Образование Союза ССР

 

На исходе гражданской войны территория страны представляла собой, особенно на окраинах, конгломерат различных государственных и национально-государственных образований, статус которых определялся многими факторами: движением фронтов, состоянием дел на местах, силой местных сепаратистских и национальных движений. По мере того как Красная Армия занимала опорные пункты на различных территориях, возникала необходимость упорядочения национально-государственного устройства на территории, где к 1922 году установилась советская власть (это были советские республики Белоруссия, Украина, Азербайджан, Армения, Грузия, РСФСР, где проживали согласно переписи населения 1926 г. 125 наций и народностей). Для объединения народов этих республик в единое государство существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные корни. Образование СССР не было только навязанным сверху актом большевистского руководства. Это одновременно был процесс объединения, поддерживаемый снизу. С момента вхождения различных народов в состав России и присоединения к ней новых территорий их объективно начинала связывать общность исторических судеб. В отличие от колониальных империй Российское государство отличалось целостностью территории, полиэтническим характером ее заселения, мирной, по существу народной колонизацией, отсутствием геноцида (уничтожения отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам), историческим родством. Объединение советских республик имело и свое политическое основание – необходимость совместного выживания созданных советских режимов перед лицом враждебного внешнего окружения.

Взаимоотношения независимых республик оформлялись путем специальных договоров и соглашений (в области военной, хо­зяйственной, дипломатической и др.). В период 1919-1921 гг. была подписана целая серия таких договоров, которые предусматривали совместные мероприятия по обороне, в сфере хозяйственной деятельности, дипломатии. Согласно договорам, происходило частичное объединение органов управления, которое не предусматривало подчинение высших и центральных органов советских республик единому центру и единой политике. Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления политического строя в них и обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Сложившаяся договорная система тормозила решение многих вопросов экономического и политического сотрудничества. Для выработки наиболее рациональных форм национально-государственного устройства была создана специальная комиссия ВЦИК. На Х съезде РКП(б) Сталин выступил с основным докладом по национальному вопросу, утверждая, что Российская Федерация является реальным воплощением нужной формы государственного союза республик. Он стоял за создание в составе России крупных независимых государственных объединений с учетом их национальной специфики.

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объеди­нения. Сталин, возглавлявший народный комиссариат по делам национальностей РСФСР, разработал план “автономизации”. В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказских республик на правах автономии. Этот план ущемлял суверенные права народов, и потому большинство партийно-государственных руководителей республик высказались против него. В октябре–ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В.И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик. (Федерация– объединение государств, сохраняющих определенную государственную самостоятельность и имеющих единое союзное гражданство, единую союзную армию, единые союзные государственные органы).

В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение В.И. Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами Союза ССР стали РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская советская федеративная социа­листическая республика (в нее вошли Азербайджан, Армения, Грузия). Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. На съезде Советов был избран ЦИК СССР, в состав которого вошли председатели ЦИК союзных республик. В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла Конституцию – основной закон государства, определяющий его устройство, права и обязанности граждан, избирательную систему. В январе 1924 г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию, законодательно закрепившую образование Союза Советских Социалистических Республик. Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Устанавливались структура и объем полномочий высших органов власти и управления. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами – двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан.

Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. На верховные общесоюзные органы возлагалось определение основ народнохозяйственных планов, утверждение государственного бюджета, установление единой денежной системы. При Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В области избира­тельного права неизменными остались принципы Конституции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. На основе Конституции СССР 1924 г. были внесены изменения в конституции союзных республик. Ведущей силой объединительного процесса выступали коммунистические партии союзных республик.

После принятия Конституции СССР главным направлением в области национальной политики была провозглашена ликвидация исторически сложившегося неравенства народов, прежде всего в хозяйственной, социальной и культурной сферах. В 1924–1925 гг. было проведено национально-государственное размежевание в Средней Азии. Шел интенсивный процесс создания автономных республик и областей в Закавказье и Сибири. Однако не всегда достаточно продуманное национально-государственное размежевание, про­веденное в 20-х годах, породило очаги будущих межнациональных конфликтов. В 20-е годы изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа и районы.