Государство и право Киевской Руси (IX – XII век).

Часть 1. С древнейших времён до 1917 г.

КОНСПЕКТ КУРСА ЛЕКЦИЙ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

БРЕДИХИНА В.Е. (ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ)

1.1 . Общественный строй восточных славян в VI – IX веке.

1.2 . Образование Древнерусского государства.

1.3 . Норманнская и антинорманнская теория.

1.4 . Государственный строй Киевской Руси.

1.5 . Русская правда – первый свод законов России.

 

1.1. Восточнославянское общество проделало следующую эволюцию на пути к государственности: родовая общинасоседская община (при слиянии нескольких родовых) или племя – племенной союз. Причиной таких объединений послужила миграция родов (племён) в поисках свободных плодородных земель. Племенные союзы – протогосударственные образования, возникшие в VIII – IX веках (поляне, древляне, дреговичи, кривичи и др.). Славянское общество уже имело структуру – внутри племени (союза племён) имелось несколько привилегированных родов, из состава которых избирали вождя (князя) и старейшин. Вождь занимался военными вопросами, старейшины – внутриплеменными. Существовала общественная собственность на землю и средства производства. Источником права был обычай.

 

1.2. Важнейшая предпосылка для перехода общества к государственной форме существования – возникновение имущественного неравенства на базе института частной собственности. На пути к этому первобытнообщинное общество преодолело несколько этапов социально-экономической эволюции: 1) переход от присваивающего типа хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство); 2) племенное разделение труда – появление племён земледельцев, охотников, скотоводов, что стимулировало зарождение товарообмена, торговли и товарно-денежных отношений между ними; 3) появление на базе производящего хозяйства прибавочного продукта и, следовательно, частной собственности.

Государство есть форма политической организации общества. Его функция – регулирование общественных отношений на базе права. Государство отстаивает как узкоклассовые (особенно рабовладельческое и феодальное), так и общественные интересы (оборона, борьба с преступностью, образование, здравоохранение и т.д.).

Древнерусское государство возникает во второй половине IX века в результате объединения новгородским князем Олегом двух княжеств – Киевского и Новгородского (882 г.).

 

1.3. Обе теории возникли в XVIII веке. Первая отстаивала летописную версию о ведущей роли в зарождении славянской государственности варяжской (норманнской) княжеской династии и её основателя Рюрика (862 г.). Вторая – о самобытности восточнославянского государства и отсутствии следов иностранного участия в государственном строительстве Древней Руси (антинорманнисты допускают участие в образовании Киевского государства представителей западных славян, к которым иногда причисляют легендарного Рюрика).

 

1.4. Киевская Русь являлась раннефеодальной монархией во главе с наследственной княжеской династией – коллективным владельцем государства. Старейший член династии являлся главой государства с титулом великого князя и функциями верховного законодателя, судьи, военачальника. Остальные взрослые члены династии на правах наместников и одновременно кормленщиков сидели по областям страны – волостям или удельным княжествам (в первое время – без права передачи их прямым наследникам). Принцип престолонаследия – лествичный - предполагал передачу Киевского стола по старшинству в роду. Остальные члены династии занимали столы (волости) согласно старшинству, перемещаясь из одной области в другую со смертью старших родичей.

Великий князь управлял государством не самовластно, а сообща с дружиной, делившейся на старшую – мужей (впоследствии бояр) и младшую – отроков, гридей, детских. Старшие дружинники являлись княжескими советниками, наместниками и воеводами; младшие – телохранителями, отборными воинами, судебными исполнителями, налоговыми агентами. Дружина кормилась за счёт собираемой князьями в ходе полюдьядани (свои дружины были у удельных князей).

Раннефеодальная монархия – рыхлое политическое образование и не предполагает наличие прочных вертикальных связей между центром и регионами (впрочем, как и горизонтальных – между регионами). Киевская Русь являлась федерацией племенных княжений (впоследствии - удельных), зависимость которых от Киева ограничивалась ежегодной уплатой дани, отправкой военных отрядов в великокняжеское войско, правом верховного княжеского суда (в лице наместника) по некоторым видам преступлений. Местная власть в Древнерусском государстве была представлена великокняжескими наместниками (удельными князьями), исполнявшими фискальные, судебные и военные функции. В сборе дани наместникам помогали выборные от населения – сотские, пятидесятские и десятские. Важным институтом местного управления являлось вече – собрание представителей городской или сельской общины, на котором решались как внутриобщинные дела (раскладка налогов, повинностей, разбор мелких преступлений), так и вопросы государственного значения – приглашение князей.

 

1.5. «Русская правда» – древнейший свод законов нашей страны, известный в трёх редакциях: Краткой (XI век), Пространной (XII век) и Сокращённой (XV век). По содержанию, «Русская правда», прежде всего, памятник уголовного права, ограждавший от преступных посягательств личные и имущественные интересы. Краткая редакция состоит из двух частей – Правды Ярослава и Правды Ярославичей. Первая ограничила применение обычая кровной мести кругом ближайших родственников-мужчин; вторая – заменила кровную месть штрафом за убийство – вирой, размер которого зависел от социального положения убитого (от 5 до 80 гривен). Вира уплачивалась в княжескую казну. За увечья и кражи предусматривалась система более мелких штрафов - продаж. Смертной казни текст «Русской правды» не предусматривал, хотя учёные предполагают её наличие. Наиболее суровым наказанием – за умышленное убийство – считался «поток и разграбление» (передача семьи убийцы в княжеские холопы). Судебный процесс был открытым и состязательным. В случае недостатка улик применялся божий суд – испытания огнём и водой, поединок.