Опричнина. Взятие Новгорода. Репрессии

 

Деятельность Ивана IV Грозного при поддержке Избранной рады в 50-е годы XVI в. в области внешней и внутренней политики оказала положительное влияние на укрепление позиций Русского централизованного государства, ликвидировав остатки удельной старины, положив конец сепаратизму и усобицам феодальной аристократии. Тем не менее его внутренняя политика сплотила московскую аристократию в лице Боярской думы, усилила ее удельный вес в политической жизни страны. Это привело к обострению отношений между провинциальным и столичным дворянством и боярами. Одновременно начали портиться отношения царя с Избранной радой.

Уже к 1560 г. в политике Ивана IV обозначился резкий поворот от политики реформ к мрачной эпохе тирании, террора, которая охватывала последующее царствование Ивана IV и была связана прежде всего с опричниной. Современники и историки XVIII – XIX вв. объясняют этот резкий поворот разными причинами, но главными факторами этого сдвига, по мнению большинства историков, являются следующие: постепенное накопление разногласий царя с его ближайшим окружением как по вопросам внутренней политики (Ивана IV хотел форсировать централизацию), так и внешней, члены Избранной рады возражали против продолжения Ливонской войны. После тяжелых поражений русской армии в 1564 г. под Оршей Иван IV обвинил группу воевод в “измене”. Распря между царем и боярами превратилась в жестокое гонение на бояр после бегства в Литву князя А.М. Курбского, одного из лучших полководцев и ближайших соратников царя. Для борьбы с боярско-княжеской оппозицией, которую царь считал основным препятствием к установлению самодержавной власти, Иван IV нашел средневековое средство – опричнину (1565-1572).

3 января 1565 г. Иван IV уехал на богомолье в Троице-Сергиевский монастырь и остановился в своей резиденции в Александровской слободе, откуда отправил в Москву два письма. В тексте, обращенном к боярам, духовенству, служилым и приказным людям, он повторял свои обвинения их в измене и разных злоупотреблениях и сообщал, что он должен был “оставить свое государство”; в другом письме, к купцам “и ко всему православному крестьянству града Москвы”, царь писал, “чтобы они себе никоторого сумления не держали, гневу на них и опалы никоторые нет”. Эти демагогические письма произвели действие, на которые царь рассчитывал. Москва, брошенная царем на произвол судьбы во время тяжелой и опасной войны, пришла в смятение и послала к царю многолюдную депутацию с “челобитьем”, чтобы он “своими государствы владел и правил, как ему, государю, годно”, что же касается наказания царских “изменников “и лиходеев”, “то все положили на государской воле”. После заключения этого своеобразного “общественного договора” царя с народом Иван Грозный возвратился в Москву (сохраняя, однако, себе особый двор в Александровской слободе) и принялся устраивать управление “как ему, государю, годно”. Государство было разделено на две части: опричнину (от слова опричь – “кроме” – “кроме” остальной земли) и земщину. Зачисленным в опричнину боярам и дворянам выделялись земли в опричных уездах, а земских переселяли в земщину, где им взамен утерянных земель (как правило, обустроенных) давались новые. По существу опричнина вылилась в перераспределение земельных владений среди господствующего сословия и в массовый террор. Для проведения опричнины Иван IV набрал себе войско сначала тысячу, а потом до 6000 “человек скверных и всякими злостьми исполненных” (по выражению князя Курбского); он обязал их страшными клятвами не знаться ни с кем и повиноваться исключительно ему. Он одел их в черную одежду, посадил на черных коней, а к седлу велел привязать символы их власти и деятельности — метлу и собачью голову, в знак того, что они грызут царских недругов и выметают измену из Русской земли. На содержание своего нового двора царь забрал в “опричнину” около 20 городов с уездами и отдельных волостей, преимущественно в центральных и северных областях государства.

Сразу после учреждения опричинины начался террор. Уже в феврале 1565 г. было казнено сразу 5 человек из высшей аристократии. Репрессии в отношении реальных и мнимых противников самодержавной власти Ивана Грозного превратились в составную часть политики опричнины. Кульминацией опричного террора стали события конца, 1569 — лета 1570 г. Царь воспользовался ложным доносом о том, что новгородцы хотят изменить ему и передаться Литве. По дороге к Новгороду опричники устроили кровавые погромы в Твери, Торжке. Погибло множество жителей. В январе 1570 г. начался погром в Новгороде, продолжавшийся больше месяца. Исследователь В.Б.Кобрин полагает, что число жертв доходило до 10-15 тыс. человек. Весной 1570 г. были обвинены в измене уже многие из руководителей опричнины. 15 июля 1570 г. состоялась публичная казнь более ста человек на Красной площади в Москве.

Опричнина ослабила силы русского народа, значительно разрушила экономическую мощь страны. Опричное войско оказалось малобоеспособным в борьбе с внешним врагом. В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей совершил очередной набег на Русь. Большая часть опричников на службу не вышла. Девлет-Гирей сжег и разграбил Москву. Осенью 1572 г. Иван Грозный опричнину “отставил” (т.е. отменил). Наказанию подлежал тот, кто только осмелится произнести слово “опричнина”, которое превратилось в крамольное. Разорение и террор, сопровождавшие опричнину, вместе с последствиями неудачной Ливонской войны 1558-1583 гг. и эпидемией чумы начала 70-х гг. XVI в. привели к глубокому экономическому кризису. Необработанными оставались более половины земель. Разруха ускорила закрепощение крестьян, способствовала утверждению наиболее жестких форм крепостничества. В 1580-1581 гг. были введены “заповедные лета”, запрещавшие крестьянам покидать своих господ даже в Юрьев день. Опричный террор отразился на положении дворянства. При Иване IV, как писал известный российский историк В.Б. Кобрин, “завершилось превращение русских дворян в холопов самодержавия”. Экономическая разруха, закрепощение крестьян, противоречия в среде господствующего сословия, возникшие в годы опричнины, крайне осложнили социальные проблемы. А династический кризис конца XVI в. вместе с вышеуказанными факторами вызвал к жизни самый глубокий и всеобъемлющий кризис российского общества, получивший название Смуты или Смутного времени (1598-1613).