «устами закона».

Иногда авторитет суда даже выше авторитета законодательного органа, ибо суд может «отменить» веление законодателя, н-р, КС может признать закон неконституционным, а вот законодатель отменить или преодолеть решение суда не может, не говоря уже об исполнительной власти.

Судебная система становится судебной властью тогда, когда она наделяется возможностями воздействия на другие ветви власти, включается в систему сдержек и противовесов, препятствующих узурпации всей государственной власти какой-либо из ее ветвей.

 

Судебная власть учреждена для защиты общества от противоправного поведения отдельных лиц, охраны прав и свобод граждан, контроля за деятельностью других ветвей власти, для обеспечения конституционности и законности их действий и решений.

Судебная власть оказывает управляющее воздействие, удовлетворяет потребность в справедливости, равноправии и защите от противоправных посягательств.

Все правовое государство связано правами и свободами личности, значит, и суд также ими связан. В этом смысле, будучи защитником прав и свобод, суд в пределах своей власти ограничен этими же правами и свободами.

 

Судебная власть – самостоятельная независимая ветвь государственной власти, созданная:

- для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, между самими гражданами и юридическими лицами;

- для контроля за конституционностью закона;

- для защиты прав граждан в отношениях с исполнительной властью и должностными лицами,

- для контроля за соблюдением прав человека при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности;

- для установления наиболее значимых юридических фактов и состояний.

 

Главная функция судебной власти– разрешение социально-правовых конфликтов.

Форма реализации(осуществления) судебной власти – отправление правосудия

Методы осуществления судебной власти – 4 вида судопроизводства ст.118 КРФ ч.2

 

Функция судебной власти: разрешение социально-правовых конфликтов и установление юридических фактов и состояний в форме осуществления правосудия, отправляемого в 4х видах судопроизводства.

Функции судебной власти этим не исчерпываются, т.к. среди прочего суды обладают правом законодательной инициативы, в частности, высшие суды.

Вспомогательные функции:

1) Кадровая

2) Законодательная инициатива

3) Издание разъяснений по вопросам судебной практики (постановления Пленума)

4) Информационно-аналитические

и т.д.

Судебная власть выступает инструментом самоограничения государства. Независимый суд – это гарантия выживания политических сил. Если суд не в состоянии защитить проигравшие политические партии от доминирующей, то, конечно, ни о какой демократии и речи быть не может.

Судебная власть, которая может признать закон, принятый парламентом, где находится победившая партия, подписанный президентом, который от победившей партии, неконституционным, и является противовесом узурпации власти.