В первой половине XIX в.

Общественное движение в России

 

В общественном и идейном движении России XIX в. обычно выделяют три основных направления: консервативное, либеральное и революционное. Борьба между этими направлениями определяла характер общественного развития страны в XIX в. Неудача преобразований Александра I и угроза революционных потрясений после восстания декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе. Правительство осознавало, что идеям и программам декабристов надо противопоставить свою идеологию. Эту задачу попытался решить крупный государственный деятель николаевской эпохи, министр народного просвещения граф С.С.Уваров, выдвинувший в 30-е гг. XIX в. новую правительственную концепцию, ставшую выражением охранительного направления, — “теорию официальной народности”. Ориентиром развития общественного сознания, по мысли С.С. Уварова, должны были служить три взаимосвязанных начала – “православие, самодержавие, народность”.

Резкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление П.Я.Чаадаева. Блестящий гусарский офицер в прошлом, друг А.С. Пушкина, участник тайных обществ Петр Яковлевич Чаадаев был выдающимся мыслителем. В 1829-1831 гг. он написал цикл “Философических писем”. Эта публикация стала крупнейшим событием идейной жизни России. Развернувшиеся в обществе споры вокруг “Философического письма” сыграли значительную роль в общественной жизни России, ускорив оформление вызревавших крупных идейных течений.

Центрами идейной жизни в 1830-1840 гг. становятся не тайные общества, а светские салоны, журналы, университетские кафедры. Русское общество обращается к работам немецких философов. К концу 30-х годов в русском обществе сложились либеральные течения западников и славянофилов. Западники исходили из мысли о единстве исторических путей России и Европы, поэтому полагали, в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Они были сторонниками конституционной монархии, политических свобод — свободы слова, совести и др., выступали за отмену крепостного права и развитие предпринимательства. Главным орудием преобразований в России западники считали государство и в связи с этим очень высоко оценивали преобразования Петра I. Иных взглядов на исторический путь России придерживались сторонники славянофильства. По своему социальному положению это были богатые помещики, представители старых дворянских родов. Они больше, чем западники, уделяли внимания древним историческим корням России, роли религии и церкви. Славянофилы считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Это, однако, не делало славянофилов сторонниками правительственной идеологии: они были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм, с которыми было связано самодержавие Николая I. А.И.Герцен сравнивал славянофилов и западников с двуликим Янусом: они смотрели в разные стороны, но в груди у них билось одно сердце. Западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества. Общим для западников и славянофилов было решительное неприятие революции. Поэтому оба направления русской общественной мысли часто относят к либеральному движению.

По мере развития общественной мысли от западнического крыла постепенно отделялось особое направление, представителями которого были А.И.Герцен, Н.П.Огарев и В.Г.Белинский. Спасение тысяч людей от нищеты В.Г. Белинский, А.И. Герцен и их единомышленники видели в социализме справедливом общественном строе, в котором отсутствуют частная собственность и эксплуатация человека человеком. Русские радикалы пришли к выводу, что первой достигнет социалистического будущего не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Основы “русского социализма” были разработаны А.И. Герценом, который в 1847 г. эмигрировал на Запад. Опорой нового общественного строя в России, согласно концепции “русского социализма”, должна была стать сохранившаяся с глубокой древности крестьянская община. Постепенно социалистические взгляды получили широкое распространение в русском обществе.